Публикации Вокально-хоровое развитие в дошкольном возрасте.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вокально-хоровое развитие в дошкольном возрасте.
Автор: Ермолаева Анжелика Геннадьевна

Развитие вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возрастаМузыкальный руководитель:Ермолаева Анжелика Геннадьевна1. Введение.Как приятно, когда ребенок правильно и красиво поет! Приятно, но достичь это можно только в результате систематического и целенаправленного обучения.Представляю вашему вниманию опыт работы по формированию вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответную реакцию. Слушая её, ребенок по-своему воспринимает и отображает ее в песне, игре, танце.В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность, в частности пение.Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности и, на первый взгляд, оно не представляет трудностей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение развивает коммуникативные способности ребенка. Скрытость в общей массе создает предпосылки для преодоления чувства скованности, застенчивости. Проблема формирования вокальных навыков неоднократно поднималась в работах Л. Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитреевой, В.М. Никитиной. Авторы отмечали необходимость глубокого изучения процессов звукообразования, звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.В сороковых годах музыковедом Н. А. Тепловым в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада», были определены для каждой группы певческий диапазон, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой, вокальными и хоровыми навыками (звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем). Особенности развития музыкального слуха, методы и приемы обучения пению, роль упражнений и их систематизация, развитие самостоятельности, творчества в пении, необходимость индивидуально–дифференцированного подхода исследовала Н. А. Ветлугина.Практика обучения детей вокально – хоровым навыкам показывает:Общее развитие старших дошкольников, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по – прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости проведения специально организованной работы по формированию вокально-хоровых навыков у дошкольников.2. Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию вокально-хоровых навыков В воспитательно-образовательном процессе использованы методики Н.А.Ветлугиной, Т.М.Орловой и личные наработки:
  • Цикл занятий «Уроки пения»; «Как песня с оперой сдружилась».
  • Проект «Нужна ли песня на войне?»;
  • Цикл развлечений «Как прекрасен мир поющий»
  • Методические рекомендации по организации праздников, развлечений с использованием хороводных игр.
  • Цикл практических консультаций «Моделирование педагогических ситуации для формирования вокально-хоровых навыков»
  • Обеспечены условия, в которых дети обучались пению: температура и чистота воздуха, соответствовала требованиям, занятия проводились в проветренном помещении с предварительной влажной уборкой. 2.1. ЗанятияГлавная роль в обучении детей пению принадлежит занятиям, структура которых:
  • Вводная часть - подготовка голосового аппарата (дыхательная, артикуляционная гимнастика; упражнения, дидактические игры на развитие музыкального слуха и голоса);
  • Основная часть - вокально–хоровая работа (знакомство и разучивание песни, работа над сложными оборотами в мелодии, над интонацией и т.д.);
  • Заключительная часть - игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры с пением, хороводы.
  • Используются следующие виды музыкальных занятий по обучению вокально-хоровым навыкам: доминантное, тематическое, комплексное.Доминантное занятие - занятие с преобладанием одного вида музыкальной деятельности. Направлено на развитие музыкальных способностей с включением различных видов музыкальной деятельности (развитие чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и т.д.). Доминантные замятия на развитие чистоты интонирования и звукообразования «Музыкальный волчок», на развитие дикции, чувства ритма и выразительного исполнения «У нас в гостях медуза Аграфена», на развитие ладового, звуковысотного слуха и совершенствование вокально-хоровых навыков «Путешествие в Африку».Тематическое занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности. В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия подразделяются на собственно тематические; музыкально-тематические (когда сама тема связана с музыкой, её выразительными средствами, с музыкальными инструментами и т.д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией. Тематические занятия: «Что такое оперетта?», «Знакомство с оперой М.Глинки «Руслан и Людмила». Комплексное музыкальное занятие, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Комплексные занятия: «Русская народная песня о детях и для детей», «Как песня с оперой сдружилась» Работа по усвоению вокально-хоровых навыков строится поэтапно, согласно алгоритма:Приоритет отдается упражнениям на развитие музыкального слуха и голоса. Они могут быть в форме коротких песен с игровым содержанием, маленьких песенок, подобранных педагогами, песен написанных композиторами Е.Тиличевой, В.Карасевой, народных песен – попевок, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками.Используются упражнения - игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально – ритмическое игровое действие, игра на металлофоне)Для легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении рекомендуются песенки «Прибаутка», «Солнышко – ведрышко», «Дудочка» (обр. В.Карасевой). Используются новые упражнения, направленные на развитие дыхания, напевности «Поет, поет соловушка», «У кота Воркота»; в распевании двух звуков на один слог – «Дождик, лей на крылечко», русская народная закличка. Различные по тематике упражнения используются и для формирования ладотонального слуха, развития дыхания, умения петь протяжно, напевно.Для развития музыкального слуха и голоса детей, используются такие методические приемы, как:
  • Слуховое сосредоточение и вслушивание в исполнение музыкального руководителя с целью последующего анализа услышанного;
  • Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
  • Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
  • Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
  • Пение «по цепочке»;
  • Моделирование высоты звука движениями руки;
  • Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
  • Настройка на тональность перед началом пения.
  • Как показывает практика, одной из сложных задач является – умение петь без музыкального сопровождения с воспитателем.На опыте работы убедилась, что лучше всего предлагать детям петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть, акапелльно. Все упражнения вызывали живой интерес и эмоциональную вовлеченность детей в процесс пения.Наиболее эффективными приёмами обучения самостоятельному пению являются:- пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.- пение всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание уделяется детям не чисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.Особое внимание в работе уделяется разучиванию песен.Начинается разучивание песни с целостного ее восприятия, проигрываются трудные мелодические обороты. На первом занятии разучивание проходит без аккомпанемента. В ходе занятия используются: 1-2 песни-упражнения; 1- творческое задание, 1 – песня разучиваемая, 1- песня повторная.Хотелось бы остановиться на играх с пением. Это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у детей дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, фантазию, воображение, элементы творческих проявлений. Игры с пением разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучивается песня, затем постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни и, как итог, все дети включаются в игру.Позднее, при закреплении игры, детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.Здесь важно взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. Воспитатель создает в группе ситуацию, при которой дети стремились бы повторить игру.На занятиях используется дидактический материал: иллюстрации, стихи, загадки, дидактические игры («Три цветка», «День рождение», «Сломанный телевизор», «Вот так зайка»). 2.2. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов.Индивидуальные маршруты по формированию вокально-хоровых навыков представляют собой принципиально новую форму работы, главной отличительной особенностью которой являются ориентировка на полную индивидуализацию в выборе задач и их решений в работе с ребенком. Теоретической базой и отправной точкой для составления индивидуальных маршрутов послужили программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», критерии, разработанные Т.М.Орловой и описанные в методике «Учите детей петь».В основу индивидуальных маршрутов положены особенности взаимодействия взрослого с ребенком, позволяющие воспитателям творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для индивидуального обучения пению, исходя из его индивидуальных особенностей, уровня развития вокально-хоровых навыков и степени освоенности основной образовательной программы по разделу музыкального воспитания.Индивидуальные маршруты содержат основные, наиболее значимые результаты обследования ребенка. Задачи работы ставятся в зависимости от результатов обследования и общего музыкального образования ребенка, особенностей его эмоциональной сферы.Реализация индивидуальных маршрутов проходит по следующим направлениям:
  • Обеспечение обогащенной предметной среды.
  • Обучение ребенка индивидуально или в маленькой подгруппе (2-3 человека со сходными задачами обучения);
  • Сотрудничество с родителями.
  • 3.3. Проектная деятельность.В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми.Проекты социальной направленности воспитывают у детей любовь к семье, развивают интерес к событиям исторической значимости, формируют гуманные, доброжелательные чувства. В канун празднования Великой Победы разработан и реализован проект «Нужна ли песня на войне?».С большим интересом дети работали над проектом.Предложила выбрать для разучивания и инсценировки песни военных лет. Дети инсценировали песенные композиции: «Синий платочек», «Катюша», Смуглянка», «День победы». Итогом проекта стал фестиваль военной песни.В перспективе планируется реализация проектов:
  • «Герои нашей семьи»
  • «Космические дали»
  • «Музыка смеётся, сердится, грустит»
  • 2.4. Студийная работа.Дети проявляют свои певческие способности в вокальной студии «Непоседы». Репертуар самый разнообразный: песни классических композиторов «Улетают журавли» муз. Георгия Свиридова, «Соловушка» муз. П. И Чайковский; русские народные песни «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранёшенько»; детские песни «Здравствуй, весна!» муз. и сл. Л. Б. Гусевой, «Наш художник Осень» муз. и сл. И.В.Павленко. При выборе произведений главное – музыка должна нести положительный заряд, добрый настрой, светлые эмоции. Разработан план-программа вокальной студии.С каждым годом оттачивается мастерство, увеличивается количество номеров. Зрители неизменно долго аплодируют задорным и озорным «Веснушкам» и «Разноцветной игре», технически сложной песне про «Косолапый дождь», величественной «Моя Россия», торжественной «День Победы».2.5. Взаимодействие с педагогамиСправиться с поставленными задачами можно только активизировав творческий потенциал педагогического коллектива детского сада. Идей было много. Не все удалось воплотить в жизнь, но отдельные находки помогли изменить ситуацию во взаимодействии с педагогами к лучшему. Использованы эффективные формы работы с педагогами:- семинар – тренинг «Основы певческого дыхания», где педагоги знакомятся с видами певческого дыхания, дыхательной гимнастикой, учатся правильно дышать во время исполнения музыкального произведения в статическом положении и в движении;-обучающий семинар «Использование музыкально-речевых игр и вокально-двигательных разминок» знакомит педагогов с особенностями организации музыкально-речевой деятельности;- педагогическая мастерская «Создание предметно – развивающей и пространственной среды» - использование творческого потенциала педагогов при осуществлении соответствующей работы. -практические консультации «Моделирование педагогических условий для развития вокально-хоровых навыков».Все люди любят петь, в не зависимости от музыкального слуха. Музыканты-педагоги утверждают, что он есть у каждого человека, только его надо развивать. В целях обеспечения условий для личного и профессионального развития педагогов, общения педагогов, развития их музыкального и песенного творчества, создан клуб по увлечению «Поющие голоса» - добровольное, неформальное объединение педагогов, имеющих общие интересы, в данном случае – любовь к пению.Участие педагогов в различных формах методической работы предполагает творческое отношение к своей деятельности, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений.2.6. Сотрудничество с родителями.Немаловажную роль в решении поставленных задач отводится взаимодействию музыкальных руководителей и родителей.С целью вовлечения родителей в работу по формированию вокально-хоровых навыков у детей, использованы современные эффективные формы взаимодействия: музыкальная гостиная «Театр песни», мастер-класс, практические консультации, музыкальные досуги, групповые презентации и т.д. Конструктивной формой взаимодействия с семьёй является музыкальная гостиная «Театр песни» – форма, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях возрождения народной песни. Одна из функций музыкальной гостиной – приобщение детей и взрослых к истории народной песни и культуре её исполнения.Чтобы достоверно передать на сцене мелодичное звучание народной песни, каждая семья находила свои способы поиска информации: - знакомство с литературными источниками;- прослушивание и запись народных песен;- посещение музея;- творческое сотрудничество с фольклорными коллективами города.Итог большой и важной работы – концерты народной песни, костюмированные театрально-песенные вечера. После проведенного мастер-класса «Поем вместе», родители успешно справились с поставленными задачами, нередко при активной поддержке детей.В детском саду должно быть интересно не только детям, но и взрослым. «Высший пилотаж» работы педагогов – умение привлечь родителей к участию в праздниках и развлечениях. Задача непростая, зато заряд положительных эмоций гарантирован! 3. Заключение Убеждена, развитие и формирование вокально–хоровых навыков, необходимо начинать с детства, об этом говорил композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы А. Е. Варламов, подтверждение тому практика и опыт работы. Необходимо начинать целенаправленную работу по формированию певческого голоса не в 7 лет, а раньше. Мы учим детей, петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель – привитие ребенку любви к музыке, формировать и развивать его духовную культуру. Голос – инструмент общедоступный, а петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением.