Публикации СТАТЬЯ «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СТАТЬЯ «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Автор: Глушенкова Татьяна Ивановна

«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»Глушенкова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СШ №14 г.АрзамасСостояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно молодёжи. Несмотря на некоторую стабилизацию демографических показателей, выявляется отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.В соответствии с Законом РФ “Об образовании в РФ” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Новый образовательный стандарт впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования.При этомФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является соблюдение «правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». [5]Цель: теоретически обосновать педагогические условия применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.Предметом исследования избрано применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима дняТехнологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.Правило 1.Правильная организация урока.Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Организация урока должна обязательно включать три этапа:-1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);-2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.Таблица 1 [4]Правило 2. Использование всех каналов восприятия.Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:- левополушарные люди- при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;- правополушарные люди- доминирование правого полушария, развитие конкретно-образного мышления и воображения;- равнополушарные люди- у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;- кинестетическое восприятие.Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.[5]Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Таблица 2 [3]Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, следовательно, и умственную работоспособность. Отсюда понятна необходимость выделения на уроке минут двигательной активности. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока. Кроме этого, особенно для детей начальной школы, необходима гимнастика для снятия зрительного утомления.[2]На сегодняшний день очень актуальна проблема сохранения здоровья младших школьников, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий на укрепление и сохранения физического, психического и духовного здоровья. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученный знания в повседневной жизни.[3] Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.[1]СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Борисова А. А., Борисова Л. П., Сыромятникова Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования// Молодой ученый. 2012. № 6. - С.375–377
  • Зайцев Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология. - 1997. - № 4. – С. 9-12.
  • Павлова М. А., О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении.- 2010г.- 248 с.
  • Чурьянова М.И., Круглова И.И. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие // Здравоохранение Российской Федерации. - 1994. - № 4. – С. 25-33.
  • Ресурсы Интернет