Публикации
"Темные века: с чем связано падение уровня образования в Средневековье"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Темные века: с чем связано падение уровня образования в Средневековье"
Автор: Чирова Оксана Владиславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Темные века: с чем связано падение уровня образования в Средневековье"
Автор: Чирова Оксана Владиславовна
Темные века: с чем связано падение уровня образования в Средневековье.Автор: Чирова Оксана Владиславовна, методист, педагог дополнительного образования ОПИ МАУДО ДТДиМНачиная разговор о Средневековье, прежде всего необходимо определиться с хронологическими рамками этого исторического периода. Период Средневековья начинается после распада Римской империи и возникновении на её территории феодальных государств. Средневековье охватывает двенадцать столетий с V-XVI века. В исторической науке эпоха Средних веков делится на три периода. Раннее Средневековье с V по X век, высокое или развитое Средневековье с XI -XIII века и Позднее Средневековье XIV-XVI века. В этот исторический период возрастает роль т и влияние Христианской церкви на все сферы жизни человека особенно на образование. Все достижения античной науки и культуры стали греховными. Великих учёных и мыслителей прошлого стали считать язычника. Античный идеал всесторонне развитой личности был отвергнут. Развитие образования было тесно связано с развитием Христианской церкви. Служители церкви должны были обладать необходимыми знаниями, чтобы правильно трактовать верующим догматы церкви и бороться с еретиками. Церковь получила полную монополию над образованием. Сформировался тип Христианской школы, так как мир рассматривался как «школа Христа». Каждый ученик этой школы должен был познать Бога, это догма стала смыслом жизни человека. Идеологические основы церковного обучения впервые были заложены философом и богословом античности Аврелием Августином (Блаженным) – (353-430) Он был первым, кто выступил против язычества в христианском воспитании. Первые школы возникли в Британии и Ирландии, благодаря монахам и сохранившимся древним рукописям. Школы были церковные или монастырские, а древние рукописи стали первыми учебниками. Аврелием Августином было написано множество сочинений в которых описывалось, как и чему обучить христианских проповедников. Обучение должно было способствовать углублению знаний учеников в понимании религии. Школы подразделялись на «внутренние», в которых обучались будущие монахи и «внешние» для детей прихожан. Это разделение произошло в VII веке. Обучающиеся должны были знать: языки, историю, риторику, основы математики. Первоначально такая программа обучения предназначалась только для будущих монахов, но затем она была перенесена и в светскую жизнь для людей светской службы. Главной книгой для обучения был Псалтырь. В школе раннего Средневековья можно определить различные уровни в обучении: элементарный уровень – это знание письма, чтения, счёта. На элементарном уровне учились пять лет. Затем обучение продолжалось на среднем уровне. Ученики постигали: латинскую грамматику, риторику, диалектику. Переходя на повышенный курс изучали: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Основной методикой обучения стало заучивание наизусть на латинском языке 150 псалмов. Заучивание происходило без понимания текста, только после заучивания начиналось изучение латинской азбуки, чтения и письма. В период правления Карла Великого из династии Каролингов (VIII-IX века) была предпринята попытка создания светского образования. Школы по-прежнему были при церквях и монастырях, но обучаться чтению, письму, грамматики могли все желающие. Но во второй половине IX века ветры перемен принесли угасание светским тенденциям в образование. Многие школы закрылись, образование сосредоточилось в монастырях.В XII-XIII веках появилось новое философское учение – схоластика. Схоластика определила новый тип средневековой культуры, который ориентировался на абстрактное богословие и формальную логику. Теолог и философ Фома Аквинский (1226-1274) занимался разработкой схоластики, как вероучения. Он в научной форме соединил постулаты учения Аристотеля и католического богословия. Почитая науку, он отдавал приоритет божественному. С развитием схоластики приходят в упадок старые монастырские школы. Схоласты призывали начинать обучение ребёнка как можно раньше, опираясь на формально-логический компонент в обучении. В результате схоластической реформы образования увеличился срок обучения до 13-16 лет. Только по прошествии этого времени молодой человек получал степень бакалавра и мог получить высший духовный сан. Сформировалась новая система обучения в учебных заведениях различного уровня. Начальное образование – приходские школы, средний уровень – монастырские, соборные школы. Обучение вплоть до XIV века велось только на латинском языке. Латынь в Средневековье была языком богослужения, мировой торговли, дипломатии и управления государством. Наряду с церковными школами стали возникать начальные школы, независимые от церкви. Их возникновение было продиктовано запросом общества. С ростом городов, развитием ремесленного производства появляется третье сословие. Горожане хотели обучать грамоте своих детей, а рост числа схоластических школ привёл к увеличению числа учителей. Они и стали обучать детей в школах счёта, латинских школах, школах родного языка. Учителя и ученики объединялись в корпорации, которые стали называть университетами. Так появились первые учебные заведения высшего образования. Утвердилась и система ученичества, относящаяся к образованию феодалов, купцов и ремесленников. С возвышением в ХI–ХIII вв. рыцарства – феодалов, находящихся на военной службе, – стало оформляться содержание рыцарского воспитания, которое основывалось на военных традициях раннего Средневековья и христианского служения Дети ремесленников также обучались ремёслам у мастеров в качестве подмастерье. После двух –шести лет обучения, ученик мог, скопив денег открыть своё дело.Период Средневековья достаточно трудный период в жизни людей. Частые междоусобные войны, неурожаи, засухи и наводнения привели развитие общества в конце XIII века к экономическому кризису. Кризис в экономике привёл и к кризису в образовании. Преподавание дисциплин сводилось к минимуму, только чтобы можно было понять схоластический трактат. В городских школах обучались 2-3 года. Схоластика стала утрачивать своё значение. Уже в позднее Средневековье эта наука подверглась осуждению.Но всё -таки тёмные века – это не весь период Средневековья. К тёмным векам можно отнести только период с V –X век. Падение уровня образования в Средневековье связано с тем, что люди не стали учитывать опыт предшественников. Пошли путём исканий, проб и ошибок. Возможно, что роль этого исторического периода как раз и состояла в том, чтобы человечество пришло к новому уровню своего развития, к новому уровню в развитии педагогики.