Публикации
Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности.
Автор: Алехина Мария Сергеевна Кириллова Марина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности.
Автор: Алехина Мария Сергеевна Кириллова Марина Николаевна
Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности.
Кириллова М.Н. Алехина М.С.
МБОУ СОШ с УИОП №8 городского округа город Воронеж
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий.
В целях обеспечения реализации программы основного общего образования должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Понятие функциональная грамотность появилось в педагогике примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А).
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников): читательская грамотность, естественно-научную грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.
Словосочетание математическая грамотность появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину..
Три составляющие математической грамотности в программе PISA:
Умение находить и отбирать информацию.
Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.
Интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Таким образом понятие о математической грамотности включает следующее:
-распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обучающиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Главной задачей образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Поэтому процесс обучения математике должен строиться не только на прохождении основной программы предмета, но и из овладения приложениями математики. Необходимо изменить приоритеты в школьном образовании, переориентироваться на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.
Образовательная система Школа 2100. Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
Кириллова М.Н. Алехина М.С.
МБОУ СОШ с УИОП №8 городского округа город Воронеж
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий.
В целях обеспечения реализации программы основного общего образования должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Понятие функциональная грамотность появилось в педагогике примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А).
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников): читательская грамотность, естественно-научную грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.
Словосочетание математическая грамотность появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину..
Три составляющие математической грамотности в программе PISA:
Умение находить и отбирать информацию.
Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.
Интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Таким образом понятие о математической грамотности включает следующее:
-распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обучающиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Главной задачей образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Поэтому процесс обучения математике должен строиться не только на прохождении основной программы предмета, но и из овладения приложениями математики. Необходимо изменить приоритеты в школьном образовании, переориентироваться на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.
Образовательная система Школа 2100. Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.