Публикации
Разработка антикризисного плана образовательного учреждения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка антикризисного плана образовательного учреждения
Автор: СТЕБНЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка антикризисного плана образовательного учреждения
Автор: СТЕБНЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Утверждено Приказом директора№ ___-П от 07.10.2021Антикризисный планМОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорскапо организации эффективных действий всех участников образовательных отношенийв кризисной ситуации2021г.Содержание2Блок I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙВажные контакты Позвонив по номеру 112:Что случилось? Где? Точный адрес или название школы! Кто-нибудь ранен? Ваше имя и номер телефона (чтобы вам можно было перезвонить). Отвечать на вопросы кратко и точно. Не прерывайте разговор по собственной инициативе! Антикризисная команда МОУ «СОШ №62» г. Магнитогорска Членов команды в случае необходимости заменяют:Общие данные МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска Структура и обязанности команды безопасности Состав и структура команды безопасности Общий состав команды составляет 14 человек. Из них: 14 штатных (Ш) и 1 внештатных (ВШ) сотрудников.Задачи и обязанности команды безопасности Руководитель отвечает за планирование и порядок действий в ЧС. Руководитель является прямым начальником всего личного состава команды безопасности. Руководи- тель образовательной организации подчиняется при ЧС представителям служб спасения. Руководитель обязан:установить и поддерживать связь с органами безопасности и служб спасения; корректировать (по необходимости) порядок действий персона образовательной организации в зависимости от вида чрезвычайной ситуации и сложившейся об- становки; организовать поддержание общественного порядка; координировать работу заместителя; взаимодействовать со СМИ; Заместитель руководителя отвечает за взаимодействие с представителями пунктов временного размещения (ПВР), организацию деятельности членов команды безопасности. Заместитель руководителя подчиняется руководителю команды безопасности, а в случае его отсутствия выполняет его обязанности. Заместитель руководителя обязан:оповестить членов команды о ЧС (по необходимости); поддерживать связь с организациями, выделяющими транспорт и места времен- ного размещения; руководить работой членов команды безопасности; регулировать выстраивать системы коммуникации; Члены охраны отвечают за поддержание общественного порядка, организованный выход пострадавших из зоны ЧС. Члены охраны подчиняются руководителю и заместите- лю руководителя команды безопасности. Члены охраны обязаны:обеспечивать безопасность граждан и поддержание общественного порядка в зоне ЧС; обеспечивать организованный выход эвакуированных и пострадавших на посад- ку в транспорт или к исходным пунктам маршрутов пешей эвакуации. Ответственный за медицинское обеспечение отвечает за своевременное оказание медицинской помощи. Он подчиняется руководителю и заместителю руководителя ко- манды безопасности. Ответственный за медицинское обеспечение обязан:оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; организовать доставку тяжело пострадавших в ближайшую медицинскую орга- низацию. Ответственные за психологическое обеспечение отвечают за психологическое обеспече- ние пострадавших при ЧС. Они подчиняется руководителю и заместителю руководителя команды безопасности. Ответственные обязаны:оказывать экстренную индивидуальную и групповую психологическую помощь пострадавшим в результате ЧС; проводить мероприятия по реабилитации пострадавших при ЧС. 1.5 Календарный план действий персонала при различных видах чрезвычайных ситуацийПри возникновении чрезвычайной ситуации необходимо немедленно прекратить работу и строго следовать алгоритму действий в це- лях уменьшения последствий возникшей кризисной ситуации.Блок II. МЕТОДИЧЕСКИЙПлан действий преподавателей и других работников МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска в кризисной ситуации Вооруженное нападение При выявлении нападения: При возможности спрячься, при необходимости - убегай! При возможности дай незамедлительно знать о нападении Позвони 101 или 112, следуй полученным указаниям. Нападение, стратегия скрывания:Оставайся спокойным и сообщи обучающимся, что в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска имеется опасность. Закрой дверь. Задвинь шторы на окнах. Дай указание обучающимся: отодвинуться от дверей и окон; не шуметь; Пригнуться; спрятаться за учебными столами и стульями. Жди прибытия полиции! Дверь можно открыть только тогда, когда ты уверен, что открыть просит полиция или руководство МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. При необходимости проверь через повторный звонок в полицию. Не пробуй контактировать с нападающим! Мировая практика показывает, что такие попытки заканчиваются смертью Не выходи из класса для оказания первой помощи! Это может закончиться тво- ей смертью. Если наблюдаешь необходимость оказания первой помощи, позвони 112, опиши ситуацию и точное место расположения в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска нуждающегося в помощи. Не разрешай обучающимся звонить! Возникающая перегрузка мешает об- щаться между собой оперативным силам, а тон сигнала выдаст ваше место располо- жения. Поведение во время прятанья:Будьте сами спокойны и уверены в своих действиях. При возможности найдите группе какую-либо деятельность. Зафиксируй время начала прятанья (при ожидании время течет медленнее). Сообщи учащимся, что прятанье может длиться несколько часов, и это не связано с последствиями атаки, разрешение на эвакуацию дают лишь, если уверены в полной безопасности. Сообщи учащимся, что с родителями свяжется при первой возможности руководство МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Учащиеся выключают телефоны для предотвращения перегрузки сети, так как иначе полиция и спасатели не смогут связаться между собой. Переключи свой телефон на беззвучный режим, при возможности позвони в полицию, сообщи о своем месте расположения и состоянии прячущихся. При необходимости ис- пользуй телефон учащегося, который останется в ваших руках в беззвучном режиме. Если у Вас есть информация о перемещениях правонарушителя, передай ее в полицию. Если кто-то из группы нуждается во врачебной помощи, позвони 112, опиши ситуацию и точное местоположение в здании нуждающегося в помощи. Стратегия прятанья на перемене:Открой дверь ближайшего кабинета. Собери туда всех близлежащих учащихся. Далее действуй согласно инструкции прятанья. Если невозможно спрятаться в закрывающемся помещении, необходимо быстро эвакуироваться.Опасность во время проведения урока на улице:Оставайся спокойным и сообщи обучающимся, что в здании существует опасность. Двигайтесь с учащимися скрытными путями, как можно дальше от МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Спрячьтесь в подходящем месте, куда можно безопасно двигаться, по возможности в обговоренное место сбора. Следи за тем, чтобы все учащиеся были с тобой. При первой возможности сообщи в полицию: С какой группой ты вместе, Сколько учащихся с тобой, Отсутствует ли кто-либо, кто должен был быть на уроке (до угрозы вошел в здание и т.п.), Местонахождение твое и учащихся. Придерживай учащихся при себе, не разрешай никому уходить. Жди распоряжений полиции. Вооруженное нападение, стратегия эвакуации:Оставайся спокойным и сообщи обучающимся, что в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска существует опасность. Эвакуируйся вместе с учащимися, двигаясь по определенным эвакуационным пу- тям. При обнаружении опасности на пути эвакуации быстро двигайся в сторону от опасности, используя другие пути эвакуации (при необходимости импровизируй и придумай сам путь эвакуации) Используй по возможности скрытные пути. Двигайся в определенное место сбора или в подходящее место, куда можешь без- опасно двигаться. В месте сбора обратись к сотруднику МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, собирающему информацию, и сообщи: Какая группа прибыла в место сбора, Сколько учащихся с тобой, Отсутствует ли кто-нибудь. Если ты двигался в другое место, сообщи выше названную информацию и место расположения свое и учащихся в полицию.Взаимодействие со СМИ:Разрешение вооруженного нападения относится к компетенции полиции. На запро- сы СМИ отвечает только определенное для этого лицо из полиции или директор МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, который передает согласованную с полицией информацию.Если к Вам обращается корреспондент:Назови свою фамилию и должность. Подтверди, что в сложившейся ситуации на вопросы корреспондентов отвечает ТОЛЬКО представитель полиции или директор. Обнаружение предмета с подозрением на бомбу Не дотрагивайся до предмета и не двигай его! Удались от него. Дай указание и другим удалиться от предмета! Сообщи о находке в полицию или на номер 112, дай как можно более точное описание предмета и его место нахождения. Для того, чтобы позвонить, удались от предмета, не используй мобильный телефон и радиосредства в радиусе 50м от подозрительного предмета. Сообщи о находке руководителю кризисной команды, сотруднику охраны, админи- страции МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, организуйте эвакуацию. При эвакуации в случае нахождения предмета с подозрением на бомбуПри возможности, открой окна, в случае взрыва повреждений будет меньше. Осмотри быстро помещение, видишь ли что-либо подозрительное (предмет, которого раньше в помещении не было и т.п.). Если найдешь подозрительный предмет, выйди из помещения и сообщи о находке в полицию, кризисную команду. Будь готов передать информацию о присутствующих и отсутствующих уча- щихся. Возьми с собой личные вещи - освобождение помещения от сумок облегчит в дальнейшем проверку помещения. При прибытии в место сбора проверь наличие всех и передай работнику, ответ- ственному за эвакуацию, собирающему информацию, сколько учащихся было на уро- ке, сколько отсутствовало, сколько прибыло в место сбора. При угрозе совершения теракта Уточни информацию.Сообщи в 112. Извести директора. Если ты уверен, что речь идет о неосуществимой угрозе, сообщи все же о ней директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Угроза, переданная по телефонуОставайся спокойным. Держи звонящего на линии как можно дольше. Параллельно попробуй известить полицию (попроси помощи находящихся рядом и т.п.). Попытайся узнать, запиши: −Когда совершится нападение (дата/время)?−Где произойдет нападение?−Как может быть осуществлено нападение?−С какой целью?−На месте ли уже нападающий?−Кто звонит?−Обрати внимание на тон голоса звонящего, выражения, сопровождающие звуки и т.д.После окончания разговора сообщи в полицию и директору. Если уверен, что речь идет о необоснованной угрозе или шутке, сообщи директору. Угроза, переданная письменноСообщи в полицию. Сохрани письмо в целлофановом пакете и передай его для исследования полиции/ скопируй письмо. Извести директора. Угрозы, осуществленные через ИнтернетЗапиши угрозу или разговор, во время которого угрожали. Сделай рядом отметку портала, через который передали угрозу. Зафиксируй время передачи угрозы. Незамедлительно сообщи в полицию и передай сохраненный материал. Извести директора МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Бомбовое предупреждение, переданное по телефонуСохраняй спокойствие. При возможности сообщи полиции на 112 (например, закрой трубку рукой и позвони по 112, дай знать рукой рядом находящимся, что вам требуется помощь, напиши на ли- сточке ключевые слова с тем, чтобы ближайший коллега понял бы ситуацию и позво- нил 112 и т.п.). При наличии определителя номера зафиксируй номер телефона. Держи звонящего на линии как можно дольше, слушай его не прерывая. Запиши все, что говорит звонящий: − Где находится бомбовое устройство?− Как оно выглядит?− Как и кто запустит устройство?− Когда произойдет взрыв (время)?− Когда и кто его установил?− Какова цель установки бомбы?− Требует ли что-нибудь звонящий?− Кто звонит?Обрати внимание на тон говорящего, на его выражения, сопровождающие звуки и т.д. Сообщи директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. При захвате в заложники Если Вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:основное правило – не допускайте действия как своих так и действия обучающихся, ко- торые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человече- ским жертвам; постарайтесь успокоить обучающихся; переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ве- дите себя вызывающе;при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники; на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение; если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови. Помните – Ваша цель остаться в живых. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличитель- ные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.Помните, что получив сообщение о Вашем захвате, спецслужбы уже начали дей- ствовать и предпримут все необходимые действия по Вашему освобождению.Во время проведения спецслужбами операции по Вашему освобождению неукос- нительно соблюдайте следующие требования:лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь; ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника; если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон. При пожаре При обнаружении пожара:Спаси находящихся в опасности. Если помощников имеется больше, распредели обя- занности; Дай сигнал к эвакуации; Позвони 112; Погаси с помощью средств пожаротушения; Сообщи директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска; Как можно быстрее доберись до своей группы и, при возможности, эвакуируй учащих- ся, двигаясь в обговоренное место сбора. Сигнал эвакуацииСохраняй спокойствие; Дай учащимся указание на эвакуацию, напомни основные правила: Спокойствие; Двигаются по подходящим путям в обговоренное место сбора; Если через громкоговорящую связь даются иные распоряжения, исходят из них; У двигающихся по лестнице с верхних этажей имеется первоочередное право. Если в коридоре дым, до эвакуации учащихся проверь, является ли эвакуационный путь безопасным. Закрой окна и двери, не запирай на замок! Будь готов передать информацию о присутствующих и отсутствующих учащихся. В месте сбора:Проверь наличие учащихся; Передай информацию: сколько учащихся было на уроке, сколько отсутствовало, сколь- ко прибыло в место сбора. В месте сбора необходимо находиться до тех пор, пока руководитель команды спасате- лей или директор не даст дальнейших указаний. Эвакуация через задымленный коридорПри возможности выясни предварительно, какой эвакуационный путь самый безопас- ный; Если должен пройти через задымленный коридор, двигайся как можно ниже, где воздух чище; Покрой рот и нос влажной тряпкой; Двигаясь, придерживайся рукой стены для сохранения правильного направления; В группе все должны оставаться вместе; Выйдя из здания, необходимо двигаться в обговоренное место сбора; В месте сбора проверь, все ли вышедшие из помещения дети с вами, передай информа- цию. Сигнал об эвакуации на переменеУчащиеся быстро двигаются в обговоренное место эвакуации, придерживаясь эвакуа- ционной маркировки; В месте сбора учащиеся находят преподавателя, на чьем уроке они были последний раз; В месте сбора группа должна находиться до тех пор, пока руководитель команды спаса- телей или директор не даст дальнейших указаний. Драка или одностороннее физическое насилие Разними драку: − Вначале дай устное указание прекратить драку;− Если ему не подчиняются, разними драку физически, стараясь вмешаться как мож- но мягче (ученика самому бить нельзя и т.п.). При принятии решения о вмешатель- стве оцени: при вмешательстве будут ли травмы менее или более значительными по сравнению с теми, которые могут возникнуть если драку не разнимать;− Если драку не удастся разнять или для вас это представляет опасность, попроси помощи или сообщи в полицию;− Не вмешивайся, если в драке используется холодное оружие.В случае необходимости скорую помощь (обязательно необходимо зафиксировать и задокументировать нанесенные травмы) Не вмешивайся, если для тебя это опасно! После прерывания драки:Возьми от участников объяснительные. Если объяснительные по каким-либо при- чинам невозможно получить, перепиши имена и контактные данные детей, кото- рые принимали участие в драке или были ее свидетелями и передай руководству МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Сообщи администратору, который проведет совместную работу с родителями и займется далее случившимся. Если случай затрагивает и других (драку наблюдали со стороны, конфликт сторон был длительным и для других ситуация была сложной), классный руководитель ор- ганизует обсуждение случившегося в классе. При необходимости обращается за помощью к школьному психологу. В тяжелых случаях сообщи руководству МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, которое −Сообщает родителям/опекунам;−Собирает письменные объяснительные от участников;−При необходимости информирует молодежную полицию;−При необходимости созывает собрание кризисной команды.При нахождении обучающегося в состоянии наркотического или алко- гольного опьяненияВмешайся сразу! Спокойно беседуя попробуй отстранить ученика от других одно- классников или перейти на другую тему. Если установить контакт с учеником не удается, вызови скорую помощь. Не оставляй ученика одного, при необходимости окажи первую помощь. В случае алкогольного или наркотического опьянения необходимо сообщить в по- лицию. Если заявление делается с подозрением на использование наркотических веществ, полиция может рассматривать это конфенденциально. Заявление может быть сделано и анонимно. Выявление опьянения является компетенцией полиции. Выявление алкогольного опьянения школьным работником с помощью алкометра является в правовом плане пустым, но может рассматриваться МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, если обучающийся согласен использовать алкометр. Полиция может использовать в рассмотрении дела составленное работником школы письменное описание состояния опьянения. Сообщи родителям обучающегося. Если полиция не дала других указаний, родители/опекуны должны прийти за обу- чающимся и отвезти домой или, при необходимости, в медицинское учреждение. Если у обучающегося находят запрещенные вещества Рюкзак или шкафчик обучающегося нельзя открывать без разрешения. Однако можно попросить его самому сделать это и показать содержимое. При обнаружении наркотиков или табачных изделий сообщить немедленно в по- лицию (не сообщение наказуемо). Забранные табачные или иные запрещенные из- делия передаются в полицию. Если ученик хранит у себя, использует сам, обменивает или продает наркотические вещества, это является преступлением, о котором всегда нужно информировать по- лицию. При обнаружении алкоголя и если у ученика отсутствуют признаки опьянения, об этом информируют родителей, информирование полиции не является обязатель- ным. Конфискованное передается родителям. При конфискации запрещенных предметов составляется акт изъятия. Беседа с учеником, если появились сомнения, что потребляет запрещенные веществаНе пытайся начать беседу, если у тебя есть подозрение, что обучающийся находится под воздействием наркотиков. Попробуй изыскать время для беседы, когда ты уверен, что можно беседовать без ее ча- стичного прерывания. Попробуй не обвинять. Если ошибешься, можешь серьезно испортить отношения с ним. Учитывай, что использование наркотиков может быть знаком серьезного разочарова- ния. Заранее реши как ты будешь реагировать, если обучающийся действительно подтвер- дит, что он потреблял наркотики. Попроси описать свою позицию, слушай внимательно о том, что ему есть сказать. Мо- лодые люди не всегда понимают, что потребление наркотиков может быть проблемой. Если у тебя возникли подозрения, что тебе врут в отношении наркотиков, попробуй оставаться спокойным и не злиться. Покажи ученику, что ты в первую очередь беспокоишься о его здоровье и благосостоя- нии. Подтверди, что он всегда может рассчитывать на твою поддержку и помощь. Попробуй объяснить ему обстоятельно какое поведение разрешено, а какое нет. Пытайся грозить наказанием – это может казаться простым и быстрым решением, но таким образом ты скорее всего не достигнешь желаемого результата. Одновременно про- информируй о возможных наказаниях, следуемых из законов. Молодые люди должны по- нять, что они отвечают за свои действия и их последствия. Если есть подозрение, что ученик находится под воздействием наркотических ве- ществ, ни в коем случае нельзя пугать наказанием или полицией, так как многие вещества ослабляют механизм торможения, человек может стать агрессивным и причинить себе или другим вред, или сделать что-то непродуманное. Смерть работника или обучающегося Смерть обучающегося:Получивший информацию немедленно связывается с директором или с кем-нибудь из кризисной команды. Собирается кризисная команда. Директор подтверждает информацию и сообщает о случившемся обучающимся и ра- ботникам МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Флаг спускается на половину с древка. В подходящее место (напр., в фойе) помещают фотографию ушедшего, свечу (при воз- можности с черной лентой), цветы и/или книгу для памятных записей. Организуют мемориальный сбор памяти. Если о случившемся получают информацию до полудня, мемориальный сбор памяти организуют в тот же день. В противном случае на следующее утро. Мемориальный сбор начинается с минуты молчания с траурной музыкой, директор произносит речь, при желании ученики прощаются, читая подходящие стихи, произнося речи, или с помощью музыки или пения. Если школа желает, речь произносит священник. Родители при желании могут принять участие в мероприятии памяти. Переходят в группы, где у учащихся появляется возможность рассказать о своих ощу- щениях и воспоминаниях. В классе ушедшего на его пустом столе зажигают свечу и при возможности рядом уста- навливают его фотографию. Команда по кризисным ситуациям информирует всех родителей или родителей от- дельных групп о произошедшем. При необходимости у куратора может быть в помощниках кто-то из членов кризисной команды. Кризисная команда решают, кто свяжется с семьей ушедшего, чтобы Высказать соболезнование, Проинформировать о сделанном в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, Обсудить возможную помощь от МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска и пожелания семьи в связи с ритуалами памяти, участие одноклассников в похоронах и т.д. Если близкие согласны с участием в похоронах, кризисная команда информирует об этом устно преподавателей, письменно - родителей. Обсуждение смерти с одноклассниками:Собственное спокойствие создает безопасную ситуацию. Говори всю правду напрямую одной фразой (можешь фразу повторить несколько раз). Исключай абстрактные высказывания такие как «уснувший», «ушедший отдыхать» и т.п. Говоря о смерти, произноси прямые слова (слово смерть). Дай обучающимся выразить свои чувства. Расскажи учащимся, к кому они при необходимости могут обратиться, если жела- ют поговорить о случившемся. Расскажи также, какую внешнюю помощь можно использовать, где ее можно получить. Учти культуру, фон и ситуацию учащихся. Знай свою стрессовую реакцию. Если по какой-либо причине вам трудно в одиноч- ку рассматривать ситуацию в группе, позови на помощь коллегу или члена кризис- ной команды. Смерть преподавателя, работника МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска:Получивший информацию немедленно связывается с директором или с кем- нибудь из кризисной команды. Собирается кризисная команда. Директор подтверждает информацию и сообщает о случившемся. Для группы ушедшего преподавателя находят как можно быстрее опорное лицо, который остается с группой на все время траурных ритуалов, а при возможности и в дальнейшем. Учащимся предоставляется возможность высказать свои мысли и рассказать о чувствах. При необходимости привлекают психолога. Приспускают флаг. В подходящее место (напр., в фойе) помещают фотографию ушедшего, свечу (при возможности с черной лентой), цветы и/или книгу для памятных записей. Организуют мемориальный сбор памяти. Если о случившемся получают информа- цию до полудня, мемориальный сбор памяти организуют в тот же день. В против- ном случае на следующее утро. Мемориальный сбор начинается с минуты молчания с траурной музыкой, дирек- тор произносит речь, при желании ученики прощаются, читая подходящие стихи, произнося речи, или с помощью музыки или пения. Если школа желает, речь про- износит священник. Учебный день не прерывают. При необходимости сообщают письменно о случившемся родителей или собира- ется родительское собрание. Работники совместно кризисной командой договариваются о конкретной деятель- ности (совместное соболезнование, похороны). Директор обговаривает с родственниками возможности участия работников и учащихся в похоронах. Кризисная команда обсуждает необходимость организации необходимых поддер- живающих и последующих мероприятий. Суицид Дайте информацию о происшедшем. Дайте истинную обзор того, что произошло, говорите о известных фактах. Постарайтесь сохранять спокойствие в выражениях и опи- сывать случившееся ясно и просто. Если по каким-то причинам тебе трудно говорить од- ному, позови на помощь коллегу или члена кризисной команды.Дайте время для реагирования и задать вопросы. В случае самоубийства самым важным является мужество говорить о противоречи- вых и запрещенных чувствах стыда и вины и их принятия. Поощряйте учащихся говорить о том, что произошло. Часто в кризисной ситуации хочется говорить и задавать одни и те же вопросы несколько раз, потому что про- изошедшее трудно принять. Поощряйте обучающихся говорить, как о связанных со случившимся фактах, так и о своих чувствах. При необходимости договоритесь о времени, когда вы в течении дня поговорите о случившемся. Сохраняйте традиционные правила в классе. Поддерживайте активность повсе- дневной деятельности учащегося. Это углубляет чувство принадлежности и чув- ство безопасности и помогает восстановить контроль над эмоциями. Временно измени учебный план. После травматического события обучающиеся испытывают трудности с памятью и концентрацией и возможности обучения сни- жаются. Будьте внимательны в отношениях с учащимися повышенного риска (Учащимися повышенного риска могут быть братья/сестры потерпевшего, близкие друзья, дети, у которых наблюдалась сильная эмоциональная реакция, видевшие произошедшее, те, у кого имеются проблемы в семье или потеряли близких, учащиеся с депресси- онной или суицидной наклонностью). Они могут требовать индивидуальной пси- хологической помощи. Будь внимателен к другим обучающимся и персоналу, при необходимости, органи- зуй кризисную команду для оказания первой психологической помощи. Помоги восстановить самоконтроль. Сильные эмоции естественны в случае кризи- са. Помоги им успокоиться и взять под контроль свое поведение. Поддерживайте связь с другими преподавателями, работниками МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска и родителями. Важно знать, как с обучающиеся могут справиться с кризисом не только в МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска, но и у себя дома и вне. Немало обучающихся, которым, возможно, потребуется профессиональная помощь. Родители нуждаются в рекомендациях. Будьте примером в поведении для учащихся. Будьте осведомлены о ваших реакциях, а также заботься о себе. Разрешено прояв- лять свои чувства, но не терять контроль. Не оставляйте себя в одиночестве, разго- варивай с коллегами, поделись своими чувствами и мыслями, в случае необходи- мости, обратись за помощью специалистов Если самоубийство или попытка самоубийства происходит во время уроков:Позаботьтесь о том, чтобы обучающиеся не попали бы на место происшествия или ушли бы оттуда сразу. Позаботьтесь, чтобы учащихся не оставили в этом случае одних! Вызовите сразу скорую помощь и полицию. Сообщите директору МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Уведомление о смерти доставляет домой полиция. Затем с домом связывается директор МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска. Кризисная команда организует после увиденного учащимся и преподавателям первую психологическую помощь. Кризисная команда составляет последующий план действий для всего МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска Хулиганские действияСобери информацию - кто из преподавателей, учащихся были свидетелями издева- тельства? Кто лидер? Не провоцирует ли издевательство сам? Убедитесь, было ли поведение обучающегося мгновенной и разовой эмоцией или постоянной проблемой. Побеседуй с подозреваемыми в издевательствах индивидуально. Слушай, не обви- няй. Подожди, какое решение предложит сам обучающийся. Побеседуй индивидуально с вероятной жертвой. Поощряйте разговоры, избегайте наводящих вопросов. Выражайся ясно, недопустимо придирчивое поведение. Организуй встречу с группой подозреваемых в запугивании (если хулиганов не- сколько). Оцени ситуацию и, при необходимости, организуй встречу жертвы вместе с хули- ганами. Найди решения, как улучшить отношения и заключите соглашения. В большинстве случаев, должно быть отрегулировано поведение как жертвы, так и хулигана. Сообщите родителям обеих сторон о произошедшем. В случае необходимости направь как жертву, так и хулигана к психологу. Он орга- низует при необходимости дальнейшую работу (психическую помощь, встречи с родителями, и т.д..). По прошествии некоторого времени выясни у обоих сторон, как шли дела. Во всех случаях информируй антикризисную группу. Если запугивание повторяю- щееся и очень серьезное, и действия МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска не помогают, обратитесь в полицию.Насилие Насильственные действия. Как распознать проблему? Проблемы обучающихся, к которым должно быть отмечено повышенное внимание:Депрессия Расстройства сна Расстройства в приеме пищи (недостаточно ест или ест излишне, успокаивает себя пищей) Усталость (я полностью «израсходовался», больше не могу) Апатия, самоотстранение (хобби, друзья ничего теперь не дают) Гнев (сильное упрямство, бунт) Трудности с концентрацией внимания (гиперактивность, плохое поведение) Ненависть к себе (я глупый, я не нужен, мне никто не нравится) Печаль, плаксивость, жалость к себе (преобладают чувства) Ощущение конца света, чувства последнего дня (человек говорит, думает, рисует смерть) Систематическое отсутствие обучающегося Перечень является ориентировочным. Если учащийся имеет многие из этих симп- томов, следует обратиться к социальному работнику или психологу.Признаки физического насилия к жертве:−внимание и возможности учебы и падают,−увеличение количества ошибок,−ухудшение памяти,−ускорение забывчивости−подавленное настроение, нахождение в себе−страхи, состояние незащищенности тела−учащийся избегает совместной работы или контакта с другими обучающимися.Если большинство из этих признаков отмечены, можно сомневаться в физическом насилии.Всегда реагировать на проявления физического насилия:Поощряйте жертву говорить. В случае необходимости, обратитесь в травмпункт, чтобы зафиксировать и задоку- ментировать травмы. Постарайтесь выяснить причины конфликта и основных насильников. Проведите работу с обеих сторон родителей. В зависимости от ситуации займись случившимся с обеими сторонами отдельно. Однозначно говори о том, что физическое насилие неприемлемо. Пригласите насильника вместе с родителями на беседу по проблеме. При возможности направь как жертву, так и нарушителя к психологу. Помоги жертве найти стратегию, чтобы защитить себя и избежать ситуации наси- лия. Помогите насильнику найти стратегии как держать под контролем свои эмоции и импульсы. В случае необходимости информируйте полицию. Сексуальное насилиеЕсли вы знаете или подозреваете, что кто-то в возрасте до 16 лет остался без при- смотра или он стал жертвой эмоционального, физического или сексуального насилия, вы обязаны по существующему закону информировать об этом полицию. Самым целесооб- разным является сообщение в полицию.Если кто-то говорит, что он подвергся сексуальному насилию или сексуальному нападению, то:Найдите время, чтобы выслушать и найдите спокойное место для разговора. Поблагодари его за то, он решил поделиться с вами о своих проблемах и пойми, как трудно ему говорить об этом. Скажи, что верите ему. Людям, которые подвергаются насилию или сексуальному нападению, важно, чтобы другие люди поверили им. Редко случается, когда люди лгут о сексуальном насилии. Поддержи жертву, сказав: "Мне жаль, что это произошло с вами», «Я рад, что ты осмелилась сказать мне об этом", "Я понимаю, что вы говорить об этом тяжело, но ты молодец, что у тебя хватило смелости попросить о помощи", «Я понимаю, по- чему вы чувствуете себя настолько ужасно." Обопрись на незнание детальной информации. Скажите ему, что он не виноват в случившемся. Единственный виноватым является атакующий человек, так как агрессивное поведение не может быть оправдано ни- чем. Помогите ей найти помощь. Будь ее другом. Жертвам не просто говорить о том, что произошло. Идите вместе с ней искать помощь и выскажись, что все это время ты будешь вместе с ней. Важность такой поддержки невозможно описать словами. Будь твердым и будь опорой. Не давай обещание, что ты никому не расскажешь (подчеркни, что ты будешь го- воришь о случившемся со специалистом, который может обеспечить профессио- нальную помощь). Сохраняйте спокойствие, не паникуй, не поступай опрометчиво. Не делай поспеш- ных, необдуманных решений. Сделайте подробные записи о процессе, разграничь услышанное и свои мысли и выводы. Помогите жертве найти места, где можно обратиться за помощью. Если вы не уверены, проконсультируйтесь с врачом, психологом или социальным работником. Если вы обнаружили намеки, которые указывают на сексуальное насилие?Жертвы сексуального насилия могут дать знак о своем состоянии через попытки описать сексуальное насилие в творческой работе или их изображении. Роль учителя заключается в понимании сигналов.Начните диалог с учащимся. Поймите, очень трудно говорить о том, что произошло. Подтвердите, что он не виноват. Обвинить можно только преступника. Разъясни вопросы конфиденциальности. Сообщать о случившемся надо всегда. Сообщи в полицию или в управление по за- щите детей.Депрессия Общие характеристики депрессии у подростков Внезапные изменения в настроении и поведении. (Ранее, послушный молодой че- ловек вдруг стал враждебным. Бунтарское поведение, и даже побег из дома являет- ся обычным для депрессивных подростков). Потеря интереса практически во всех мероприятиях. (Существует необычайно пас- сивным, теряет интерес к бывшим хобби). Отделение от других. Изменения в предпочтениях в еде. (Депрессия часто ассоциируется с анорексией, булимией и диким обжорством). Нарушения сна. (Либо спит слишком мало или слишком много. Или сформирова- лась привычка нарушения сна, смешались ночь и день). Проблемы в учебе. Опасное или самоубийственное поведение. (Вполне возможно, что у молодого че- ловека уже нет вкуса к жизни, она также может быть симптомом членовредитель- ства). Чувства без ценностей или постоянное чувство вины. (Становится очень самокри- тичен с постоянным чувством вороны хотя реальная ситуация может быть обрат- ной). Психосоматические жалобы: без физической причины головная, зубная боль и бо- ли в спине. Повторяются мысли о смерти или самоубийстве. Депрессия влияет на все сферы повседневной жизни. Наиболее часто на уровень энергии, сон, питание.Своевременная диагностика и лечение депрессии очень важно для здоровья. Под- росткам следует порекомендовать обратиться к психологу.Критерии оказания медицинской помощи Перечень мероприятий по оказанию первой помощи в соответствии приложе- нием № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н: Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказа- ния первой помощи: определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья; определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего; устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья; прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего; оценка количества пострадавших; извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест; перемещение пострадавшего. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники кото- рых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. Определение наличия сознания у пострадавшего. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего: запрокидывание головы с подъемом подбородка; выдвижение нижней челюсти; определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления призна- ков жизни: давление руками на грудину пострадавшего; искусственное дыхание "Рот ко рту"; искусственное дыхание "Рот к носу"; искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей: придание устойчивого бокового положения; запрокидывание головы с подъемом подбородка; выдвижение нижней челюсти. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения: обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений; пальцевое прижатие артерии; наложение жгута; максимальное сгибание конечности в суставе; прямое давление на рану; наложение давящей повязки. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний: проведение осмотра головы; проведение осмотра шеи; проведение осмотра груди; проведение осмотра спины; проведение осмотра живота и таза; проведение осмотра конечностей; наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки; проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, иммобилизация, с исполь- зованием изделий медицинского назначения); фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с исполь- зованием изделий медицинского назначения); прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промыва- ние желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхно- сти и промывание поврежденной поверхности проточной водой); местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур. Придание пострадавшему оптимального положения тела. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказа- ние психологической поддержки. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специаль- ным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответ- ствии с федеральным законом. 2.2.2 Критерии оказания психологической помощиКритериями эффективности рекомендуется считать следующие:Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, обще- ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельно- сти; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Улучшаются адаптационные возможности, наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы. При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогическо- го воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими за- дачи опираются на новые эффективные формы работы с обучающимися и родителями. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь. Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных пси- хологических вопросах.Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательно- го процесса является демократизм действий, опора на данные диагностики (мони- торинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения В ситуации ЧС экстренная психологическая помощь оказывается: −лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуа- циях, в том числе раненым и больным;−родным и близким пострадавших и населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее;−очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму;− сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситу- аций спасательные и иные работы;− медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне не- штатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях;− сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устране- нии последствий чрезвычайных ситуаций;− лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не за- нятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные от- клонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействи- ем стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации.Блок III. РЕСУРСНЫЙРесурсы образовательной организации Материально-технические ресурсы Кадровые ресурсы Внешние ресурсы Материально-технические ресурсы Антикризисный план составил: