Публикации Рабочая программа коррекционно - развивающих дефектологических занятий для детей с ТМНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа коррекционно - развивающих дефектологических занятий для детей с ТМНР
Автор: Кулешова Юлия Александровна

Общее назначение программыДанная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми 7-18 лет, имеющих тяжелые множественные нарушениями развития. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
  • Конституцией РФ;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конвенцией ООН о правах инвалидов;
  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»;
  • Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации обобразовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями идополнениями);
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарноговрача РФ от 29.12.2010.
  • Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и основана на методических рекомендациях по разработке Специальной индивидуальной программы развития для детей с умственной отсталостью А.М. Царева. Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, по коррекции и формированию общего развития воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им. Г.И. Россолимо. Актуальность программыАктуальность настоящей программы обусловлена тем, что в числе воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им. Г.И. Россолимо есть дети с тяжелыми множественными нарушениями развития из-за которых испытывают существенные трудности в социальной адаптации и обучении. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы и проведении индивидуальных коррекционных занятий, форм и методов, которые должны быть адекватны их возможностям.Цель программы Для детей с тяжелыми и множественныминарушениями развития, с глубокой умственной отсталостью основным является развитие личности, формирование общейкультуры, соответствующей общепринятым нравственным исоциокультурным ценностям, формирование необходимых длясамореализации и жизни в обществе практических представлений, уменийи навыков, позволяющих достичь максимальновозможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.Задачи программы- Обучающие. Расширение представлений о себе и об окружающем мире; улучшение понимания обращенной речи; обучение использования средств альтернативной коммуникации для выражения своих желаний и потребностей.- Развивающие. Развитие психических процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятий, ориентировки в пространстве и времени, зрительного и слухового внимания, памяти; развитие общей моторики и координации речи с движениями, мелкой моторики; - Воспитательные. Формирование интереса к игровой деятельности, совместным играм и занятиям со взрослыми и детьми, обучение коммуникации и продуктивному взаимодействию со взрослыми и детьми.Планируемые (ожидаемые) результатыОсновным ожидаемым результатом освоения обучающимся программы коррекционных курсов является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.Помимо этого, к ожидаемым результатам можно отнести следующие:- улучшение понимания обращенной речи;- развитие навыков использования средств альтернативной коммуникации (Макатон, визуальные помощники) для выражения своих желаний и потребностей;- улучшение навыков продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками- развитие крупной и мелкой моторик;- улучшение навыков ориентации во времени и пространстве;- формирование сенсорных эталонов;- расширение знаний и представлений об окружающем мире.Направления и методы работы Основные направления работы учителя-дефектолога:
  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • аналитическое;
  • консультативно-просветительское и профилактическое направления;
  • организационно-методическое.
  • Учитель-дефектолог проводит диагностику обучающихся в начале учебного года с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений, навыков в соответствии с Картой дефектологического обследования. По результатам диагностического обследования, учитель-дефектолог комплектует состав учащихся, с которыми будет проводить индивидуальные занятия, определяя подходящий для каждого обучающегося коррекционный уровень (см. приложение ). В конце учебного года проводится итоговое обследование обучающегося для определения индивидуальных достижений по результатам проведенных занятий. После которого принимается решение о дальнейшей стратегии обучения: расширение круга изучаемых тем и формирование новых умений и навыков, при достижении ожидаемых результатов, либо, дублирование пройденных занятий, если ожидаемые результаты оказались недостаточными.Принципы работы- принцип системности опирается на представление о психическом развитии, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.- принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.- принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов учреждения. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов центра. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. - принцип доступности предполагает построение обучения детей на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.- принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, в котором между его составными частями существует логическая связь, то есть последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы она способствовала развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.Формы реализации программыДанная программа предназначено для детей с 7 до 18 лет, с тяжелой, глубокой умственной отсталостью. В процессе применения программы будут использоваться индивидуальные формы дефектологических занятий. Занятия будут проводится 2-3 раза в неделю. Длительность одного занятия – 30 мин.Календарное планирование, приложенное к данной программе рассчитано на один учебный год (см. Приложение). Список использованной литературы1.Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»2.РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».3.Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС.4.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.5.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.Приложение Аннотация к учебным планамУчебный план 1 уровняВоспитанники данной (условной) группы не доступны к продуктивному контакту, у них отсутствует собственная речь, а обращенную речь они понимают фрагментарно – только хорошо знакомые фразы в контексте ситуации, инструкции не выполняют, не могут выразить свои потребности и желания даже с помощью средств альтернативной коммуникации, не проявляют интереса к игрушкам и к общению со сверстниками, сенсорные эталоны не сформированы, отсутствуют умения ориентироваться во времени и пространстве, граф-моторные навыки не развиты, представления о себе и об окружающем мире отсутствует. Навыки самообслуживания не развиты. Учебный план 2 уровняВоспитанники данной (условной) группы, доступны к контакту, у них отсутствует собственная речь, обращенную речь они понимают частично, способны выполнить хорошо знакомые элементарные инструкции, частично используют средства альтернативной коммуникации – визуальные помощники, базовые жесты «Макатон», есть интерес к игрушкам и к общению с другими детьми, сенсорные эталоны и умение ориентироваться во времени и пространстве находятся на стадии формирования, граф-моторные навыки присутствуют в виде чирканья, представления о себе и об окружающем мире не развиты. Занятия с данной группой детей направлены на формирование сенсорных эталонов, совершенствование навыков предметно-практической деятельности, развитие навыков альтернативной коммуникации, формирование пространственно-временных представлений, представлений о себе и об окружающем мире. Навыки самообслуживания также находятся на стадии формирования.Учебный план 3 уровняДети этой условной группы хорошо понимают обращенную речь на бытовом уровне. Собственная речь отсутствует, однако доступно общение на невербальном уровне, с помощью средств коммуникации. Воспитанники данной группы хорошо понимают жесты «Макатон», могут применять их по ситуации для выражения своих желаний и потребностей, активно пользуются визуальными помощниками. Проявляют интерес к играм и игрушкам, сенсорные эталоны и пространственно-временные представления частично сформированы (знают 4 основных цвета и 3 формы), знают времена года, ориентируются в пространстве хорошо знакомых помещений. Частично развиты представления о себе и окружающем мире - ориентируются в своем теле, знают некоторые профессии, некоторых животных и т.д. Занятия с данной группой детей направлены на закрепление изученных жестов «Макатон» и расширение «словаря» используемых жестов, закреплению и дальнейшему изучению цветов и форм, улучшению ориентации во времени – изучение месяцев, частей суток, дифференциации и расширению знаний о себе и окружающем мире, изучению элементарных математических представлений (изучение величин и количеств, знакомство с числами и счетом в пределах 3-х), обучение основам глобального чтения (обучение нахождению карточек со своим именем и фамилией, цифрам в пределах 3-х, названий времен года), формированию графических навыков (умение держать правильно карандаш/кисть, видеть границы объекта на листе бумаги и раскрасить его не выходя за границы.Учебные планыУчебный план 1 вариантаУчебный план 2 вариантаУчебный план 3 варианта