Публикации "Влияние памяти на успешность учебной деятельности младших школьников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние памяти на успешность учебной деятельности младших школьников"
Автор: Серегина Анастасия Андреевна

Сегодня образование претерпевает видимые изменения: это касается и его содержания, и его организации. Современный ученик, обучаясь в школе, не приобретает готовые знания, умения и навыки, а должен «научиться» учиться, на ученика возлагается большая ответственность, к нему предъявляется больше требований. Одно из важных качеств современного ученика – это самостоятельность, что связано с всеобщей информатизацией, с большим количеством информационных источников, к которым имеет доступ человек. Доступность и избыточность информации видоизменила роль педагога, который сегодня является не столько ее носителем, сколько профессионалом, который может научить ученика ориентироваться и работать в широком информационном поле. Таким образом, миссия учителя сегодня – это формирование у учащихся способности и потребности учить себя в течение всей жизни. Именно поэтому в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования акцент ставится на универсальных учебных действиях, обеспечивающих выпускникам успешную социализацию в современном обществе. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что в деятельности учителя неминуемы кардинальные изменения. Это утверждение верно при одном условии: если вместе с новыми подходами будут проанализированы те традиции обучения, которые являлись эффективными на протяжении многих лет. Одной из таких традиций является позитивный опыт по развитию у учащихся высших психических функций, в том числе памяти. Высокий уровень развития памяти – это одна из основных составляющих успешного обучения, так как чем лучше ученик запомнил материал, тем легче он его может воспроизвести, ответить на уроке, получить положительную оценку. Может показаться, что сегодня роль памяти в процессе обучения уменьшается, поскольку любая информация доступна современному человеку, который с помощью того или иного приспособления (компьютера, планшета, 4 смартфона и т.п. устройства, обеспечивающего выход в Интернет) получает доступ к информационным ресурсам. При этом затраты времени настолько минимальны, что такой способ получения знания доминирует над традиционными: посещение библиотек, чтение книг и т.п. С другой стороны, полученная таким способом информация малопригодна в ситуации контроля, проверки знаний, если в памяти не запечатлены образы полученной информации (формула, текст и т.п.). Другими словами, несмотря на то, что способы получения знания сегодня несколько изменены, механизмы получения истинного знания остаются прежними: чтобы знать, нужно воспринять, сформировать представление (образ) и в определенный момент воспользоваться этим образом, т.е. вспомнить его. В любой образовательной парадигме большой объем знаний требуется запомнить, в том числе и для умения отбирать из доступной информации достоверную. Современный ребенок имеет возможность получить информацию мгновенно, но зачастую она воспринимается в усечённом виде – видеоролик, запись на цифровом носителе, аудиокнига и т.п. Другими словами, информация поступает, восприятие работает, но образ воспринятого не формируется. Как следствие – это неконтролируемое, быстрое забывание, невнимание, фрагментарность представлений об окружающем мире, как предметном, так и социальном. Большинство детей младшего школьного возраста, жизненный опыт которых еще мал, с трудом могут устанавливать связи между процессами, явлениями, причинно-следственные связи и т.д. Способ познания, как правило, сводится к восприятию готовой информации и ее механическому запоминанию: дети заучивают правила, тексты, стихотворения, по шаблону пересказывают литературные произведения и прочее. Таким образом, возникает проблема произвольности психических процессов: восприятия, памяти, на основе которых и формируются образы реальной действительности. Встает вопрос о выборе эффективных способов развития памяти у современных детей, которые, с одной стороны, позволили бы сохранить 5 традиции обучения, а с другой – придерживаться логики принятых стандартов, а главное, учитывать особенности учеников, которые из-за доступности информации память не тренируют. Учитывая, что на ступени начального обучения у детей ещё преобладает образная память, учитель должен найти наиболее эффективные приемы и техники развития этого вида памяти.