Публикации Урок- путешествие по страницам жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок- путешествие по страницам жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина.
Автор: Белозерова Ирина Юрьевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Курганская специальная (коррекционная) школа-интернат №25»Урок- путешествие по страницам жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина.Подготовила: Белозерова И.Ю., учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория Курган, 2022Цель: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся с нарушением слуха и речи.Планируемые результатыПредметные:
  • продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина,
  • Личностные УУД:
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Метапредметные:Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • Познавательные УУД:
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • Оценивать свою работу и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Основные понятияБиография, лирический герой, архаизмы, сравнение, эпитеты, выразительное чтение, настроениеОрганизация пространстваПарная, индивидуальная работа, групповаяЗадачи:Обучающие: расширить представления учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; читательский кругозор;Развивающие: способствовать развитию эстетического вкуса, познавательного интереса, интеллектуальных способностей учащихся;Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, речевой культуры, любви и интереса к личности и творчеству поэта Коррекционные:- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизма и недостатков произношения;- создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных и учебных умений.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации с изображением А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой, музыкальные фонограммы (М. И. Глинка «Вальс - фантазия»,   Г. Свиридов «Вальс», В.А. Моцарт «Реквием»), стол с белой скатертью, подсвечник со свечами, выставка книг А.С. Пушкина.Форма организации деятельности учащихся: коллективнаяКонспект урока:Звучит музыка (М. И. Глинка «Вальс - фантазия»)  1.Приветствие обучающихся.2. Слуховая работа.3. Словарная работа.Текст звучит на фоне музыки.Учитель (1): 2022 год объявлен в России годом культурногонаследия народов. В нашей стране очень много замечательных поэтов и писателей, о которых знают не только в России, но и во всем мире. И самым известным среди них по праву является имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Мы Пушкину разговор наш посвятим. Наполнив зал волшебными стихами О Пушкине сегодня говорим Поэзии волшебными словамиСегодня мы еще раз вспомним о том, каким был поэт, соприкоснёмся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии, вспомним изученные произведения.Учитель (2): Ежегодно в России, а именно 6 июня, отмечается ПУШКИНСКИЙ день, известный так же, как День русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником, об этом свидетельствует указ президента России, который был подписан в 2011 году. Этот праздник напоминает обществу о том, что значит творческое наследие Пушкина для России и мировой культуры в целом. А 10 февраля 2022 года День памяти А.С. ПУШКИНА,185 лет назад перестало биться сердце великого поэта. Поэтому   нашу встречу мы посвящаем творчеству А.С. Пушкина. Ученица: Я с Пушкиным знакома с малых лет,Его стихи читала в детстве мама.О том, что самый лучший он поэт,Мне кажется, с пеленок еще знала.Учитель (2): Это имя – знакомое с детства –Вместе с грамотой впаяно в речь.Надо заново в имя вглядеться,Чтобы заново знать и беречь.Это имя – веселое рвенье, вдохновенье ночного труда.Нестареющее вдохновенье,Не сгорающее никогда. Литературное творчество поэта бесценно.Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской культуры. Пушкин – создатель новых литературных жанров: романтической поэмы, реалистического романа в стихах, исторической трагедии, драмы, повестей, политических и информационных заметок, очерков, новелл. Он стремился писать так, чтобы его произведения могли читаться «всеми и везде». Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства – точности и ясности языка, музыкальности стиха, стройности и гармоничности композиции – с непринужденностью, простотой и естественностью. За свою недолгую жизнь поэт написал 14 поэм, 1 роман в стихах, 6 драматических произведений, 15 произведений прозы, 7 сказок и 783 стихотворения.Учитель (1):Дороги Пушкина... (Тихо звучит тема дороги.)Проселочные дороги,Размытые осенью,Пыльные летом.Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле.Весенние - больше похожие на реки.Дороги вечного странника, вечного путника.В те времена, когда писал свои замечательные произведения А.С. Пушкин, пользовались свечами. Стихи и сказки рождались при их свете. Писали перьями, использовали чернильницы. Свечи памяти. Давайте зажжём свечу, чтобы создать обстановку, похожую на ту, в которой жил и творил поэт.Учитель (2):Великий русский поэт А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Интересно само его происхождение. Прадедом знаменитого русского поэта – со стороны матери - был уроженец Африки, Абрам Петрович Ганнибал. А другой предок Пушкина — со стороны отца — вёл свой род от прусского выходца. Имя его — Радша или Рача. Потомок Рачи носил прозвище Пушка. Уже в следующем поколении это прозвище дало начало фамилии Пушкин. Семья принадлежала к образованной части московского общества. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, был отставной майор. Он был светский человек, страстный любитель поэзии.Мать, Надежда Осиповна, тоже была образованная женщина, обладала живым характером и большим запасом веселья и беззаботности.Учитель (1):Благотворное влияние на юного Пушкина оказали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которая знала много сказок и преданий. Именно она научила любить все русское, воспитала у молодого Пушкина любовь к замечательному, богатому, образному, прекрасному русскому языку. И вот когда Александр Сергеевич вырос, то своей няне Арине Родионовне он посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне»:Читает ученик:  «Подруга дней моих суровых» ученик 1Он няню мамой называл,Он называл её голубкой…А ветер сыпал снежной крупкой,Пути в деревню заметал. ученик 2- Не гаснул долго огонёкВ уютной няниной избушке,И слушал, слушал няню Пушкин,Катилась сказка, как клубок. ученик 3- Смеялся Пушкин, говоря:«Какая прелесть эти сказки!»А ночь текла к своей развязкеЗа вьюгой брезжила заря.Учитель (2):Юность поэта прошла в Петербурге. В 12 лет Александр Пушкин уверенно сдаёт вступительный экзамен и поступает учиться в лицей в Царское Село Первый лицейский курс состоял из талантливых мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры. Ближайшими друзьями Пушкина были: справедливый, смелый Иван Пущин, восторженный, одержимый стихами Вильгельм Кюхельбекер, добродушный, медлительный Антон Дельвиг. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам. Эту дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастье куда б ни привело,Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам – Царское Село. Учитель (1):Поэтический дар проявился у Пушкина еще в лицейские годы. Печататься он начал в 1814 году, когда ему было 15 лет. Слава молодого Пушкина выросла после чтения на экзамене по русской словесности стихотворения «Воспоминания в Царском селе». На экзамене присутствовал известный поэт того времени Гавриил Романович Державин, который восхитился талантом юного Пушкина. Александр Пушкин окончил Лицей в 1817 году, и в это время он уже был настоящим поэтом.УЧЕНИК 4 :Власть пушкинских стихов – на все века.Власть доброты.Высоких дум горенье.Подчас одна лишь краткая строкаДарует силу нам и вдохновенье.УЧЕНИК 5:Невиданный открыт для них простор.Летят они свободно, неустанно.В Москве они звучатИ средь грузинских гор,На улицах Норильска и Кургана.УЧЕНИК 6:Все в нем Россия обрела —Свой древний гений человечий,Живую прелесть русской речи,Что с детских лет нам так мила, —Все в нем Россия обрела.УЧЕНИК 7:Мороз и солнце… Строчка – ода.Как ярко белый снег горит!Доныне русская природаЕго стихами говорит.УЧЕНИК 8:Все в нем Россия обрела, —Свою и молодость, и зрелость,Бунтарскую лихую смелость,Ту, что веками в ней жила, —Все в нем Россия обрела.И никогда ей так не пелось! Учитель (2): Петербургская жизнь захлестнула Пушкина. Он посещает литературные вечера, знакомится с передовыми людьми своего времени. В эти годы поэтом созданы многие вольнолюбивые стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». - ученик читает стих – «К Чаадаеву» Молодой поэт, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным и Пушкина отправляют служить на юг России. В этот период созданы великолепные образцы романтической лирики: элегия «Погасло дневное светило», поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Александр Сергеевич начал писать роман “Евгений Онегин”. Учитель (1):Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери, Михайловское, под надзор местных властей.Приветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,Где льётся дней моих невидимый потокНа лоне счастья и забвенья.За два года были написаны: «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье…», 4 главы «Евгения Онегина». Всего около ста произведений.8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву – город своего детства, который он не видел 15 лет. Он вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. Эти годы – расцвет пушкинского творчества. Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Поэт», «Анчар» и другие.Учащиеся читают стихи«Я помню чудное мгновенье»«Я Вас любил»«Письмо Татьяны Онегину»Ученик 1: А я очень люблю стихи Пушкина об осени. Из всех времен года А.С. любил осень.Его стихи можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом его языка. Поэт все изображал с блеском. Таков был солнечный гений Пушкина. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения «Осень»:Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.Ученик2: А я хочу увести вас в удивительный мир сказок. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки.К нам приходят пушкинские сказкиЯркие и добрые, как сны.Сыплются слова, слова-алмазыНа вечерний бархат тишины.Ученик 3 Даже, если мы уже не дети,В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,Убегаем мы порою в детство,Убегаем к Пушкину опять.Ученик 4Убегаем в буйство свежих красок,В торжество добра над темным злом.Убегаем в Пушкинские сказки,Чтоб добрей и лучше стать потом.УЧЕНИК: Перенесемся в мир пушкинской сказки.Инсценировка сказки:« Сказка о попе и о работнике его Балде».1сцена. Выходит рассказчица, садится на лавку, начинает рассказ.Рассказчица.Жил-был поп,Толоконный лоб.Пошел поп по базаруПосмотреть кой-какого товару.Навстречу ему Балда.Идёт, сам не зная куда.Балда.Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?Поп. Нужен мне работник:Повар, конюх и плотник.А где найти мне такогоСлужителя не слишком дорогого?( Балда, чуть подумав и подмигнув, отвечает)Балда:Буду служить тебе славно,Усердно и очень исправно,(Чётко, почти по слогам)В год за три щелчка тебе по лбу,Есть же мне давай варёную полбу.Поп (призадумался, почёсывает лоб): Щёлк щёлку рознь.(Поп молчит, то отходит, то подходит. Балда и рассказчица ждут ответа. Поп решается, махнул рукой)Поп: Понадеемся на русское авось.Ладно.Не будет нам обоим накладно.Поживи-ка на моём подворье,Окажи своё усердие и проворье.(Поп хватает Балду за пояс, уводит его в свою сторону)Учитель (1):Зимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой, которой было в ту пору 16 лет, и влюбился. С ней теперь были связаны все его мечты о доме, о своей семье.Звучит музыка (Г. Свиридов «Вальс»), на её фоне сценкаСценка (Выступление участниц) - Слышали новость: Пушкин кажется влюбился?- Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров?- Кто ж она?- Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.- Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве. Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.- Матушка и мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.- Брак для поэта - это такая проза!- Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.- Ай да Пушкин! Ему уже 30, а ей всего лишь шестнадцать. И совсем еще юная. Но как божественна! Как он влюблен!Учитель (1):Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал предложение. Мать девушки, Наталья Ивановна, не считала Пушкина завидным женихом: состояния нет, не в чинах и не служит, к тому же, на плохом счету у правительства. После неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где шла война с Турцией.В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Весной, 6 апреля, Пушкин сделал вторичное предложение, которое на этот раз было принято. 6 мая состоялась помолвка, Пушкин стал официально женихом Натальи Николаевны Гончаровой и написал своему приятелю: Ученик:«Участь моя решена. Я женюсь…Та, которую любил я целых 2 года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством,- боже мой, она…почти моя».Учитель (1):А когда свадьба наконец состоялась, (18 февраля в церкви Большого Вознесенья на Никитской улице состоялось венчание его с Натальей Николаевной Гончаровой). Пушкин пишет своему другу Плетневу:Ученик: «Я женат - и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось,- лучшего не дождусь».Учитель (1):Исполнилось то, о чем Пушкин мечтал: «мадонна» вошла в его дом.Ученик:Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.Учитель (2):Любовь Пушкина к жене «была безгранична, Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее. Он боготворил, но… Но людская зависть и молва сделали свое дело. Дуэль между Пушкиным и Дантесом не могла не произойти.. Учитель (1):. Жорж Дантес, сын небогатого дворянина, Судьба свела его с голландским послом в Петербурге, бароном Геккереном, который усыновил его. Дантес сделался состоятельным человеком и богатым наследником. Его жалует царь, и приглашают в самые известные петербургские дома. Познакомившись на одном из балов с Натальей Николаевной, он начинает за ней ухаживать.  городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, оскорбительный для чести его самого и его жены. Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль, но она не состоялась. В дело вмешался приёмный отец Дантеса Геккерен, который попросил отсрочки дуэли на 15 дней. Тем временем Геккере распространил в свете версию , согласно которой Дантес ухаживал не за Натальей Николаевной, а за её сестрой, Екатериной. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение . Так как Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов, но своего отношения к Дантесу и Геккерену не изменил. 10 января 1837 года состоялась свадьба Дантеса с Екатериной Гончаровой. Вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток в адрес Пушкина и его семьи. Выносить это дальше у Пушкина не было сил. 25 января ( Пушкин отправил Геккерену- отцу письмо. На другой день после получения письма Геккереном Дантес от его имени послал Пушкину вызов на дуэль. Учитель (2):Белый задумчивый снег,Снег января, не торопясь,Падает на Петербург.Город красив, как во сне.Сани летят вдоль Невы.Мимо дворцов, вдоль площадей,Верной крылаткой покрыт,Пушкин спешит на дуэль…27 января ( около половины пятого пополудни  под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи, за Чёрной речкой, состоялась дуэль. Условия дуэли были жёсткими и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, они становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ , секундантом Дантеса — виконт д’Аршиак. Пушкин подошёл к барьеру и стал целиться. Дантес выстрелил, ещё не дойдя до барьера. Пушкин упал после выстрела Дантеса. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку.Раненый Пушкин был увезён с места дуэли. Домой его привезли около шести вечера, собрался консилиум врачей. Их приговор был единодушный: никакой надежды на спасение нет. Около двух дней и двух ночей продолжались последние мучения Александра Сергеевича Пушкина., поэт скончался 29 января ( . ( Потушить свечу)Просмотр видеоролика Розенбаума  «По снегу летящему»Учитель (1):Смерть Александра Сергеевича Пушкина вызвала волну возмущения среди различных слоёв русского общества. Власти испугались народных манифестаций. Царь приказал не устраивать никакой церемонии. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан. В Святогорском монастыре Пушкина похоронили рядом с могилами деда, бабушки и матери.Звучит музыка (В. А. Моцарт «Реквием»)Учитель(2):Забвенья нет,как нетСтаренья, угасанья,И камня тоже нет, и бронзы тоже нет, -В невольной смене летЕсть времени дыханье,Есть жизнь,есть свет земной,И естьдля насПоэт.(А. Краснов)Ученик Мы чтить тебя привыкли с детских лет,И дорог нам твой образ благородный;Ты рано смолк; но в памяти народнойТы не умрёшь, возлюбленный поэт!УченикДень февральский плачет по теплу,с улицы в уют жилья стучится,размалёвывая по стеклупанораму утренней столицы.У метро букет самый лучший выберу для встречи.Издали узнаю силуэт:головы наклон, осанку, плечи.Длинный плащ накинут нараспах,бусинки дождинок – вдоль опушки.Капельки в кудрявых волосах…Я люблю Вас,………………... Александр Пушкин!(Галина Беспалова «Свидание с Пушкиным»)Учитель (1):Текст звучит на фоне музыки. Музыка. Г.Свиридов «Вальс. Метель» Александр Сергеевич Пушкина получил всенародное признание еще при жизни.Строки жизни Поэта стали пророческими:Я памятник воздвиг себе нерукотворныйк нему не зарастет народная тропа…Учитель (2):Конечно, Пушкин беспределен,Неиссякаем, как родникНо завершить нам выступленьеГраница времени велитУчитель (1):Но Пушкин есть и будет с намиИ через сто, и тысячу лет.Он не померкнет, не увянет…ВСЕ: Великий русский наш поэт!И как сказал Белинский «Это был не только великий поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная»Подведение итогов.Музыка. Г.Свиридов «Вальс. Метель» Спасибо всем, что были с нами!