Публикации Консультация для родителей детей раннего возраста "Пальчиковые игры для самых маленьких"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей детей раннего возраста "Пальчиковые игры для самых маленьких"
Автор: Есенкова Ирина Александровна - Работягова Юлия Сергеевна

Консультация для родителей детей раннего возрастаПальчиковые игры для самых маленькихИгра - самый лучший способ развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Игры с пальчиками являются эффективными в развитии мелкой моторики и координации движений. Пальчиковые игры - это инсценировка какихлибо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость ребёнка.Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий. Перед игрой с ребёнком обсуждается её содержание, отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволяет подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения.Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. При повторных проведениях игры дети начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Разученные упражнения постепенно заменяются новыми. Пальчиковые игры - это отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» - это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.Такая игра - это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам - шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка - это способ начать познавать удивительный окружающий мир.Общие правила пальчиковых игр:
  • Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
  • Объяснить правила игры в доступной для ребенка форме.
  • Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просит играть.
  • Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
  • Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
  • «Играем вместе с мамой»Для детей группы раннего возраста«Раз кружок, два кружок»Раз кружок, два кружок и поставить кулачок и ладошку пощипать, а потом пощекотать (выполняем движения по тексту).«Моя семья».Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, ну а этот пальчик я, вот и вся моя семья! (поочередно дотрагиваемся до пальцев, начиная с большого пальца). «С крыши капели»С крыши капели (стучим пальцем одной руки по ладони другой), ручейки запели (делаем кистями рук «волну»), воробьи чирикают (изображаем пальцами клювики), они весну кликают (машем руками к себе).«Рыбка-малютка» Рыбка-малютка по речке плывет (соединяет ладони, выполняет движения поочередно в стороны), рыбка-малютка хвостиком бьет (машем кистями рук вверх-вниз). Рыбка-малютка по речке плывет, рыбка-малютка плавничками бьет.Пять утятПять утят плывут вперёд,На берегу их мама ждёт,Одна из рук - «мама утка» - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят.Но только четверо утятВернулись к мамочке назад.(постепенно пальцы загибаются)Четверо утят плывут…Трое утят плывут…Двое утят плывут…Вот один плывёт вперёд,На берегу его мама ждёт.На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки(«мамой-уткой»).И сразу пятеро утят вернулись к мамочке назад.ЧервячкиРаз, два, три, четыре, пять,Червячки пошли гулять.Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).Раз, два, три, четыре, пять,Червячки пошли гулять.Вдруг ворона подбегает,Головой она кивает,(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).Каркает: «Вот и обед!»(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).Глядь, а червячков уж нет!Сжимаем кулачки, прижимая их к груди«Ладушки-ладошки»Мыли мылом ушки (дотрагиваемся до ушей, «моем»), мыли мылом ножки (дотрагиваемся до ног, «моем»). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки (делаем «фонарики»)! Вот какие ладушки, ладушки-ладошки (хлопаем)!Курочке-пеструшке накрошили крошки (щепотью обеих рук «кормим» птичек). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!Строили ладошки домик для матрешки (соединяем ладони «домиком» над головой). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!Наварили кашки, помешали ложкой (указательным пальцем одной руки делаем круговые движения по ладони другой руки). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!Устали ладошки. Отдохнуть хотят немножко (кладем ладони на колени, молча сидим) (минута тишины).Упражнения1.     Маслице, вареньице, сметанка, сахарок. Долго-долго гладили, а после щекоток.Инструкция: поглаживаем левую и правую ладонь ребенка, спину, животик, затем в той же очерёдности щекочем.2.     Это пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик гриб варил, этот пальчик гриб солил, а вот этот его съел, и немного растолстел.Инструкция: поочередно массируем пальцы рук, начиная с мизинца левой руки.3.     (1) Ручки, чтобы не скучать стали птичками летать. 2) На такую вышину, (3) на такую нижину, (4) на такую ширину,(5) на такую ужину. (6) Голова для них как дом, будут спать на ней вдвоём. Инструкция: 1 – машем кистями рук, 2 – поднимаем ручки, 3 – опускаем ручки, 4 – разводим ручки, 5 – сводим ручки, 6 – кладём ручки на голову.4.     (1) Дождик, дождик, хватит лить, зайку нашего мочить! (2) Дождик, дождик хватит лить, зайку нашего мочить! (3) Выйди, солнышко, скорей, зайку нашего согрей! (4) Выйди, солнышко, скорей, зайку нашего согрей! Инструкция: (1) Указательным пальцем одной руки стучим по ладони другой руки. (2) поочередно поглаживаем тыльную сторону ладони левой и правой руки. (3) поднимаем руки вверх, изображая восходящие лучики солнца. 5.     (1) Мы капусту рубим, рубим, мы капусту рубим, рубим. Деток просим не зевать и немножко помогать. (2) Мы морковку трём, трём, мы морковку трём, трём. Деток просим не зевать и немножко помогать. (3) Мы капусту солим, солим, мы капусту солим, солим. Деток просим не зевать и немножко помогать. (4) Мы капусту жмём, жмём, мы капусту жмём, жмём. Деток просим не зевать и немножко помогать. Инструкция: (1) Выполняем рубящие движения ладонями. (2) Трём кулачок об кулачок. (3) Проводим большими пальцами рук по другим пальцам от мизинца к указательному пальцу.(4) Сжимаем и разжимаем пальцы.6.     (1) Тук, тук, кулачком постучимся в этот дом. (2) А на крыше гули спят, (3) и от стука улетят. Инструкция: (1) стучим кулачком по кулачку. (2) кладём ручки на голову. (3) машем кистями рук и прячем их за спину.