Публикации Реализация системно-деятельного подхода на уроках физической культуры.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация системно-деятельного подхода на уроках физической культуры.
Автор: Маленький Александр Павлович

Реализация системно-деятельного подхода на уроках физической культуры.Маленький А.П - преподаватель физической культуры.Основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельный подход, (дальше СДП), обеспечивающий:-формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;-проектирование и конструирование социальной среды развития школьников в системе образования;-активную учебно-познавательную деятельность школьников;-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей школьника. Системно-деятельный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится самостоятельной, познавательной деятельности школьника и делится СДП на следующие структурные элементы: самооценка, пробное действие, мотивация, затруднение, реализация проекта, самоконтроль. В практическом преподавании при реализации СДП возможна любая из действующих программ, которая обеспечивается следующей системой дидактических принципов: принцип деятельности- ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и сознаёт при этом формы учебной деятельности принимает систему её норм. Принцип непрерывности - означает приемственность между этапами обучения на уровне технологии и методик, с учетом психологических особенностей школьников. Принцип целостности-предполагает формирование системного представления о мире( это природа, общество, наука). Принцип минимакса- школа должна предложить освоение образования ученику на максимальном уровне при соблюдении государственного стандарта знаний. Принцип психологической комфортности- предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы. Принцип вариантности- предполагает у учащегося систематического перебора вариантов и принятия решений в ситуациях выбора. Принцип творчества -максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе и приобретение учащимися опыта творческой деятельности. главное это уход от информационного репродуктивного знания, к знанию действия. Знание учащихся должны быть результатом их собственных поисков, а учитель только организует эти поиски и развивает познавательную деятельность. Задача учителя организовать урок таки образом, чтобы включить школьников в деятельность. Перед учителем встаёт вопрос: какими средствами реализовать СДП? Механизмом СДП являются такие технологии, как: информационно-коммуникативные, основанные на создании учебной ситуации, основанные на реальной проектной деятельности, основанные на уровневой дифференциации и системно - деятельный подход. В условиях применения СДП отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему « знаю- не знаю», а сменяется параметрами « ищу и на хожу», пробую и делаю. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Этапы урока кардинально преображаются и главным является активная продуктивная деятельность самого школьника. Системно деятельный подход нашёл своё воплощение в образовательных стандартах начального общего образования по физической культуре. Освоение физической культуры направлено на достижение следующих целей: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, формирование первоначального двигательного опыта, освоение знаний о движении человека, воспиание интереса к физическим упражнениям. Прикладной характер физической культуры: подготовка к трудовой деятельности, службе в Армии, профессиональному спорту и т.д. Таким образом решая задачи физического воспитания, учитель ориентирует свою деятельность на физическое и духовное совершенствование личности, воспитание моральных и волевых качеств. Литература
  • Асмолов АГ. Как проектировать УУД в начальной
  • школе: от действия к мысли: пособие для учителя/АГ Асмолов, ГВ Бурменская, ИА Володарская и др.);под. Ред. АГ Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-151с.
  • Бальсевич. ВК. Основные положения концепции
  • интенсивногоинновационногопреобразованиянациональной системы физкультурно-спортивноговоспитания детей, подростков и молодёжи России /ВК Бальсевич/ Теория и практика физическойкультуры.- 2002.-№3.-с.з.
  • Лубышева ЛИ. Концепция физического воспитания;
  • методология развития и технология реализации./ ЛИЛубышева/ Физическая культура: воспитание,образование, тренировка.- 1996.-№1.-с 11-17