Публикации Разработка антикризисного плана образовательного учреждения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка антикризисного плана образовательного учреждения
Автор: СТЕБНЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Утверждено Приказом директора ___-П от 07.10.2021Антикризисный планМОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорскапо организации эффективных действий всех участников образовательных отношенийв кризисной ситуации2021г.Содержание2Блок I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
  • Важные контакты
  • Позвонив по номеру 112:
  • Что случилось?
  • Где? Точный адрес или название школы!
  • Кто-нибудь ранен?
  • Ваше имя и номер телефона (чтобы вам можно было перезвонить).
  • Отвечать на вопросы кратко и точно.
  • Не прерывайте разговор по собственной инициативе!
  • Антикризисная команда МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска
  • Членов команды в случае необходимости заменяют:
  • Общие данные МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска
  • Структура и обязанности команды безопасности
  • Состав и структура команды безопасности
  • Общий состав команды составляет 14 человек. Из них: 14 штатных (Ш) и 1 внештатных (ВШ) сотрудников.
  • Задачи и обязанности команды безопасности
  • Руководитель отвечает за планирование и порядок действий в ЧС. Руководитель является прямым начальником всего личного состава команды безопасности. Руководи- тель образовательной организации подчиняется при ЧС представителям служб спасения. Руководитель обязан:
  • установить и поддерживать связь с органами безопасности и служб спасения;
  • корректировать (по необходимости) порядок действий персона образовательной организации в зависимости от вида чрезвычайной ситуации и сложившейся об- становки;
  • организовать поддержание общественного порядка;
  • координировать работу заместителя;
  • взаимодействовать со СМИ;
  • Заместитель руководителя отвечает за взаимодействие с представителями пунктов временного размещения (ПВР), организацию деятельности членов команды безопасности. Заместитель руководителя подчиняется руководителю команды безопасности, а в случае его отсутствия выполняет его обязанности. Заместитель руководителя обязан:
  • оповестить членов команды о ЧС (по необходимости);
  • поддерживать связь с организациями, выделяющими транспорт и места времен- ного размещения;
  • руководить работой членов команды безопасности;
  • регулировать выстраивать системы коммуникации;
  • Члены охраны отвечают за поддержание общественного порядка, организованный выход пострадавших из зоны ЧС. Члены охраны подчиняются руководителю и заместите- лю руководителя команды безопасности. Члены охраны обязаны:
  • обеспечивать безопасность граждан и поддержание общественного порядка в зоне ЧС;
  • обеспечивать организованный выход эвакуированных и пострадавших на посад- ку в транспорт или к исходным пунктам маршрутов пешей эвакуации.
  • Ответственный за медицинское обеспечение отвечает за своевременное оказание медицинской помощи. Он подчиняется руководителю и заместителю руководителя ко- манды безопасности. Ответственный за медицинское обеспечение обязан:
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • организовать доставку тяжело пострадавших в ближайшую медицинскую орга- низацию.
  • Ответственные за психологическое обеспечение отвечают за психологическое обеспече- ние пострадавших при ЧС. Они подчиняется руководителю и заместителю руководителя команды безопасности. Ответственные обязаны:
  • оказывать экстренную индивидуальную и групповую психологическую помощь пострадавшим в результате ЧС;
  • проводить мероприятия по реабилитации пострадавших при ЧС.
  • 1.5 Календарный план действий персонала при различных видах чрезвычайных ситуацийПри возникновении чрезвычайной ситуации необходимо немедленно прекратить работу и строго следовать алгоритму действий в це- лях уменьшения последствий возникшей кризисной ситуации.Блок II. МЕТОДИЧЕСКИЙ
  • План действий преподавателей и других работников МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска в кризисной ситуации
  • Вооруженное нападение При выявлении нападения:
  • При возможности спрячься, при необходимости - убегай!
  • При возможности дай незамедлительно знать о нападении
  • Позвони 101 или 112, следуй полученным указаниям.
  • Нападение, стратегия скрывания:
  • Оставайся спокойным и сообщи обучающимся, что в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска имеется опасность.
  • Закрой дверь.
  • Задвинь шторы на окнах.
  • Дай указание обучающимся:
  • отодвинуться от дверей и окон;
  • не шуметь;
  • Пригнуться;
  • спрятаться за учебными столами и стульями.
  • Жди прибытия полиции! Дверь можно открыть только тогда, когда ты уверен, что открыть просит полиция или руководство МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. При необходимости проверь через повторный звонок в полицию.
  • Не пробуй контактировать с нападающим! Мировая практика показывает, что такие попытки заканчиваются смертью
  • Не выходи из класса для оказания первой помощи! Это может закончиться тво- ей смертью. Если наблюдаешь необходимость оказания первой помощи, позвони 112, опиши ситуацию и точное место расположения в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска нуждающегося в помощи.
  • Не разрешай обучающимся звонить! Возникающая перегрузка мешает об- щаться между собой оперативным силам, а тон сигнала выдаст ваше место располо- жения.
  • Поведение во время прятанья:
  • Будьте сами спокойны и уверены в своих действиях.
  • При возможности найдите группе какую-либо деятельность.
  • Зафиксируй время начала прятанья (при ожидании время течет медленнее). Сообщи учащимся, что прятанье может длиться несколько часов, и это не связано с последствиями атаки, разрешение на эвакуацию дают лишь, если уверены в полной безопасности.
  • Сообщи учащимся, что с родителями свяжется при первой возможности руководство МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Учащиеся выключают телефоны для предотвращения перегрузки сети, так как иначе полиция и спасатели не смогут связаться между собой.
  • Переключи свой телефон на беззвучный режим, при возможности позвони в полицию, сообщи о своем месте расположения и состоянии прячущихся. При необходимости ис- пользуй телефон учащегося, который останется в ваших руках в беззвучном режиме.
  • Если у Вас есть информация о перемещениях правонарушителя, передай ее в полицию.
  • Если кто-то из группы нуждается во врачебной помощи, позвони 112, опиши ситуацию и точное местоположение в здании нуждающегося в помощи.
  • Стратегия прятанья на перемене:
  • Открой дверь ближайшего кабинета.
  • Собери туда всех близлежащих учащихся.
  • Далее действуй согласно инструкции прятанья.
  • Если невозможно спрятаться в закрывающемся помещении, необходимо быстро эвакуироваться.Опасность во время проведения урока на улице:
  • Оставайся спокойным и сообщи обучающимся, что в здании существует опасность.
  • Двигайтесь с учащимися скрытными путями, как можно дальше от МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • Спрячьтесь в подходящем месте, куда можно безопасно двигаться, по возможности в обговоренное место сбора.
  • Следи за тем, чтобы все учащиеся были с тобой.
  • При первой возможности сообщи в полицию:
  • С какой группой ты вместе,
  • Сколько учащихся с тобой,
  • Отсутствует ли кто-либо, кто должен был быть на уроке (до угрозы вошел в здание и т.п.),
  • Местонахождение твое и учащихся.
  • Придерживай учащихся при себе, не разрешай никому уходить.
  • Жди распоряжений полиции.
  • Вооруженное нападение, стратегия эвакуации:
  • Оставайся спокойным и сообщи обучающимся, что в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска существует опасность.
  • Эвакуируйся вместе с учащимися, двигаясь по определенным эвакуационным пу- тям. При обнаружении опасности на пути эвакуации быстро двигайся в сторону от опасности, используя другие пути эвакуации (при необходимости импровизируй и придумай сам путь эвакуации)
  • Используй по возможности скрытные пути.
  • Двигайся в определенное место сбора или в подходящее место, куда можешь без- опасно двигаться.
  • В месте сбора обратись к сотруднику МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, собирающему информацию, и сообщи:
  • Какая группа прибыла в место сбора,
  • Сколько учащихся с тобой,
  • Отсутствует ли кто-нибудь.
  • Если ты двигался в другое место, сообщи выше названную информацию и место расположения свое и учащихся в полицию.Взаимодействие со СМИ:Разрешение вооруженного нападения относится к компетенции полиции. На запро- сы СМИ отвечает только определенное для этого лицо из полиции или директор МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, который передает согласованную с полицией информацию.Если к Вам обращается корреспондент:
  • Назови свою фамилию и должность.
  • Подтверди, что в сложившейся ситуации на вопросы корреспондентов отвечает ТОЛЬКО представитель полиции или директор.
  • Обнаружение предмета с подозрением на бомбу
  • Не дотрагивайся до предмета и не двигай его! Удались от него. Дай указание и другим удалиться от предмета!
  • Сообщи о находке в полицию или на номер 112, дай как можно более точное описание предмета и его место нахождения. Для того, чтобы позвонить, удались от предмета, не используй мобильный телефон и радиосредства в радиусе 50м от подозрительного предмета.
  • Сообщи о находке руководителю кризисной команды, сотруднику охраны, админи- страции МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, организуйте эвакуацию.
  • При эвакуации в случае нахождения предмета с подозрением на бомбу
  • При возможности, открой окна, в случае взрыва повреждений будет меньше.
  • Осмотри быстро помещение, видишь ли что-либо подозрительное (предмет, которого раньше в помещении не было и т.п.).
  • Если найдешь подозрительный предмет, выйди из помещения и сообщи о находке в полицию, кризисную команду.
  • Будь готов передать информацию о присутствующих и отсутствующих уча- щихся.
  • Возьми с собой личные вещи - освобождение помещения от сумок облегчит в дальнейшем проверку помещения.
  • При прибытии в место сбора проверь наличие всех и передай работнику, ответ- ственному за эвакуацию, собирающему информацию, сколько учащихся было на уро- ке, сколько отсутствовало, сколько прибыло в место сбора.
  • При угрозе совершения теракта
  • Уточни информацию.
  • Сообщи в 112.
  • Извести директора.
  • Если ты уверен, что речь идет о неосуществимой угрозе, сообщи все же о ней директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • Угроза, переданная по телефону
  • Оставайся спокойным.
  • Держи звонящего на линии как можно дольше.
  • Параллельно попробуй известить полицию (попроси помощи находящихся рядом и т.п.).
  • Попытайся узнать, запиши:
  • Когда совершится нападение (дата/время)?Где произойдет нападение?Как может быть осуществлено нападение?С какой целью?На месте ли уже нападающий?Кто звонит?Обрати внимание на тон голоса звонящего, выражения, сопровождающие звуки и т.д.
  • После окончания разговора сообщи в полицию и директору. Если уверен, что речь идет о необоснованной угрозе или шутке, сообщи директору.
  • Угроза, переданная письменно
  • Сообщи в полицию.
  • Сохрани письмо в целлофановом пакете и передай его для исследования полиции/ скопируй письмо.
  • Извести директора.
  • Угрозы, осуществленные через Интернет
  • Запиши угрозу или разговор, во время которого угрожали.
  • Сделай рядом отметку портала, через который передали угрозу.
  • Зафиксируй время передачи угрозы.
  • Незамедлительно сообщи в полицию и передай сохраненный материал.
  • Извести директора МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • Бомбовое предупреждение, переданное по телефону
  • Сохраняй спокойствие.
  • При возможности сообщи полиции на 112 (например, закрой трубку рукой и позвони по 112, дай знать рукой рядом находящимся, что вам требуется помощь, напиши на ли- сточке ключевые слова с тем, чтобы ближайший коллега понял бы ситуацию и позво- нил 112 и т.п.).
  • При наличии определителя номера зафиксируй номер телефона.
  • Держи звонящего на линии как можно дольше, слушай его не прерывая.
  • Запиши все, что говорит звонящий:
  • Где находится бомбовое устройство? Как оно выглядит? Как и кто запустит устройство? Когда произойдет взрыв (время)? Когда и кто его установил? Какова цель установки бомбы? Требует ли что-нибудь звонящий? Кто звонит?
  • Обрати внимание на тон говорящего, на его выражения, сопровождающие звуки и т.д.
  • Сообщи директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • При захвате в заложники
  • Если Вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
  • основное правило – не допускайте действия как своих так и действия обучающихся, ко- торые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человече- ским жертвам;
  • постарайтесь успокоить обучающихся;
  • переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ве- дите себя вызывающе;
  • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники;
  • на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
  • если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови. Помните – Ваша цель остаться в живых.
  • Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличитель- ные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.Помните, что получив сообщение о Вашем захвате, спецслужбы уже начали дей- ствовать и предпримут все необходимые действия по Вашему освобождению.Во время проведения спецслужбами операции по Вашему освобождению неукос- нительно соблюдайте следующие требования:
  • лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
  • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;
  • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
  • При пожаре
  • При обнаружении пожара:
  • Спаси находящихся в опасности. Если помощников имеется больше, распредели обя- занности;
  • Дай сигнал к эвакуации;
  • Позвони 112;
  • Погаси с помощью средств пожаротушения;
  • Сообщи директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска;
  • Как можно быстрее доберись до своей группы и, при возможности, эвакуируй учащих- ся, двигаясь в обговоренное место сбора.
  • Сигнал эвакуации
  • Сохраняй спокойствие;
  • Дай учащимся указание на эвакуацию, напомни основные правила:
  • Спокойствие;
  • Двигаются по подходящим путям в обговоренное место сбора;
  • Если через громкоговорящую связь даются иные распоряжения, исходят из них;
  • У двигающихся по лестнице с верхних этажей имеется первоочередное право.
  • Если в коридоре дым, до эвакуации учащихся проверь, является ли эвакуационный путь безопасным.
  • Закрой окна и двери, не запирай на замок!
  • Будь готов передать информацию о присутствующих и отсутствующих учащихся.
  • В месте сбора:
  • Проверь наличие учащихся;
  • Передай информацию: сколько учащихся было на уроке, сколько отсутствовало, сколь- ко прибыло в место сбора.
  • В месте сбора необходимо находиться до тех пор, пока руководитель команды спасате- лей или директор не даст дальнейших указаний.
  • Эвакуация через задымленный коридор
  • При возможности выясни предварительно, какой эвакуационный путь самый безопас- ный;
  • Если должен пройти через задымленный коридор, двигайся как можно ниже, где воздух чище;
  • Покрой рот и нос влажной тряпкой;
  • Двигаясь, придерживайся рукой стены для сохранения правильного направления;
  • В группе все должны оставаться вместе;
  • Выйдя из здания, необходимо двигаться в обговоренное место сбора;
  • В месте сбора проверь, все ли вышедшие из помещения дети с вами, передай информа- цию.
  • Сигнал об эвакуации на перемене
  • Учащиеся быстро двигаются в обговоренное место эвакуации, придерживаясь эвакуа- ционной маркировки;
  • В месте сбора учащиеся находят преподавателя, на чьем уроке они были последний раз;
  • В месте сбора группа должна находиться до тех пор, пока руководитель команды спаса- телей или директор не даст дальнейших указаний.
  • Драка или одностороннее физическое насилие
  • Разними драку:
  • Вначале дай устное указание прекратить драку; Если ему не подчиняются, разними драку физически, стараясь вмешаться как мож- но мягче (ученика самому бить нельзя и т.п.). При принятии решения о вмешатель- стве оцени: при вмешательстве будут ли травмы менее или более значительными по сравнению с теми, которые могут возникнуть если драку не разнимать; Если драку не удастся разнять или для вас это представляет опасность, попроси помощи или сообщи в полицию; Не вмешивайся, если в драке используется холодное оружие.
  • В случае необходимости скорую помощь (обязательно необходимо зафиксировать и задокументировать нанесенные травмы)
  • Не вмешивайся, если для тебя это опасно! После прерывания драки:
  • Возьми от участников объяснительные. Если объяснительные по каким-либо при- чинам невозможно получить, перепиши имена и контактные данные детей, кото- рые принимали участие в драке или были ее свидетелями и передай руководству МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • Сообщи администратору, который проведет совместную работу с родителями и займется далее случившимся.
  • Если случай затрагивает и других (драку наблюдали со стороны, конфликт сторон был длительным и для других ситуация была сложной), классный руководитель ор- ганизует обсуждение случившегося в классе. При необходимости обращается за помощью к школьному психологу.
  • В тяжелых случаях сообщи руководству МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, которое
  • Сообщает родителям/опекунам;Собирает письменные объяснительные от участников;При необходимости информирует молодежную полицию;При необходимости созывает собрание кризисной команды.
  • При нахождении обучающегося в состоянии наркотического или алко-
  • гольного опьянения
  • Вмешайся сразу! Спокойно беседуя попробуй отстранить ученика от других одно- классников или перейти на другую тему.
  • Если установить контакт с учеником не удается, вызови скорую помощь.
  • Не оставляй ученика одного, при необходимости окажи первую помощь.
  • В случае алкогольного или наркотического опьянения необходимо сообщить в по- лицию. Если заявление делается с подозрением на использование наркотических веществ, полиция может рассматривать это конфенденциально. Заявление может быть сделано и анонимно.
  • Выявление опьянения является компетенцией полиции. Выявление алкогольного опьянения школьным работником с помощью алкометра является в правовом плане пустым, но может рассматриваться МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, если обучающийся согласен использовать алкометр. Полиция может использовать в рассмотрении дела составленное работником школы письменное описание состояния опьянения.
  • Сообщи родителям обучающегося.
  • Если полиция не дала других указаний, родители/опекуны должны прийти за обу- чающимся и отвезти домой или, при необходимости, в медицинское учреждение. Если у обучающегося находят запрещенные вещества
  • Рюкзак или шкафчик обучающегося нельзя открывать без разрешения. Однако можно попросить его самому сделать это и показать содержимое.
  • При обнаружении наркотиков или табачных изделий сообщить немедленно в по- лицию (не сообщение наказуемо). Забранные табачные или иные запрещенные из- делия передаются в полицию.
  • Если ученик хранит у себя, использует сам, обменивает или продает наркотические вещества, это является преступлением, о котором всегда нужно информировать по- лицию.
  • При обнаружении алкоголя и если у ученика отсутствуют признаки опьянения, об этом информируют родителей, информирование полиции не является обязатель- ным. Конфискованное передается родителям.
  • При конфискации запрещенных предметов составляется акт изъятия.
  • Беседа с учеником, если появились сомнения, что потребляет запрещенные вещества
  • Не пытайся начать беседу, если у тебя есть подозрение, что обучающийся находится под воздействием наркотиков.
  • Попробуй изыскать время для беседы, когда ты уверен, что можно беседовать без ее ча- стичного прерывания.
  • Попробуй не обвинять. Если ошибешься, можешь серьезно испортить отношения с ним.
  • Учитывай, что использование наркотиков может быть знаком серьезного разочарова- ния.
  • Заранее реши как ты будешь реагировать, если обучающийся действительно подтвер- дит, что он потреблял наркотики.
  • Попроси описать свою позицию, слушай внимательно о том, что ему есть сказать. Мо- лодые люди не всегда понимают, что потребление наркотиков может быть проблемой.
  • Если у тебя возникли подозрения, что тебе врут в отношении наркотиков, попробуй оставаться спокойным и не злиться.
  • Покажи ученику, что ты в первую очередь беспокоишься о его здоровье и благосостоя- нии.
  • Подтверди, что он всегда может рассчитывать на твою поддержку и помощь.
  • Попробуй объяснить ему обстоятельно какое поведение разрешено, а какое нет.
  • Пытайся грозить наказанием – это может казаться простым и быстрым решением, но таким образом ты скорее всего не достигнешь желаемого результата. Одновременно про- информируй о возможных наказаниях, следуемых из законов. Молодые люди должны по- нять, что они отвечают за свои действия и их последствия.
  • Если есть подозрение, что ученик находится под воздействием наркотических ве- ществ, ни в коем случае нельзя пугать наказанием или полицией, так как многие вещества ослабляют механизм торможения, человек может стать агрессивным и причинить себе или другим вред, или сделать что-то непродуманное.
  • Смерть работника или обучающегося
  • Смерть обучающегося:
  • Получивший информацию немедленно связывается с директором или с кем-нибудь из кризисной команды.
  • Собирается кризисная команда.
  • Директор подтверждает информацию и сообщает о случившемся обучающимся и ра- ботникам МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • Флаг спускается на половину с древка.
  • В подходящее место (напр., в фойе) помещают фотографию ушедшего, свечу (при воз- можности с черной лентой), цветы и/или книгу для памятных записей.
  • Организуют мемориальный сбор памяти. Если о случившемся получают информацию до полудня, мемориальный сбор памяти организуют в тот же день. В противном случае на следующее утро.
  • Мемориальный сбор начинается с минуты молчания с траурной музыкой, директор произносит речь, при желании ученики прощаются, читая подходящие стихи, произнося речи, или с помощью музыки или пения. Если школа желает, речь произносит священник. Родители при желании могут принять участие в мероприятии памяти.
  • Переходят в группы, где у учащихся появляется возможность рассказать о своих ощу- щениях и воспоминаниях.
  • В классе ушедшего на его пустом столе зажигают свечу и при возможности рядом уста- навливают его фотографию.
  • Команда по кризисным ситуациям информирует всех родителей или родителей от- дельных групп о произошедшем.
  • При необходимости у куратора может быть в помощниках кто-то из членов кризисной команды.
  • Кризисная команда решают, кто свяжется с семьей ушедшего, чтобы
  • Высказать соболезнование,
  • Проинформировать о сделанном в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска,
  • Обсудить возможную помощь от МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска и пожелания семьи в связи с ритуалами памяти, участие одноклассников в похоронах и т.д.
  • Если близкие согласны с участием в похоронах, кризисная команда информирует об этом устно преподавателей, письменно - родителей.
  • Обсуждение смерти с одноклассниками:
  • Собственное спокойствие создает безопасную ситуацию.
  • Говори всю правду напрямую одной фразой (можешь фразу повторить несколько раз).
  • Исключай абстрактные высказывания такие как «уснувший», «ушедший отдыхать» и т.п. Говоря о смерти, произноси прямые слова (слово смерть).
  • Дай обучающимся выразить свои чувства.
  • Расскажи учащимся, к кому они при необходимости могут обратиться, если жела- ют поговорить о случившемся. Расскажи также, какую внешнюю помощь можно использовать, где ее можно получить.
  • Учти культуру, фон и ситуацию учащихся.
  • Знай свою стрессовую реакцию. Если по какой-либо причине вам трудно в одиноч- ку рассматривать ситуацию в группе, позови на помощь коллегу или члена кризис- ной команды.
  • Смерть преподавателя, работника МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска:
  • Получивший информацию немедленно связывается с директором или с кем- нибудь из кризисной команды.
  • Собирается кризисная команда.
  • Директор подтверждает информацию и сообщает о случившемся.
  • Для группы ушедшего преподавателя находят как можно быстрее опорное лицо, который остается с группой на все время траурных ритуалов, а при возможности и в дальнейшем.
  • Учащимся предоставляется возможность высказать свои мысли и рассказать о чувствах. При необходимости привлекают психолога.
  • Приспускают флаг.
  • В подходящее место (напр., в фойе) помещают фотографию ушедшего, свечу (при возможности с черной лентой), цветы и/или книгу для памятных записей.
  • Организуют мемориальный сбор памяти. Если о случившемся получают информа- цию до полудня, мемориальный сбор памяти организуют в тот же день. В против- ном случае на следующее утро.
  • Мемориальный сбор начинается с минуты молчания с траурной музыкой, дирек- тор произносит речь, при желании ученики прощаются, читая подходящие стихи, произнося речи, или с помощью музыки или пения. Если школа желает, речь про- износит священник.
  • Учебный день не прерывают.
  • При необходимости сообщают письменно о случившемся родителей или собира- ется родительское собрание.
  • Работники совместно кризисной командой договариваются о конкретной деятель- ности (совместное соболезнование, похороны).
  • Директор обговаривает с родственниками возможности участия работников и учащихся в похоронах.
  • Кризисная команда обсуждает необходимость организации необходимых поддер- живающих и последующих мероприятий.
  • Суицид
  • Дайте информацию о происшедшем. Дайте истинную обзор того, что произошло, говорите о известных фактах. Постарайтесь сохранять спокойствие в выражениях и опи- сывать случившееся ясно и просто. Если по каким-то причинам тебе трудно говорить од- ному, позови на помощь коллегу или члена кризисной команды.
  • Дайте время для реагирования и задать вопросы.
  • В случае самоубийства самым важным является мужество говорить о противоречи- вых и запрещенных чувствах стыда и вины и их принятия.
  • Поощряйте учащихся говорить о том, что произошло. Часто в кризисной ситуации хочется говорить и задавать одни и те же вопросы несколько раз, потому что про- изошедшее трудно принять. Поощряйте обучающихся говорить, как о связанных со случившимся фактах, так и о своих чувствах. При необходимости договоритесь о времени, когда вы в течении дня поговорите о случившемся.
  • Сохраняйте традиционные правила в классе. Поддерживайте активность повсе- дневной деятельности учащегося. Это углубляет чувство принадлежности и чув- ство безопасности и помогает восстановить контроль над эмоциями.
  • Временно измени учебный план. После травматического события обучающиеся испытывают трудности с памятью и концентрацией и возможности обучения сни- жаются.
  • Будьте внимательны в отношениях с учащимися повышенного риска (Учащимися повышенного риска могут быть братья/сестры потерпевшего, близкие друзья, дети, у которых наблюдалась сильная эмоциональная реакция, видевшие произошедшее, те, у кого имеются проблемы в семье или потеряли близких, учащиеся с депресси- онной или суицидной наклонностью). Они могут требовать индивидуальной пси- хологической помощи.
  • Будь внимателен к другим обучающимся и персоналу, при необходимости, органи- зуй кризисную команду для оказания первой психологической помощи.
  • Помоги восстановить самоконтроль. Сильные эмоции естественны в случае кризи- са. Помоги им успокоиться и взять под контроль свое поведение.
  • Поддерживайте связь с другими преподавателями, работниками МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска и родителями. Важно знать, как с обучающиеся могут справиться с кризисом не только в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, но и у себя дома и вне. Немало обучающихся, которым, возможно, потребуется профессиональная помощь. Родители нуждаются в рекомендациях.
  • Будьте примером в поведении для учащихся.
  • Будьте осведомлены о ваших реакциях, а также заботься о себе. Разрешено прояв- лять свои чувства, но не терять контроль. Не оставляйте себя в одиночестве, разго- варивай с коллегами, поделись своими чувствами и мыслями, в случае необходи- мости, обратись за помощью специалистов
  • Если самоубийство или попытка самоубийства происходит во время уроков:
  • Позаботьтесь о том, чтобы обучающиеся не попали бы на место происшествия или ушли бы оттуда сразу. Позаботьтесь, чтобы учащихся не оставили в этом случае одних!
  • Вызовите сразу скорую помощь и полицию.
  • Сообщите директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • Уведомление о смерти доставляет домой полиция.
  • Затем с домом связывается директор МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска.
  • Кризисная команда организует после увиденного учащимся и преподавателям первую психологическую помощь.
  • Кризисная команда составляет последующий план действий для всего МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска
  • Хулиганские действия
  • Собери информацию - кто из преподавателей, учащихся были свидетелями издева- тельства? Кто лидер? Не провоцирует ли издевательство сам?
  • Убедитесь, было ли поведение обучающегося мгновенной и разовой эмоцией или постоянной проблемой.
  • Побеседуй с подозреваемыми в издевательствах индивидуально. Слушай, не обви- няй. Подожди, какое решение предложит сам обучающийся.
  • Побеседуй индивидуально с вероятной жертвой. Поощряйте разговоры, избегайте наводящих вопросов.
  • Выражайся ясно, недопустимо придирчивое поведение.
  • Организуй встречу с группой подозреваемых в запугивании (если хулиганов не- сколько).
  • Оцени ситуацию и, при необходимости, организуй встречу жертвы вместе с хули- ганами.
  • Найди решения, как улучшить отношения и заключите соглашения. В большинстве случаев, должно быть отрегулировано поведение как жертвы, так и хулигана.
  • Сообщите родителям обеих сторон о произошедшем.
  • В случае необходимости направь как жертву, так и хулигана к психологу. Он орга- низует при необходимости дальнейшую работу (психическую помощь, встречи с родителями, и т.д..).
  • По прошествии некоторого времени выясни у обоих сторон, как шли дела.
  • Во всех случаях информируй антикризисную группу. Если запугивание повторяю- щееся и очень серьезное, и действия МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска не помогают, обратитесь в полицию.
  • Насилие Насильственные действия. Как распознать проблему?
  • Проблемы обучающихся, к которым должно быть отмечено повышенное внимание:
  • Депрессия
  • Расстройства сна
  • Расстройства в приеме пищи (недостаточно ест или ест излишне, успокаивает себя пищей)
  • Усталость полностью «израсходовался», больше не могу)
  • Апатия, самоотстранение (хобби, друзья ничего теперь не дают)
  • Гнев (сильное упрямство, бунт)
  • Трудности с концентрацией внимания (гиперактивность, плохое поведение)
  • Ненависть к себе глупый, я не нужен, мне никто не нравится)
  • Печаль, плаксивость, жалость к себе (преобладают чувства)
  • Ощущение конца света, чувства последнего дня (человек говорит, думает, рисует смерть)
  • Систематическое отсутствие обучающегося
  • Перечень является ориентировочным. Если учащийся имеет многие из этих симп- томов, следует обратиться к социальному работнику или психологу.Признаки физического насилия к жертве:внимание и возможности учебы и падают,увеличение количества ошибок,ухудшение памяти,ускорение забывчивостиподавленное настроение, нахождение в себестрахи, состояние незащищенности телаучащийся избегает совместной работы или контакта с другими обучающимися.Если большинство из этих признаков отмечены, можно сомневаться в физическом насилии.Всегда реагировать на проявления физического насилия:
  • Поощряйте жертву говорить.
  • В случае необходимости, обратитесь в травмпункт, чтобы зафиксировать и задоку- ментировать травмы.
  • Постарайтесь выяснить причины конфликта и основных насильников.
  • Проведите работу с обеих сторон родителей.
  • В зависимости от ситуации займись случившимся с обеими сторонами отдельно.
  • Однозначно говори о том, что физическое насилие неприемлемо.
  • Пригласите насильника вместе с родителями на беседу по проблеме.
  • При возможности направь как жертву, так и нарушителя к психологу.
  • Помоги жертве найти стратегию, чтобы защитить себя и избежать ситуации наси- лия.
  • Помогите насильнику найти стратегии как держать под контролем свои эмоции и импульсы.
  • В случае необходимости информируйте полицию.
  • Сексуальное насилиеЕсли вы знаете или подозреваете, что кто-то в возрасте до 16 лет остался без при- смотра или он стал жертвой эмоционального, физического или сексуального насилия, вы обязаны по существующему закону информировать об этом полицию. Самым целесооб- разным является сообщение в полицию.Если кто-то говорит, что он подвергся сексуальному насилию или сексуальному нападению, то:
  • Найдите время, чтобы выслушать и найдите спокойное место для разговора.
  • Поблагодари его за то, он решил поделиться с вами о своих проблемах и пойми, как трудно ему говорить об этом.
  • Скажи, что верите ему. Людям, которые подвергаются насилию или сексуальному нападению, важно, чтобы другие люди поверили им. Редко случается, когда люди лгут о сексуальном насилии.
  • Поддержи жертву, сказав: "Мне жаль, что это произошло с вами», «Я рад, что ты осмелилась сказать мне об этом", "Я понимаю, что вы говорить об этом тяжело, но ты молодец, что у тебя хватило смелости попросить о помощи", «Я понимаю, по- чему вы чувствуете себя настолько ужасно."
  • Обопрись на незнание детальной информации.
  • Скажите ему, что он не виноват в случившемся. Единственный виноватым является атакующий человек, так как агрессивное поведение не может быть оправдано ни- чем.
  • Помогите ей найти помощь. Будь ее другом. Жертвам не просто говорить о том, что произошло. Идите вместе с ней искать помощь и выскажись, что все это время ты будешь вместе с ней. Важность такой поддержки невозможно описать словами. Будь твердым и будь опорой.
  • Не давай обещание, что ты никому не расскажешь (подчеркни, что ты будешь го- воришь о случившемся со специалистом, который может обеспечить профессио- нальную помощь).
  • Сохраняйте спокойствие, не паникуй, не поступай опрометчиво. Не делай поспеш- ных, необдуманных решений.
  • Сделайте подробные записи о процессе, разграничь услышанное и свои мысли и выводы.
  • Помогите жертве найти места, где можно обратиться за помощью.
  • Если вы не уверены, проконсультируйтесь с врачом, психологом или социальным работником.
  • Если вы обнаружили намеки, которые указывают на сексуальное насилие?Жертвы сексуального насилия могут дать знак о своем состоянии через попытки описать сексуальное насилие в творческой работе или их изображении. Роль учителя заключается в понимании сигналов.
  • Начните диалог с учащимся.
  • Поймите, очень трудно говорить о том, что произошло.
  • Подтвердите, что он не виноват. Обвинить можно только преступника.
  • Разъясни вопросы конфиденциальности.
  • Сообщать о случившемся надо всегда. Сообщи в полицию или в управление по за- щите детей.
  • Депрессия Общие характеристики депрессии у подростков
  • Внезапные изменения в настроении и поведении. (Ранее, послушный молодой че- ловек вдруг стал враждебным. Бунтарское поведение, и даже побег из дома являет- ся обычным для депрессивных подростков).
  • Потеря интереса практически во всех мероприятиях. (Существует необычайно пас- сивным, теряет интерес к бывшим хобби).
  • Отделение от других.
  • Изменения в предпочтениях в еде. (Депрессия часто ассоциируется с анорексией, булимией и диким обжорством).
  • Нарушения сна. (Либо спит слишком мало или слишком много. Или сформирова- лась привычка нарушения сна, смешались ночь и день).
  • Проблемы в учебе.
  • Опасное или самоубийственное поведение. (Вполне возможно, что у молодого че- ловека уже нет вкуса к жизни, она также может быть симптомом членовредитель- ства).
  • Чувства без ценностей или постоянное чувство вины. (Становится очень самокри- тичен с постоянным чувством вороны хотя реальная ситуация может быть обрат- ной).
  • Психосоматические жалобы: без физической причины головная, зубная боль и бо- ли в спине.
  • Повторяются мысли о смерти или самоубийстве.
  • Депрессия влияет на все сферы повседневной жизни. Наиболее часто на уровень энергии, сон, питание.Своевременная диагностика и лечение депрессии очень важно для здоровья. Под- росткам следует порекомендовать обратиться к психологу.
  • Критерии оказания медицинской помощи
  • Перечень мероприятий по оказанию первой помощи в соответствии приложе- нием 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н:
  • Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказа- ния первой помощи:
  • определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;
  • определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;
  • устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;
  • прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;
  • оценка количества пострадавших;
  • извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;
  • перемещение пострадавшего.
  • Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники кото- рых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
  • Определение наличия сознания у пострадавшего.
  • Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:
  • запрокидывание головы с подъемом подбородка;
  • выдвижение нижней челюсти;
  • определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
  • определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.
  • Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления призна- ков жизни:
  • давление руками на грудину пострадавшего;
  • искусственное дыхание "Рот ко рту";
  • искусственное дыхание "Рот к носу";
  • искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.
  • Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:
  • придание устойчивого бокового положения;
  • запрокидывание головы с подъемом подбородка;
  • выдвижение нижней челюсти.
  • Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:
  • обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
  • пальцевое прижатие артерии;
  • наложение жгута;
  • максимальное сгибание конечности в суставе;
  • прямое давление на рану;
  • наложение давящей повязки.
  • Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:
  • проведение осмотра головы;
  • проведение осмотра шеи;
  • проведение осмотра груди;
  • проведение осмотра спины;
  • проведение осмотра живота и таза;
  • проведение осмотра конечностей;
  • наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;
  • проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, иммобилизация, с исполь- зованием изделий медицинского назначения);
  • фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с исполь- зованием изделий медицинского назначения);
  • прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промыва- ние желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхно- сти и промывание поврежденной поверхности проточной водой);
  • местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
  • термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
  • Придание пострадавшему оптимального положения тела.
  • Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказа- ние психологической поддержки.
  • Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специаль- ным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответ- ствии с федеральным законом.
  • 2.2.2 Критерии оказания психологической помощиКритериями эффективности рекомендуется считать следующие:
  • Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, обще- ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельно- сти; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • Улучшаются адаптационные возможности, наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
  • При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогическо- го воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими за- дачи опираются на новые эффективные формы работы с обучающимися и родителями.
  • Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.
  • Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении
  • характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных пси- хологических вопросах.
  • Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательно- го процесса является демократизм действий, опора на данные диагностики (мони- торинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения
  • В ситуации ЧС экстренная психологическая помощь оказывается:
  • лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуа- циях, в том числе раненым и больным;родным и близким пострадавших и населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее;очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму; сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситу- аций спасательные и иные работы; медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне не- штатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях;− сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устране- нии последствий чрезвычайных ситуаций; лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не за- нятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные от- клонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействи- ем стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации.Блок III. РЕСУРСНЫЙ
  • Ресурсы образовательной организации
  • Материально-технические ресурсы
  • Кадровые ресурсы
  • Внешние ресурсы
  • Материально-технические ресурсы
  • Антикризисный план составил: