Публикации Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
Автор: Эльвера Сагитовна Мухаметкулова

Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школеС каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.В школьном коллективе должна сформироваться установка:«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются
  • установка положительного психологического климата в классе.
  • установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
  • Одной из трудностей, которая появится у педагога постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
  • Все ученики равны в школьном сообществе.
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
  • ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
  • воздействие на все органы чувств;
  • разнообразные виды деятельности;
  • обращение к опыту ребенка;
  • комфортные условия на уроке;
  • ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
  • содружество учителя;
  • задания малыми дозами;
  • игра;
  • чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
  • Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления;4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах;11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.