Публикации
Статья «Развиваем мелкую моторику рук у детей на занятиях бисероплетением».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Развиваем мелкую моторику рук у детей на занятиях бисероплетением».
Автор: Шарабаева Тамара Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Развиваем мелкую моторику рук у детей на занятиях бисероплетением».
Автор: Шарабаева Тамара Владимировна
Шарабаева Тамара ВладимировнаВоспитатель высшей кв. кат. МБДОУ «Д\с «Звёздочка»», г. АбаканСтатья «Развиваем мелкую моторику рук у детей на занятиях бисероплетением».На сегодняшний день развитие тонкой моторики становится особенно актуальным на этапе подготовки старших дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно - двигательной координации. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе и рук, и как следствие наблюдается общая их неготовность к письму. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы, относят к тонкой моторике. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как, например, ходьба, поэтому требуют специального развития. Для развития тонкой ручной моторики важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Так, например, моторная ловкость может эффективно развиваться в плетении из бисера. Такое занятие доступно и полезно, а главное, поделка из бисера всегда выглядит ярко и эффектно.[3, с.38]Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями других групп, психологом, родителями и логопедом, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы).В своей работе я поставила перед собой цель: развитие тонкой моторики старших дошкольников на занятиях по бисероплетению.Мною была разработана двухгодичная программа кружковой работы по обучению дошкольников бисероплетению (для детей старшей и подготовительной групп). Программа разработана с учётом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе, дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, у них развивается эстетический вкус, расширяются представления о декоративно-прикладном искусстве, формируется “культура творческой личности”. Занятия построены по принципу от простого к сложному, начинаем плести всегда с самого простого. Вначале предлагаю малышу поочередно нанизывать бисер двух цветов на проволоку, затем из неё мы формируем звёздочку, ёлочку, листик и т.д. Вначале у детей плохо получается нанизать бусинку на проволоку, так как у них слабо развита моторика пальцев и им трудно захватить пальцами маленькую бусину. Но через 2 – 3 занятия дети справляются с этим заданием гораздо быстрее, затем усложняю задачу, и выполняем с ними «бусы и браслеты в виде косичек», «цепочку из колечек», способом простого нанизывания бисера на леску, переплетения их в виде косичек, соединения колечек между собой. Через 6-7 занятий знакомлю детей со способом параллельного плетения (изготавливаем фигурки животных, ,человечков, цветов и т.д.), здесь они не только нанизывают бусины, но и учатся закреплять ряды, что требует больших усилий и ловкости пальцев рук, ведь нужно не только нанизать бусинки, но и удержать их при протягивании через них второй проволоки. В процессе работы у детей вырабатывается выдержка, усидчивость, что тоже не маловажно при обучении в школе.На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов наглядности позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом я имею большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшей схеме, словесной инструкции. Сначала дети выполняют работу под диктовку, а затем я постепенно ввожу образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память. К середине подготовительной группы дети уже самостоятельно работают по схемам, дома они самостоятельно пользуются различной литературой, изучают схемы и изготавливают поделки.В конце года, совместно с психологом провела диагностику развития мелкой моторики рук с детьми выпускной контрольной и экспериментальной групп по 20 человек, используя тесты для детей 6 - 7 лет «Развитие мелкой моторики руки» - И.Топоркова, С. Гаврина, Н. Кутявина, С. Щербинина. Сопоставив результаты диагностики, я пришла к выводу: при систематической работе в данном направлении кисть ребенка приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, победа во Всероссийских конкурсах «Арт - талант» и «Рыжий кот», участие в Международном конкурсе «Звезды нового века».Библиографический списокИзабель Кассал - Селье «Объёмные фигурки из бисера» /изд. группа «Контэнт», 2009. ». Титова И.Г. «Коррекция мелкой моторики через работу с бисером». Дошкольная педагогика 2008 №8, с.38 – 42. Зимина М.С. «Домоводство для девочек: Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделий. «Все о бисере»». – М.: Эксмо, 2006, с. 319 – 397.