Публикации БУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: БУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Воронцова Светлана Юрьевна

БУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯВоронцова С.Ю. педагог Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа №30», г. БелгородаВведение Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную практику диктует потребность создания специальных условий для организации инклюзивного образования, то есть обучение таких детей может быть организовано совместно с их здоровыми сверстниками в общеобразовательных организациях. Это значит, что появление в классе ребенка с ОВЗ стало обычным событием, что неизбежно приводит к возникновению новых социально - психологических проблем, в том числе и буллинга. Впервые явление буллинга было описано скандинавским ученым Д. Олвеусом в 70-е годы ХХ в. В то же время появилось и понятие буллинг в школе. Исследованием феномена буллинга занимались зарубежные (А. Бартини, К. Босворт, Б. Глейзер, А. Гольдштейн, А. Гуггенбюль, И. Колмен, Д.А. Лэйн Д П. Мак-Ларен, Е. Мунте, В.Т. Ортон, К. Пеллегринн, А. Пикас, Е. Роланд, Т.В. Сейджер, М. Селигманн, А. Сурандер, Д.П. Таттум, П.П. Хайнеманн, А.М. Хорн, М. Шеффер и др.) и отечественные психологи и педагоги (И.С. Бердышев, Е.Н. Волкова, А.В. Гришина, Е.Ю. Зотова, И.С. Кон, М.Г. Нечаева В.Р. Петросянс, Н.А. Польская, О.А. Селиванова, Ю.А. Скроцкий, Г.У. Солдатова, Д.Н. Соловьев, Т.С. Шевцова и др.).В современно мире, детям с особенностями развития очень важно чувствовать себя частью общества. В связи с этим тема инклюзии в школе крайне актуальна. Инклюзия – это создание образовательного маршрута, который позволяет каждому ребёнку включиться  в общеобразовательный процесс, во все аспекты школьной жизни. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Для детей с ОВЗ самым важным аспектом инклюзии является возможность социализации: общения со сверстниками-78%, развития адаптивных навыков-68%, самостоятельности, самоопределения-54%, участия в конференциях, олимпиадах и других общешкольных мероприятиях наряду с другими детьми-42%. А совместное обучение, с точки зрения родителей, позволит их детям  избавиться от чувства изолированности. Оно также будет способствовать воспитанию толерантности, доброты, ответственности», развитию гуманного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями.Однако на данном пути можно столкнуться с определенными трудностями. Нередко педагогам приходится наблюдать проявление агрессии, неприятия, непонимания со стороны учащихся класса в отношении детей с ОВЗ. Практически в каждой школе есть  класс, в котором дети  становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим - приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самая главная проблема заключается в том, что в группе риска может оказаться практически любой, но дети с ОВЗ в этой группе на первом месте. Бесспорно, что психологические травмы, приобретенные в школьном возрасте, могут обернуться серьезными проблемами в зрелом возрасте. Специалисты (психологи, педагоги, педиатры, невропатологи) утверждают, что последствия психологического насилия не проходят бесследно и оказывают весьма негативное влияние на дальнейшее становление личности в жизни.В этой связи проблема первичной социально-педагогической профилактики школьного буллинга становится одной из самых важных и необходимых. Конечно, риск возникновения этих неблагоприятных факторов повышается в образовательных организациях, если не все участники образовательного процесса готовы к появлению на пороге ребенка с ОВЗ. Дети могут быть не готовы к наличию специфических физических и психологических особенностей у нового ученика. Многочисленные исследователи объясняют этот фактор тем, что школа представляет собой место для разрядки учащимися своих накопившихся негативных эмоций и неблагоприятных чувств. Родители могут быть недовольны появлению ребенка с ОВЗ в связи с отсутствием информации о психологических особенностях нового ученика. А педагоги, в свою очередь, могут быть не готовы психологически и профессионально и, что особенно важно, потерять чувствительность к психологическим процессам в классе или группе и упустить момент зарождения буллинга. Но разглядеть типичных зачинщиков, агрессоров и жертв травли, чаще всего получается только у педагогов и психологов. Педагог знает статус каждого ребенка в классе, группе, особенности детско-родительских отношений в семьях детей, специфику секций и кружков, которые посещают дети, особенности межличностных отношений. А коррекционная работа психолога, направленная на повышение  самооценки ребенка, его стрессоустойчивости даст положительную динамику только в тандеме с работой педагога, который поможет влиться, включиться и стать своим в этом, пока чужом классе или группе.Предотвращение школьного буллинга является одной из первостепенных задач современной инклюзивной школы, так как риск возникновения этих неблагоприятных факторов повышается в инклюзивных классах, если не все участники образовательного процесса готовы к появлению ребенка с ОВЗ в классе.             Литература:1. Бобровникова Н.С. Профилактика буллинга в образовательной среде / Н.С. Бобровникова //Молодой ученый. – 2016. - №12. – С. 759-761 2. Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. - №9. – С. 13-18 3. Зорина В.М. Деятельность школьных социальных служб в рамках инклюзивного образования / В.М.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»