Публикации Использование Арт-технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование Арт-технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ)
Автор: Кудряшова Оксана Алексеевна

Использование Арт-технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ)В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.Поэтому деятельность каждого педагога, работающего в общеобразовательном учреждении, подчинена главной цели: создание особых условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а так же адаптацию его в социуме. При работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперреактивности (далее СДВГ) и ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ) применяются особые педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.Рассматривая множество существующих методик и технологий при работе с детьми с ОВЗ и СДВГ можно выделить такие, как рефлексия, игровая, аудио, здорвьесберегающая и арт- технологии. Из своей практики хочу заметить, что применение на занятиях игровых и арт - технологий позволяет глубже раскрыть творческий потенциал детей, такие занятия делают их смелее и более открытыми.Разрешите представить наши мастер – классы с применением вышеперечисленных методик прошу выйти 6 человек для участия. Моих коллеги Н.В. и Т.Ю. продемонстрируют технологии «Возможности применения песочной терапии у детей с ОВЗ и СДВГ» и «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ и СДВГ через занятия аппликацией». Чтобы почувствовать настроение детей, применяем рефлексию не только в конце, но и в начале занятия. Существует две формы арт-терапии:
  • пассивная, где дети «потребляют» произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины, читают книги, прослушивают музыкальные произведения.
  • активная, где сами создают продукты творчества.
  • В основе арт-технологии лежит развитие мелкой моторики рук и тактильные ощущения. Это занятия, где ребенок получает ощущения, напрямую касаясь материалов руками – лепит, рисует, строит. Использование на занятиях разных техник, делает каждое занятие новым и интересным так, например, на занятиях рисования пользуются дети не только кистью и красками, а также пальцами; карандашами, углями и мелками, щетками, выдыханием воздуха через трубочку для сока, мятой бумагой, ватными палочками, песком, манкой, солью и т.д. Как писал К. Д. Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Рисование песком не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.Аппликация – это один из древнейших декоративно-прикладных способов изображения путем соединения отдельных деталей с фоном. На занятиях аппликацией используется не только бумага, но также природный материал (листья, веточки, цветы, семена и т.д.), нитки, пуговицы, бисер, пайетки, ткани разного цвета и фактуры.Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.Ткань - очень интересный материал для детского творчества. Из нее можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - развитие мелкой моторики рук; - развитие тактильного восприятия, используя ткань различной фактуры; - широкие возможности для проявления своей фантазии и творчества. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Грамотное использование цветовых схем помогает развивать психологически гармоничные личности. Занятия тесто пластикой увлекают всех детей. Принцип данной технологии – создание на основе саленого теста не только отдельных простых объемных элементов, но и лепных картин, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. При работе на занятиях с детьми с ОВЗ и СДВГ необходимо применять здоровье - сберегающие технологии - это как разнообразные гимнастики, самомассажи, элементы актерского тренинга и др. Очень благоприятно на детей способствует аудио-терапия. Звук уникальный метод подачи информации. Кроме того, дети с гипертонусом учатся расслабляться и отвлекаться. Опыт показывает, что наиболее приемлемой для работы, является классическая и народная музыка, так как она особенно благотворно воздействует на детей «упорядочивает» их психику. Занятия под музыку даёт хороший диагностический материал; с изменением состояния в лучшую сторону. Музыка регулирует психоэмоциональное состояние детей:
  • уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
  • уменьшает раздражительность, разочарование;
  • снимает напряженность в отношениях с другими людьми;
  • улучшает самочувствие, активность, настроение;
  • уменьшает злобность, агрессию.
  • Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.