Публикации Обучение сжатому изложению при подготовке к ОГЭ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение сжатому изложению при подготовке к ОГЭ
Автор: Сташкова Любовь Юрьевна

Обучение сжатому изложениюпри подготовке к ОГЭПонятие изложенияИзложение – традиционный вид учебной деятельности по развитию связной речи школьников. Еще в дореволюционной школе изложение (как устное, так и письменное) было одним из самых распространенных видов работы. Анализируя общеобразовательные программы по русскому языку Ладыженской Т.А., Бабайцевой В.В., Канакиной В.П можно отметить, что обучение изложению начинается с первого класса. В 1-м классе – должны уметь правильно отвечать на вопросы плана, предложенного учителем, используя простые предложения.Во 2-м классе – вводятся следующие виды изложений: подробное, изложение по вопросам, работа с деформированным текстом.В 3-м классе – учатся коллективно составлять план (3-5 пунктов), знакомятся с творческим и выборочным изложением.В 4-м классе – умеют писать подробное изложение по простому плану, небольшие сжатые изложения.В 5-м классе – озаглавливают текст, составляют простой и сложный план, умеют писать подробные и сжатые изложения повествовательного текста художественного стиля с описанием.В 6-м классе - составляют план, умеют излагать тексты разных типов речи сжато, подробно или с творческим заданием.В 7-м классе - излагать текст сжато, подробно, выборочно, с заменой лица рассказчика, с трансформацией диалога.В 8-м классе - кратко излагать содержание текстов разной формы с использованием средств субъективной оценки.В 9-м классе - излагать тексты научного, публицистического стиля, составлять тезисы, конспекты.Изложение приобщает учеников к лучшим образцам языка, поэтому отбор текстов для изложения должен быть особенно тщательным.Сжатое изложениеСжатое изложение – это вид изложения, при котором требуется предельно краткая передача основного содержания прочитанного или услышанного. Умение кратко передать содержание прочитанного или услышанного жизненно важно, и навыки, приобретаемые на уроках сжатого изложения, применяются учащимися непосредственно в жизненной практике: в рассказах о прочитанной книге, при передаче содержания просмотренного кинофильма, услышанного по радио сообщения и т.д.Сжатое изложение считается наиболее трудным для учащихся видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. В ходе своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что многие учащиеся испытывают трудности при выделении главной и другой важной мысли, не умеют отвлекаться на ненужную информацию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной подготовки.Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию [Морозова, 1984:65].При проведении сжатых изложений формируются такие умения, как:1. Умение вычленять главное в информации.2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.Для сжатых изложений могут быть предложены тексты разных стилей: художественного, публицистического, научного, официально-делового. В процессе сжатия текста происходит отбор материала, его анализ, членение на части, выделение главного, его обобщение. Сжатая передача требует тщательной работы над оформлением мыслей: построением предложений, отбором соответствующей лексики, широким привлечением синонимичных языковых средств выражения мысли.Независимо от того, какие способы выбирает учащийся для выделения основного содержания текста, предъявленного для прослушивания, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:сохранение последовательности в развитии событий;наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;установление смысловой и грамматической связи между предложениями;использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания. [Морозова,1984:66-67].Степень сжатия исходного текста в изложении определяется стоящей коммуникативной задачей и может быть различной. Важна не степень сжатия текста, важно то, может ли ученик передать содержание исходного текста сжато [Морозова, 1984:65]. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.Сжатое изложение должно передавать содержание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки. Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут грамотно составить план прослушанного текста. И только после этого надо переходить к размышлениям о компрессии исходного текста. Основные приёмы, применяемые при сжатии текста:1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенно информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний и целых предложений);2) Свёртывание исходной информации за счёт обобщений (перевода частного в общее).К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:1. Исключение:- исключение повторов;- исключение одного или нескольких из синонимов;- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;- исключение фрагмента предложения;• - исключение одного или нескольких предложений.2.Обобщение:- замена однородных членов обобщающим наименованием;- замена гипонимов гиперонимом;- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.3.Упрощение:- слияние нескольких предложений в одно;- замена предложения или его части указательным местоимением;- замена сложноподчинённого предложения простым предложением;- замена фрагмента предложения синонимичным выражением. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей .Овладение всеми этими навыками происходит постепенно, в процессе проведения целого ряда усложняющихся от класса к классу сжатых изложений. Так, в 5 классе целесообразно проводить сжатое изложение отдельной части повествовательного произведения; в 6 классе – изложение текста, большего по объёму, знакомого и незнакомого детям; в 7 классе – изложение содержания диафильма, кинофильма, радио- или телепередачи; в 8 классе – сжатое изложение текстов публицистического характера; в 9 классе – конспектирование различных статей делового характера, составление тезисов, сжатое изложение художественного или публицистического стиля.Этапы работы над изложением при подготовке к ОГЭЭтапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. Для того чтобы подготовить детей к первой части экзамен, учителю необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста. Главная задача учителя в том, чтобы ребёнок усвоил содержание текста. Сюда входит:- уяснение основной мысли (идеи) текста, темы текста;- отделение в тексте главного от второстепенного;- запоминание основных фактов и их последовательность;- установление своего отношения к происходящим в тексте событиям, к героям.Для того чтобы обучающиеся усвоили содержание текста, применяется ряд методических приёмов:- выразительное чтение текста учителем;- объяснение непонятных слов и выражений;- беседа по содержанию текста;- составление плана;- выяснение подходящего способа сокращения;- устный пересказ текста учащимися по плану;- вторичное чтение;- написание изложения [Ладыженская, 1980:346-350].При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. Чтобы определить способ сокращения текста, нужно обратить внимание на его особенности. В текстах, в которых содержится нужная и несущественная информация, при сжатии лучше применить приём исключения, а в текстах, где преобладают второстепенные факты - приём обобщения (перевод из частного в общее).При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста. Немаловажное значение при обучении сжатому изложению имеет работа над языком текста. При данной работе учитель должен обращать внимание на объяснение смысла незнакомых слов, лексику. Работая над лексикой необходимо обратить внимание на подбор синонимов, перифраз, разбор архаизмов, диалектизмов, неологизмов, слов с переносным значением. А анализируя образно-выразительные средства, имеющиеся в тексте, необходимо выяснить, почему употреблено то или иное выражение. Языковая подготовка к написанию сжатого изложения необходима для того, чтобы ввести в речь учеников те слова из предназначенного для изложения текста. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщённо, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и оставить второстепенную.Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной - от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.Кратко изложить прослушанный текст - сложное задание, поэтому  сначала необходимо работать с текстом, который можно увидеть, прочитать [Суворова, 2005:37]. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём удобно отрабатывать различные приёмы компрессии.Последовательность работы при визуальном восприятии текста.1. Прочитайте исходный текст.2. Сформулируйте основную тему и идею текста.3. Подчеркните ключевые слова и предложения.4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте самостоятельно.5. Выделите в тексте компоненты, которые можно подвергнуть компрессии.6. Используйте различные способы сжатия, сократите текст.7. Проверьте наличие всех микротем.8. Поверьте связь между частями изложения.9. Проверьте наличие авторского замысла.10. Проверить изложение на наличие ошибок.11. Напишите сжатое изложение.