Публикации Моделирование воспитательной работы. Модуль «Ключевые общешкольные дела».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моделирование воспитательной работы. Модуль «Ключевые общешкольные дела».
Автор: Горюнова Алла Владимировна Лисянская Ольга Викторовна


Моделирование воспитательной работы. Модуль Ключевые общешкольные дела.
Горюнова А.В., учитель начальных классов, Лисянская О.В., учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП №8 г. Воронеж.
Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе.
Понятие ключевые общешкольные дела в педагогический лексикон было введено В.А. Караковским. Вот что сам автор пишет о них.
В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть воспитанников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях.
На внешкольном уровне:
- проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым региональным, всероссийским и международным событиям.
На школьном уровне:
- ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы (Веселые старты, новогодние представления, мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Международному женскому дню);
- торжественные посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей (Посвящение в первоклассники, Прощание с букварем, Прощание с начальной школой, Последний звонок);
- театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами юмора, импровизаций на темы жизни школьников и учителей, которые создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы (торжественное мероприятие, посвященное Дню знаний, Дню Учителя, новогодние детские мероприятия);
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне группы:
- выбор и делегирование представителей группы в общешкольный совет старост, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие представителей группы в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках группы итогового анализа общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение, по возможности, каждого обучающегося в ключевые дела школы-интерната в разных ролях: исполнителей, ведущих;
- индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за ту или иную часть общей работы.
Воспитывающие ситуации и деятельность могут носить повседневный, рядовой, даже рутинный характер. Скажем больше: большая часть школьной жизни проходит именно так. Однако в каждом ребенке живет потребность уйти от монотонного однообразия будней, стремление к необычному, яркому, возвышенному. Крупные дозы воспитания как раз и удовлетворяют эту потребность, превращая факт школьного быта в событие, остающееся в памяти надолго.
Важное обстоятельство: рамки общешкольного ключевого дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельно ученика.
Непременные черты каждого ключевого дела - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности.
Воспитательный потенциал ключевых дел велик. Они формируют гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других людей и проявлять свои лучшие человеческие качества; дают значимый опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми; обеспечивают развитие интересов и способностей воспитанников, их творческую самореализацию; формируют дружеские связи и отношения в коллективе.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть формальный характер воспитания, когда воспитание сводится к набору мероприятий, организуемых как правило педагогами для детей, где дети часто являются просто их участниками, потребителями того, что сделано другими.
Литература:
1. Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В. А. Караковского, Д. В. Григорьева, Е. И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 11-12.
2. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).