Публикации
Творческий подход учителя к организации учебного процесса с целью формирования интереса учащихся к предмету.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческий подход учителя к организации учебного процесса с целью формирования интереса учащихся к предмету.
Автор: Черникова Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческий подход учителя к организации учебного процесса с целью формирования интереса учащихся к предмету.
Автор: Черникова Ирина Анатольевна
Черникова И.А.МБОУ СОШ с УИОП №8 г. ВоронежТворческий подход учителя к организации учебного процесса с целью формирования интереса учащихся к предмету.Становление прочных орфографических умений и навыков учащихся невозможно достигнуть путём выполнения чисто орфографических (правилоориентированных) упражнений. И я согласна с мнением М.М. Разумовской, утверждающей, что орфографический навык складывается именно в процессе творческого письма. Именно через творческие упражнения идёт закрепление умений и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности. С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственное высказывания, правильно строить свою речь, грамотно работать со словом. К творческим упражнениям относятся следующие виды работ: диктанты творческого характера(зрительный. предупредительный, диктант по памяти, творческий, свободный, восстановительный, диктант по аналогии. Диктант с одновременным языковым и информационно- смысловым анализом текста); работа с разного рода лингвистическими словарями, сочинения на лингвистическую тему(что особо важно при подготовке к ГИА-9);обобщение орфографического материала в виде плана рассказа на лингвистическую тему; выявление орфографических норм как норм культуры речи; занимательно-орфографические упражнения; письменный пересказ связного текста полный, сжатый, выборочный); письменные ответы на вопросы нелингвистического содержания(в форме полного связного высказывания); краткие письменные ответы на вопросы нелингвистического содержания; составление диалога(в письменной форме)на определённую тему в соответствии с нормами речевого этикета и всеми нормами литературного языка.Роль творческих упражнений, по словам учёных-филологов, велика. Это такой вид учебной работы, в котором в большой степени заложено личностное начало. С помощью творческих упражнений развиваются умения понимать чужой текст, создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники также учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания. Творческий подход для привлечения внимания учащихся можно найти во многом. Не секрет, что современный учебник русского языка неинтересен школьникам. Поэтому, чтобы привлечь их внимание, необходимо применять элементы игры и неожиданности при работе с учебником. Суть приёма в следующем. Учащиеся открывают учебник на странице, где приведено новое правило(текст определённого параграфа) и одно-два упражнения. Обычно это не самый большой по объёму и не самый трудный для восприятия учащихся материал. Детей в течение пяти минут очень внимательно читают и запоминают всё- абсолютно всё, что есть на этой странице сверху-донизу…Затем учебник закрывается, и учитель начинает задавать вопросы, которые детям кажутся неожиданными, например: сколько строчек на странице? Сколько абзацев? Какие цифры встретились вам на этой странице? Номера упражнений? Какие особые типографические средства употреблены здесь для выделения материала? Какие имена и фамилии встретились здесь? И т.д. Постепенно вопросы как бы приближаются непосредственно к новому материалу: на какие пункты разделено правило? Какие слова или предложения употреблены в качестве примеров? Как только дети утомляются, перестают вспоминать, не отвечают на вопросы, учитель просит их снова на очень короткое время открыть учебник… Закрывается учебник -и они снова тянут руки. Кстати, иногда можно попросить их подумать, о чём будет следующий вопрос, и тот, кто догадается, получает «пятёрку». Сама работа начинает трансформироваться в интересную игру и заставляет учеников внимательно работать с текстом страницы учебника, напряжённо и быстро осмысливать каждую букву, включать все механизмы запоминания. Конечно, такая работа проводится нечасто- не более двух-трёх раз в четверть (всё зависит от материала учебника). Со временем ребята будут моментально узнавать эту игру и начнут читать с уже большим напряжением и серьёзностью, чем раньше при работе с учебником. Методисты советуют учителям-словесникам при подготовке к урокам тщательно анализировать материал страниц учебника и стараться найти неожиданные и интересные вопросы, которые впоследствии будут заданы детям. Школьникам среднего звена (5-8кл) такая работа особенно интересна.Заинтересовать ребёнка на уроке, привлечь его внимание должна и речь учителя. Не секрет, что от монотонной речи учащиеся быстро устают и перестают слушать объяснение. Речь преподавателя должна быть выразительной, яркой, фразеологичной. Учитывая эмоционально-интеллектуальное состояние учеников, преподаватель, используя фразеологизмы, увеличивает воздействующую силу объяснения, делает изложение нового материала выразительным, эмоционально насыщенным, пробуждающим интерес к предмету. В данной ситуации фразеологизмы могут употребляться в следующих функциях:1) как связующее звено, включающее новую микротему, при одновременной регулировке хода объяснения, как передача авторской оценки; например:Хорошо, сейчас переходим к следующему, поэтому будьте внимательны, на доску смотрим в оба глаза.2) как релаксирующее отступление от объяснения, не связанное с предметом речи, например:Устали, хорошо, отдохните и за дело; 3) как нежёсткая инструкция, обращение к ученикам:Вы, ребята, подумайте сначала, первым делом проверьте слово;4) как характеристика изучаемого понятия:Корень, ребята,-самая главная часть слова, так что смотрите в корень то есть в самую суть ,в самый центр;5) для активизации интереса учеников при введении в тему:…А в том, как написать слово, поможет ударение. Да, да, только вспомните-оно тут как тут. Вот сегодня и поговорим о том, как важно ударение в словах;6) как эмоционально-интеллектуальная оценка деятельности учеников после подведения итогов по теме: …Вы, ребята, главное запомнили, в голове уложили…Использование фразеологизмов при объяснении позволяет достичь краткости изложения и доступности в понимании научных вопросов. Выполняя познавательную, воспитательную, развивающие функции, фразеологизмы заметно оживляют объяснение. Они включаются в объяснение как средство поддержания интереса и как средство стилистического контраста. К тому же, такая практика включения фразеологизмов в речь учителя позволяет учащимся запоминать фразеологизмы, узнавать их в речи других и в печатных текстах. А это очень важно. т.к. при сдаче ЕГЭ многие учащиеся в предложенных текстах не могут найти фразеологизмы, что приводит к ошибкам в тестах. В изучении русского языка есть очень много сложных тем, особенно переполнена ими программа 7-ого класса. Такие темы отпугивают ребят (особенно при изучении темы «Причастие»), заставляют их формально подходить к изучению. Здесь очень важно найти интересные ходы при объяснении сложного материала, заинтересовать школьников, привлечь их внимание. Овладение учителем процедурой объяснения, осмысление её речевых звеньев, различных способов организации информации в зависимости от ситуации урока и содержания материала помогает избежать формального подхода к реализации важнейшей функции урока-передаче знаний ученикам.Литература1. Макарова Д.В. Фразеологизмы как средство диалогизации объяснительной речи учителя // Русский зык в школе.-2008.-№7.-С.15-16.2. Познин В.Ф. Язык электронной эпохи //Русский язык в школе.-2009.-№3.-С.94-97.3. Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2009.-№2.- С.7-11.