Публикации Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Автор: Антонина Анатольевна Лебедева

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культурыУчитель – профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его учеников, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек.Роль учителя в становлении личности огромна. Профессиональная деятельность современного педагога, на мой взгляд, складывается не только из умения организовать процесс обучения и воспитания. Она предполагает знание и понимание постоянно меняющегося многообразия педагогических подходов, технологий, концепций, систем обучения, осмысления инновационного образования, нахождения своего места в непрерывном потоке образовательного пространства, где раскроются ярче всего индивидуальные творческие силы и способности его личности. Следует помнить о том, что учитель – ключевая фигура учебного процесса. Именно его личностные качества, педагогическая культура служат примером становления личности ребенка.На сегодняшний день проблема личностно – творческого компонента профессиональной культуры педагога в современном образовании является актуальной. Анализ самооценки творчества педагогов показывает, что у большинства учителей достаточно прочны стереотипы организации пассивной деятельности (делай как я), им трудно уйти от репродуктивного обучения, связанного с инструкцией и готовым образцом, преодолевать инерцию мышления. Они не умеют организовывать поисковую деятельность учащихся, работают лишь в структуре типовых заданий. Такие учителя безразличны к творческой деятельности, они не имеют собственных убеждений, не умеют отстаивать свое мнение. А ведь одной из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, является формирование творческой личности в условиях развивающего обучения. В современной педагогической литературе и передовой педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению индивидуально – личностного подхода в воспитании и образовании. Проблема развития творческих способностей учащихся не нова для психолого – педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. Поэтому, развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. Творчество живет в большей или меньшей мере в каждом ребенке. И развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. В противном случае оно может угаснуть. Я считаю, что творческую личность ребенка может развить только творчески активная личность педагога. При этом очевидно, что способность учителя творчески мыслить – решающий фактор изменения образовательного процесса. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений, высокая увлеченность, а главное, желание работать творчески.Таким образом, профессиональная культура педагога характеризуется творческим приложением и реализацией педагогических способностей личности. Одной из предпосылок творчества в педагогической деятельности является выделение своего профессионального Я из окружающей действительности, противопоставление себя в качестве субъекта объектам воздействия, а также осуществление рефлексии своих действий, слов, мыслей. Творчество определяется как отличительная черта, присущая профессии педагога.  Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. В психологии под свойствами как чертами личности понимают устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. В этой связи заслуживает внимания точка зрения Л.И.Анцыферовой о включении в структуру личностных свойств умения организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. По ее мнению, чем более привычно то или иное поведение, тем более обобщено, автоматизировано, сокращено это умение. Такое понимание генезиса свойств позволяет представить в качестве основания этих образований целостные акты деятельности с возникающими на их основе психологическими доминантными состояниями.Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Заг-вязинский, Н.Д. Никандров):- оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и непредполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогических задач;- отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;- сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;- зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества;- умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять обусловленность сочетания алгоритмического и творческого компонентов педагогической деятельности.Природа творческого педагогического труда такова, что она имманентно содержит в себе некоторые характеристики нормативной деятельности. Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая деятельность не дает желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, что побуждает учителя к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Такие возможности заложены прежде всего в той части педагогической деятельности, которая составляет ее нормативную основу: знание закономерностей целостного педагогического процесса, осознание целей и задач совместной деятельности, готовность и способность к самоизучению и самосовершенствованию и др.Личное творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия. В качестве одного из важнейших объективных условий развития педагогического творчества мы рассматриваем влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит, созидает педагог в определенном временном промежутке. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную природу, источник и средства реализации педагогического творчества. К другим объективным условиям относятся: положительный эмоциональный психологический климат в коллективе; уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знание основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса; высокий уровень общекультурной подготовки учителя; владение современными концепциями обучения и воспитания; анализ типичных ситуаций и умение принимать решение в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение педагогической технологией.Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества. Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации учителя. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации учителя. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.Таким образом, считаю, что именно личностно – творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности современного педагога. Педагогический опыт учителя должен быть ориентирован на развитие творческих способностей учащихся. А в конечном итоге - на личность ученика. Ведь учитель для ученика – это пример для подражания во всем.«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»​(В. Ключевский)​