Публикации Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приёмы формирования коммуникативной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор: Логинова Татьяна Николаевна

Логинова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа №3 г.ЧерногорскаМетодические приёмы формирования коммуникативной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе В современном, стремительно развивающемся, цифровизированном мире остро встаёт проблема человеческих взаимоотношений, но ведь с этим сталкивались и предыдущие поколения, т.е. это вечная проблема, которую мы решаем каждый день, в том числе и с детьми в школе. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, гаджетах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. Сегодня школа на первый план выдвигает развитие личности ребёнка, его социальную адаптацию и коммуникативные компетенции. Именно этому способствует внедрение в педагогическую деятельность методов и приемов, строящихся на определённых схемах взаимодействия, то есть формирование коммуникативной грамотности учащихся. Вся наша работа с детьми сейчас направлена на достижение следующих целей: постижение красоты человеческих отношений, развитие коммуникативных, речевых умений, социальных установок качеств личности: сознательное, творческое отношение к общению, интерес, внимание к партнеру по общению; ориентация на их лучшие качества; адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге; дискуссии; познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность. В своей работе стараюсь создать условия для продуктивнойкоммуникации между учениками и между учениками и учителем. Этоявляется непременным условием как для решения детьми учебных задач,так и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развитиякаждого ученика и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует,что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися вусловиях коммуникации, то есть в процессе учения они будутконтролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своегодействия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разныемнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение ипозицию и т.п. а это означает, что будет формироваться коммуникативная грамотность. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке использую игровые приёмы и задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:1. «Рассказ от первого лица»- рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля- повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»2. «Комплимент»- сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)3. «Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку4. «Изменение сказочной развязки»- придумать другое окончание сказки, рассказа Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:- Ролевое чтение;- Ролевые диалоги;- Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);- Придумать разговор героев произведения по телефону;- Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.);- «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;- «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков. В своей деятельности на уроках литературного чтения применяю приём «Создай паспорт». Данный приём работы вызывают у детей интерес, учит рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формирует умение слушать других, высказывать своё мнение, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению общаться.Прием «Создай паспорт».Тема: «Характеристика героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»Учитель:- Назови главного героя произведения. - Какие личностные качества соответствуют этому герою?Дети перечисляют качества старика, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».- Какой герой является противоположностью главному герою?- Какие качества подходят этому герою? (Сварливая, хитрая, злая и т. д.)Дети перечисляют качества старухи, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».- Поработаем в парах. Задача: создать паспорта двух противоположных героев – воробья и вороны. Паспорт литературного герояИмя ___Создатель___Прописка___Внешний вид___Личные качества ___ В условиях формирования коммуникативной грамотности благодаря элементам технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. В результате младшие школьники приобретают коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.