Публикации Обобщение педагогического опыта по теме "Экологическое образование младших школьников через внедрение в учебный процесс инновационных технологий"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение педагогического опыта по теме "Экологическое образование младших школьников через внедрение в учебный процесс инновационных технологий"
Автор: Рогова Наталья Николаевна

Выявление эффективного педагогического опыта по теме «Экологическое образование младших школьников через внедрение в учебный процесс инновационных технологий» Тематика практики Экологическое образование младших школьников через внедрение в учебный процесс инновационных технологий Ф.И.О учителя или руководителя ОО, предоставляющего практику Рогова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «РСШ №2» Решаемая педагогическая или управленческая проблема Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, отсутствие чувства любви к природе и сопереживания у подрастающего поколения в настоящее время вызывают необходимость экологического образования. Экологическое обучение и воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться основой и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Краткое описание используемых технологий, методов, форм, инструментов Экологическое образование младших школьников осуществляется через внедрение в практику работы следующих: 1. технологий: - проектная и исследовательская технологии, - экологическая игра, - компьютерные технологии, - кейс – технология. 2. методов, форм и приемов работы: - беседы, экологические познавательные и интеллектуальные, дидактические игры, игры, игры-соревнования, воспитательный час, видео-беседа, дискуссии, устный журнал, интернет-уроки; - олимпиады, викторины, конкурсные программы, часы загадок, (пословиц, примет), конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций, брейн-ринги, турниры; - экскурсии, экологические путешествия, экологические тропы; - мастер-классы, экологические спектакли, выставки; - беседы-практикумы; - практическая деятельность: экологические трудовые операции, экологические акции и проекты; - видео-отчеты. Полученные результаты Уровни и показатели сформированности экологической культуры младших школьников: 1. Уровень знания: - уровень сформированности представлений и понятий о природе; - уровень овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах. 2. Уровень отношений (поведение ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. В результате использованных технологий, методов, форм и приемов работы по формированию экологической культуры и экологического сознания младших школьников наблюдается положительная динамика осознанности, глубины и прочности знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям по улучшению состояния окружающей среды и реальный вклад в это дело. Экологическое образование младших школьников через внедрение в учебный процесс инновационных технологий «Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы». Гёте Иоганн Вольфганг – немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель. Экология – это наука, изучающая основные природные закономерности, взаимодействия живых и неживых организмов. Глобальные проблемы нашей современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, отсутствие чувства любви к природе и сопереживания у подрастающего поколения в настоящее время вызывают необходимость пристального внимания к решению задач экологического образования:  Развитие экологических компетенций и навыков;  Формирование ответственного отношения к природе;  Углубление и расширение экологических знаний и представлений;  Развитие системы умений и навыков по изучению и оценке состояния окружающей природы;  Развитие стремления к активной деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Экологическое обучение и воспитание ответственного отношения к окружающей нас среде должно явиться основой и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Как же научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание? Этот вопрос встает и перед учителями начальных классов. Прежде всего, учителю необходимо быть самому готовым к такой деятельности. Мною были пройдено онлайн-обучение по методике программы «Мы – твои друзья». В процессе работы у меня сложилась определенная система работы по данному направлению, включающая в себя три взаимосвязанных звена и основанная на инновационных технологиях: Каждое звено в процессе работы мною реализуется в урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работе через: 1. проектную и исследовательскую, информационные технологии, экологическую игру, кейс – технологию, которые сосуществуют также во взаимосвязи, 2. различные формы, виды работы. В процессе внедрения перечисленных технологий учащиеся: 1. знакомятся с окружающим миром (получают первоначальные теоретические знания по экологии, знакомятся с нормами поведения в природе, с единством природы (воды, земли, воздуха, растительного и животного мира; 2. вовлекаются в реальную трудовую деятельность по охране окружающей среды, выполнение практических работ, направленных на воспитание экологической ответственности. Экологические знания Экологическая пропаганда Практическая деятельность 3. участвуют в создании новых экологических проектов с вовлечением учащихся других классов. Вся работа направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии. Реализация экологической деятельности в классе можно представить в виде таблицы 1: Реализация экологической деятельности Табл. 1. Виды природоохранной деятельности Формы работы Экологические проекты  по улучшению природной среды: - озеленение территории дома, школы, школьных коридоров (посадка растений, берегов озер и рек);  по защите природной среды: - по поддержанию чистоты и порядка в классе и прилегающей к школе территории; - подкормка птиц; - изготовление кормушек, скворечников для птиц;  по предупреждению негативных поступков в природе и борьба с ними: - изучение теоретического материала по теме; - пропаганда и разъяснение правил охраны природы;  по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). Операции, рейды, десанты, акции, субботники, акции, походы Операции, рейды, десанты, акции, дежурства, мастер-классы Эко-уроки, беседы-практикумы, воспитательные часы, видео-беседы, дискуссии, устные журналы, часы загадок, пословиц, экологические познавательные и интеллектуальные игры, беседы с друзьями Стенгазеты, стенды, листовки, буклеты, праздники, постановка сценок, спектаклей, презентации Выставки, экскурсии, акции, мастер-классы, ярмарки, проекты «Чистый класс» (уборка класса, сбор макулатуры в классе, озеленение коридоров школы). «Живой подоконник» (озеленение коридоров). «Зеленый друг» (оформление цветочной клумбы на территории дома, около школы). «Чистые берега» (уборка мусора на берегах рек и озер). «Чистота вокруг нас» (сбор мусора на прилегающей территории к школе). «Экологические акции, уроки, исследования». «Зеленая зона вокруг школы №2 г.Рудни Смоленской области» (изучение видового состава, состояния зеленых насаждений деревьев и кустарников, определение их значения для учащихся и работников школы) «Жила-была елочка» (изготовление елок из различных материалов) День леса День птиц День Земли Акция «Экоперемена». Добрая суббота Областная акция «День без пластиковой упаковки». Акция «Семейный арт-объект из пластиковой упаковки» Из таблицы видим, что проект занимает центральное место в моей работе по экологическому образованию. В своей практике использую следующие виды проектов (Табл.2): Виды проектов при реализации экологической деятельности Табл.2 № п/п Виды проектов Деятельность учащихся и оформление результатов Мероприятия 1. Исследовательско-творческие Учащиеся экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации, видеоролика, фотоотчета 1) Общероссийские и международные экологические уроки портала для учителей и школьников «Экокласс» https://экокласс.рф/. Помимо увлекательной информации, уроки содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы, игровые интерактивные задания и состязания, книжки-самоделки с полезной информацией по теме. Проведены всероссийские экологические уроки: «Изменение климата в России», «Чистый город начинается с тебя», «Наш дом. Ничего лишнего», «Приключение электроники». 2) Уроки Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята», «Эколята – Молодые защитники Природы». http://эколята.рф/ Проведены всероссийские уроки «Эколята - молодые защитники природы»: «Тигр и его родственники», «Птицы за окном» 3) Международные экологические мероприятия образовательного портала «Дум Думыч»: Использованы материалы: презентация «12 апреля – «День экологических знаний»», презентация к празднику «22 апреля – «Международный день Матери-Земли и «День Земли»». Дополняю уроки мини-исследованиями, экологическими играми по теме, делаю их основой своего проекта 2. Творческо-ролево-игровые (с элементами творческих экологических игр) Учащиеся входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы. Результат оформляется в виде детского праздника, театрализованной постановки, видеоотчета. 1. Театральная постановка «Спички детям – не игрушка», занявшая 3 место в муниципальном этапе Смоленского фестиваля детско-юношеского творчества по пожарной тематике «Юные таланты за безопасность в номинации «Театральное искусство» 2. В региональном этапе Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята – Дошколята» и «Эколята – Молодые защитники Природы мы заняли 3 место 3. Информационно-практико-ориентированные Учащиеся собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляются в виде фотоотчета, видеоролика, книжки-раскладушки Экологический устный журнал «Синичкин день», эко-час «Экологический калейдоскоп». Работа идет по кейс-технологии: ученики работают в группах (чтение дополнительных источников и выполнение заданий), а потом отвечают на вопросы к беседе по способам решения экологических проблем. 4. Практический (практико-ориентированный) проект Учащиеся выполняют практические работы по заданию, результат – видеоотчет, видеорепортаж 1. Участие в акциях. Дети совместно с учителем, одноклассниками, родителями видят результат своего труда. Уже подготовлены совместные фото, видеоотчеты о проведении Регионального этапа Всероссийских онлайн-акций естественнонаучной направленности «Дети в науке», "Экоподарок защитнику", «Подарю книгу» в честь Дня книгодарения, День леса, День птиц, День Земли, Акция «Экоперемена», Добрая суббота, Областная акция «День без пластиковой упаковки», Акция «Семейный арт-объект из пластиковой упаковки», Районной акции «Покормите птиц», «Дели на три», «День без пластиковой упаковки» 2. Акция «Жила-была елка», основой которой стала кейс-технология. Часто начинаю проект со сказки. Очень поучительны экологические сказки из «Сборника экологических сказок и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Натальи Рыжовой (см.Приложение 1), С. Козлова «Ёжик в тумане», Е. Каргановой «Сказки про зверят», экологические сказки о растениях (см.Приложение 2.) и др. Их сюжеты – продуктивный способ создания проблемности ситуации. А решение проблемы – разные виды творчества, игровая деятельность. Сказка становится началом проекта и основой для проведения экологического кейса, который предполагает анализ конкретной жизненной ситуации. Основное предназначение его заключается в формировании модели мышления, позволяющей распознавать жизненные ситуации подобные тем, что встречались ранее, и применять на их основе наиболее эффективных путей решения данной проблемы (Приложение 3. Кейс по сказке С.Михалкова «Новогодняя быль»). Обучение в младших классах тесно связано с игрой. Экологические игры естественно направляют учащихся на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, помогают сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Педагогическое руководство игровой деятельностью позволяет мне расширить кругозор школьников, вовлечь их в природоохранительную работу, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Игры из книги Галины Буковской «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» (Приложение 1.) помогут дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Осуществляя экологическое обучение и воспитание, нельзя проигнорировать информационные методы и приемы работы:  онлайн игры и приложения, где каждый ученик сможет получить определенные знания и умения, способствующие повышению уровня экологической грамотности и экологизации личности;  онлайн-конкурсы, которые позволяют ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации;  презентация дает толчок детской фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче;  фото, видеосъемка, программное обеспечение для редактирования и представления отснятых материалов, а также коммуникационные технологии, позволяющие обмениваться идеями и материалами с другими учебными заведениями, выполнять совместные проекты. Объединив проектную, игровую, информационную деятельность, кейс-технологию мной в работе с детьми достигаются следующие результаты: 1. Повышение экологической культуры и экологического сознания учащихся. 2. Повышение уровня заинтересованности учащихся в защите и охране природы. 3. Развитие организаторских способностей у учащихся. 4. Благоустройство, озеленение школьной территорий. 5. Привлечение внимания к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности. Результат любого осуществленного нами проекта: – видеоролик, видеоотчет, которые размещены на страничке ВКонтакте МБОУ "РСШ №2" Z ). – участие в различных конкурсах (см. Таблицу 2.):  всероссийском конкурсе детского рисунка "Разноцветные капли-2019";  региональных конкурсах «Выбросить нельзя, переделать!», «Сохраним планету!»;  районном конкурсе «Покормите птиц»;  районном конкурсе поделок, елочных украшений "Мастерская Снеговика" (2 место);  дистанционном конкурсе «Стоп короновирус» от проекта «Инфоурок» (1,2 место);  всероссийской олимпиаде «Эколята – Молодые защитники Природы»  краеведческой онлайн-олимпиаде «Многовековая Югра» для 3-го класса (два призера);  муниципальном этапе Смоленского фестиваля детско-юношеского творчества по пожарной тематике «Юные таланты за безопасность» (Номинация «Театральное искусство» - 3 место);  региональном этапе Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята – Дошколята» и «Эколята – Молодые защитники Природы мы (3 место). Таким образом, инновационные образовательные технологии, применяемые мной на уроке и внеурочной деятельности способствуют повышению уровня экологического сознания младшего школьника, способствуют созданию творческой положительной эмоциональной атмосферы и повышению уровня интереса обучающийся к существующим экологическим проблемам. Использование современных технологий в образовательном процессе создают благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества. Приложение 1. 1. Галина Буковская «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» 2. «Сборник экологических сказок и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Натальи Рыжовой 3. Экологические сказки о растениях Приложение 2. Экологические сказки о растениях Почему у земли платье зеленое А. Лопатина Кто землю украшает А. Лопатина Могучая травинка М. Скребцова История одной Елочки (Экологическая сказка) Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка) Экологические сказки о воде История одной Капли (грустная сказка о воде) Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды) Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды) История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе) Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка) Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка) Экологические сказки о мусоре Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка) Маша и Медведь (Экологическая сказка) Нет места мусору (Экологическая сказка) Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка) Экологические сказки о грибах Благородный гриб М. Малышев Храбрый опенок Э. Шим Война грибов Знакомство с грибами А. Лопатина Грибная аптека А. Лопатина Две сказки Н. Павлова По грибы Н. Сладков Мухомор Н. Сладков Соперница О. Чистяковский Приложение 2. Кейс по сказке С.Михалкова «Новогодняя быль» 1. Чтение рассказа до слов «Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять…» В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой… Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться. - Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку! - А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят! - Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка. - А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!.. - Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка. - Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес… В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек. В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья. А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку. - Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит! Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря. - Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви. - Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание… 2. Вопросы: - Как вы думаете, что произошло дальше с елочкой? 3. Задания для групп: 1) Какие этажи леса знаете? Какие растения живут на этих этажах? 2) Какие группы деревьев вы знаете? В чем их отличие? 3) Что такое пищевые цепи? Какое место в них занимают растения? 4) К чему приводит вырубка леса? Браконьеры приносят пользу или вред природе?? 5) Предложите замену натуральной елке. 6) Почему нужно охранять леса? 4. Самостоятельная работа в группах. Получив материалы, обучающиеся в группах анализируют и обсуждают ситуации. Каждая команда, работая с дополнительной информации по кейсу. В ходе обсуждения право ответа предоставляется каждому члену команды. Итоги своей работы группа творчески оформляет (рисунок, схема, таблица, текст-защита). 5. Защита результата обсуждения. 6. Дети дочитывают текст. Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда.. А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал: – Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!.. Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство… 7. Делаются выводы. - Какова основная мысль рассказа? 8. Выполнение проекта «Жила-была елочка» (изготовление елочек из различных материалов)