Публикации Выявление и систематизация учащимися частотных ошибок в СМИ. Виды работ по формированию грамотной речи учащихся.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выявление и систематизация учащимися частотных ошибок в СМИ. Виды работ по формированию грамотной речи учащихся.
Автор: Черникова Ирина Анатольевна

Черникова И.А.МБОУ СОШ с УИОП №8 г. ВоронежВыявление и систематизация учащимися частотных ошибок в СМИ. Виды работ по формированию грамотной речи учащихся. С целью привлечь внимание учащихся к слову как единице общения, опираясь на опыт учителей советской школы, можно пойти от противного. Если в советское время язык СМИ был образцовым, то о современном языке СМИ так, к сожалению, сказать нельзя. Целесообразно предложить школьникам внимательно вслушиваться в речь ведущих, вчитываться в текст рекламы, находить ошибки и затем рассказывать о них на уроках в отведённое для данного вида работы время. Какие же речевые ошибки самые распространённые?
  • употребление предлога «по» с предлогом в значении «после». Очень часто мы слышим с экранов телевизоров по прилётУ, по прибытиЮ, по вручениЮ;
  • неуместное употребление предлога о. Пример: опять началась кампания о том, чтобы помешать проникновению криминала во власть; почти все предполагают о том, что этого будет непросто добиться; журналисты не верят о том, что выборы пройдут без нарушений и о том, что будет соблюдаться свобода слова. Когда-то на вопрос, что угрожает русскому языку, Василий Аксёнов ответил: «Предлог о». Писатель сравнивает его с колесом неуправляемого автомобиля, создающего аварийную ситуацию в грамматике. И с этим трудно не согласиться.
  • 3) употребление лишних слов: перспективы на будущее; саммит на высшем уровне; о главных фаворитах и др. Причина возникновения таких смыслов-дублетов, скорее всего, в том, что значения заимствований в нашем сознании оказываются « стёртыми» и требуют перевода на родной язык. значение многим уже непонятно. Неверное употребление слов-паронимов: командировочный был направлен в гостиницу; опыт доказал, что лекарство эффектно.
  • Основная работа по формированию правильной речи учащихся происходит на уроке, где можно узнать, на какой слог нужно ставить ударение, как произнести ту или иную аббревиатуру, как верно образовать форму слова. Бесспорно, велика роль правильной речи учителя. Но не менее важно, чтобы и сами учащиеся демонстрировали правильное произношение. С этой целью на уроках русского языка необходимо проводить грамматико-орфоэпические минутки. Это интересный вид работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса. Накануне ученик, который будет «диктором», выбирает определённое слово из орфоэпического словаря, составляет с ним словосочетание или предложение и зачитывает его на уроке. Затем учащиеся по отдельности или хором проговаривают слово, в котором можно допустить орфоэпическую ошибку, ставят ударение, подбирают однокоренные слова, составляют свои предложения. Но особенно учащимся нравятся упражнения «Найди и исправь грамматическую ошибку». В этом случае «диктор» вперемешку произносит правильно и неправильно построенные предложения. Учащиеся должны найти предложение с грамматической ошибкой, определить её вид и исправить . Такой вид работы готовит школьников к выполнению задания №7 из тестов ЕГЭ. Постепенно ребята привыкают внимательно относиться к звучащему слову, замечают ошибки в своей и чужой речи. Работа по нахождению и исправлению ошибок учит быть внимательными к слову, формирует у учеников чувство слова, готовит к сдаче ЕГЭ. Литература1.Бессмольная Е. В. Говорите правильно! // Русский язык в школе.-2005.-№4.-С.48.2. Лихачёв Б.Т. Воспитание и язык // Русский язык в школе.-1979.-№6.-С.4-