Публикации Мастер-класс по теме «Методы и приемы работы по формированию навыка чтения младших школьников» (обобщение педагогического опыта)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс по теме «Методы и приемы работы по формированию навыка чтения младших школьников» (обобщение педагогического опыта)
Автор: Рогова Наталья Николаевна

Мастер-класс «Методы и приемы работы по формированию навыка чтения младших школьников»Цели- Развивать умение педагогов использовать на практике методы и приемы, направленные на формирование у обучающихся читательской компетенции.- Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности.- Пополнить методическую копилку педагогов разнообразными методами и приемами развития читательской компетенции- Содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.Оборудование:  компьютер, проектор, раздаточный материал. 1. Организационный моментНа полянке. Звучит музыка 1.Упражнение на артикуляцию.В класс заходят дети со звукамиЛетела муха около уха: ж-ж-жЛетела оса около носа: с-с-с.Летел комар и звенел: з-з-з.Сел на цветок (дети садятся на места), а мы его хлоп И поймали (кулачок прижимают к уху): з-з-з-з- пусть летит!Звучит музыка 2.Дыхательная гимнастика. «На полянке»- Посмотрите, как красиво вокруг. Сколько цветов! А какой восхитительный запах! (дети вдыхают аромат цветов). Дует свежий ветерок. (Дети дуют на цветок) 2. Актуализация пройденного материала.- На нашей полянке много интересного. (Звучит музыка 3.)1) Составление чистоговорок:Ры - ры - ры — летают комары. До-до-до – вот на дереве гнезда.Жа-жа-жа – есть иголки у ежаСа – са – са – в лесу бегает лисаСу-су-су – поймали мы осуГа-га-га – есть у речки берега Ко-ко-ко – рыба ловится легкоЛо-ло-ло- на улице тепло.Ать-ать-ать – мы идем играть2) Скороговорка.- Вокруг много насекомых. Вот и жук. Он пришел к нам со скороговоркой. Прочитаем ее сначала медленно, затем быстрее. Главное: четко выговаривать каждый звук.Жук упал, и встать не может.Ждет он, кто ему поможет.КомментарийСкорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.На первых уроках особое внимание уделяется гласным звукам, их образованию, артикуляции, произнесению, умению выделять ударный слог силой голоса. При работе над звуками можно использовать игровые моменты:В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».Чтобы увлечь всех детей и добиться хороших результатов, необходимо на каждом уроке работать над артикуляцией, разучивать скороговорки, а также использовать разнообразные упражнения:Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.Скороговорки помогают развивать речь, правильно произносить слова, чтобы говорить красиво и без ошибок.- Слоги, как цветы рассыпались по нашей полянке. Прочитаем слоги по строчкам, четко выговаривая звуки.3) Упражнения на артикуляцию гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - леЗвучит музыка: пение птиц 4.- Вот и птички прилетели, а с собой принесли новое задание. Перед нами таблица. Ее мы сначала прочитаем по горизонтали, а затем по вертикали. 4) Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используем работу со структурными слоговыми таблицами. (Звучит музыка)Виды упражнений со слоговыми таблицами:1. Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. к ка кар карпр ро рос ростп па пар паркс со сор сортн на нас настт то тол толк2. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. 3. «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог.сма мра мна нра кра тра сла спа спра зла рса рзапра сгна вна вса смо мромнo нро кро тро сло спо4. Найди слово. Взрослый говорит слово, дети закрашивают их цветными карандашами.КомментарийУпражнения на артикуляцию гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных направлены на одновременную тренировку дикции, дыхания и голоса. Если трудно делать сложные упражнения, нужно вернуться к ним после боле простых.Таблицы и слоговые цепочки могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы. С помощью таблиц и слоговых цепочек (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма. 5) Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида: 3. Работа с текстомЗвук топота лошади.- На нашу полянку прискакала лошадка. Давайте, и мы с вами выполним артикуляционное упражнение «Лошадка». (видеозапись)1) Чтение названия текста- Возьмите карточку и прочитайте название текста, который будем читать.- Сейчас прочитаем трудные слова из текста.2) Чтение трудных слов пе-ре-ли-ва-ют-ся КОлоКОЛЬчиКИ КУЗнеЧИки гвоз-ди-ки зоЛОтисТЫе КАПЕЛЬКИ ПОБЫВАТЬ-Возьмем наши прямоугольники для чтения. Читать будем по цепочке.Звучит музыка 5 – дети читают.3) Чтение текста, используя карточку с прорезью.Летом на лугу так красиво! Весь луг покрыт зеленой травой и яркими цветами. В траве блестят алмазы. На солнце они переливаются всеми цветами радуги. Это капельки росы. Дует свежий ветерок. В высокой траве ты видишь малиновые васильки, жёлтый люпин. Любуешься голубыми колокольчиками, розовыми гвоздиками. Белые ромашки, золотистые цветки зверобоя, скромные маргаритки не спутаешь ни с чем. Над лугом порхают пестрые бабочки. Летает быстрая ласточка. В траве трещат зеленые кузнечики.Хорошо побывать на лугу!Комментарий1. Название текста. Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.2. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста позволяет это слово быстрее прочитать при непосредственном чтении этого текста, уже понимая его смысл и смысл прочитанного. Это еще одно средство, позволяющее свести к минимуму регрессии (нарушают правильность чтения) и подчинить их смысловой стороне чтения. В чем польза разноцветных слов? Уточняю: внимание детей задерживается на единицах чтения, дети не путают графику букв, учатся читать правильным способом, не по буквам, а по слогам, слоги не разрывают, в итоге легче понимают прочитанное, а техника чтения быстро улучшается.3. Приспособление для чтения. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание - достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.4) Вопросы после текста.- Вот мы и побывали на летней полянке зимой. Наше путешествие заканчивается. Давайте подведем итог нашего занятия. Прочитаем предложения, которые не разделены на слова. 4. Итог урокаСЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ:МЫПРАВИЛЬНОДЫШАЛИ.ЧИТАЛИСЛОГИСЛОВАТЕКСТУЧИЛИСЬПРАВНОМУПРАВИЛЬНОМУЧТЕНИЮМЫУЧИЛИСЬГОВОРИТЬСКОРОГОВОРКИРАБОТАЛИДРУЖНОИАКТИВНОКомментарий «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К. Д. УшинскийРоль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание. Для этого и выполняются подобные упражнения.5. Рефлексия Звучит музыка 6.А теперь поднимите своих бабочек те ребята, которым было все понятно на уроке, со всеми заданиями справились. Поднимите своих бабочек те ребята, кто не со всеми заданиями смог справиться и что-то еще осталось непонятным.Поднимите своих бабочек те ребята, кто испытывал трудности в выполнении большинства заданий.Ребята, а что бы вы хотели сделать с этими бабочками.Бабочки гостям. Карточки для урокаКартинки для украшения класса