Публикации Эвристическая беседа в обновленных ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эвристическая беседа в обновленных ФГОС
Автор: Пономарева Людмила Евгеньевна

Пономарева Л.Е.МБОУ СОШ с УИОП №8 г. ВоронежЭвристическая беседа в обновленных ФГОСЭвристическая (сократическая) беседа – это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.Признаки эвристической беседы:
  • Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача.
  • Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной.
  • Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому. Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно. Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.Типы вопросов для эвристической беседы:
  • Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?».
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Начинаются со слова «Почему?», направлены на установление причинно-следственных связей.
  • Творческие вопросы. Вопросы с частицей «бы». «Что было бы если….»
  • Практические вопросы. Связаны с жизненными ситуациями
  • при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений; при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений; при анализе информации, представленной в разных формах; при сопоставлении событий, фактов, явлений.Характерным признаком эвристической беседы является то, чтоучащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя, созданияэвристической ситуации и благодаря собственным усилиям исамостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Ель КовтуненкоРодина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.Активизация познавательной деятельности определяется не самимметодом беседы, а характером задаваемых вопросов.Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельностьучащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задаетучащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Такаявводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения новогоматериала.
  • К какому жанру относится прочитанный текст? а) сказкаб) повестьв) басняг) стихотворениед) научно-популярный рассказ
  • Характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянноменяется: сначала они требуют воспроизведения знаний, а затем -размышлений, построения умозаключений, с каждым разом все болееусложняются.
  • Выпиши из текста географические названия, которые встречаются в тексте. Дай им толкование
  • Кана́да  — государство в Северной АмерикеНа́льчик — город-курорт на юге России. Столица Кабардино-Балкарской Республики Днепрóвская гидроэлектростáнция  — крупная гидроэлектростанция на юге УкраиныМама́ев курга́н — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Брест, го́род-геро́й, — город на юго-западе Белоруссии
  • Сгруппируй имена собственные по следующим признакам:
  • А)Б)
  • Как вы думаете, почему ель Ковтуненко встала у стен Кремля,
  • на Мамаевом кургане, возле Брестской крепости? (Интерпретационный (объясняющий) вопрос)Отвечая на этот вопрос, ребята вспомнят о изученных темах, касающихся Великой Отечественной войны на уроках истории, ОДНКР, литературы. Разработчики новых ФГОС утверждают, что различными на разных ступенях являются цели применения метода эвристической беседы. В 5-7 классах основной целью применения данного метода является поддержание устойчивости внимания, а в 8-11 классах на первое место выходит развитие мышления учащихся.
  • Творческий вопрос: «Что было бы, если в наш город Воронеж привезли ели Ковтуненко?»
  • Память о событиях Великой Отечественной войны хранят и в нашем городе, 212 дней и ночей, защищавшимся от немецко-фашистских захватчиков. Такие ели могли бы быть посаженными на Задонском шоссе, на площади Победы, в Песчаном логе, у Ротонды, на Чижовском плацдарме.Такое построение урока развивает познавательныеспособности учащихся, формирует у них как конкретно-образное, так иабстрактное мышление.Метод эвристической беседы может и должен применяться как в среднихклассах при обучении русскому языку и литературе, так и в старших классахнастолько, насколько это необходимо для максимальной эффективностиобучения. Личное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств,способностей, опыта) в этом случае неизбежно. Иногда оно выступаетодновременно общекультурным приращением, тогда ученик оказываетсявключенным в культурно-исторические процессы в качестве ихполноправного участника.