Публикации Урок ОБЖ – важный инструмент воспитательного процесса в школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок ОБЖ – важный инструмент воспитательного процесса в школе
Автор: Алексей Михайлович Дмитриенко


Урок ОБЖ – важный инструмент воспитательного процесса в школе
Воспитательный процесс на уроках ОБЖ базируется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, нравственного, воинского воспитания обучающихся. Воспитательная работа является основной частью общеобразовательного процесса.
Воспитание на уроках ОБЖ и внеурочных мероприятиях базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации.
Эффективность воспитательного процесса достигается созданием необходимых условий для учебы, всесторонним информационным обеспечением и требовательностью к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная, как коллективная, так и индивидуальная работа с учащимися.
В нашем понимании преподаватель-организатор ОБЖ - не просто предметник, а прежде всего воспитатель, играющий важную роль в формировании личностных качеств обучающихся.
Важную роль в процессе формирования гражданина и патриота у обучающихся занимает предмет Основы безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо, чтобы каждый урок и внеурочное мероприятие стали для школьников решением важных и интересных актуальных проблем, касающихся их личных интересов, которые их волнуют. Для более интересной и достоверной подачи информации по вопросам, изучаемым в рамках курса ОБЖ мы считаем необходимым привлекать специалистов: медицинских работников, представителей органов внутренних дел, МЧС, военкомата, других государственных и общественных структур.
На наш взгляд, такой подход к обучению, дает положительный результат, потому что изученные нормы и правила применяются учениками в повседневной жизни. Формирование патриотических чувств и сознания у обучающихся происходит за счет разнообразных форм патриотического воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, оборонно-спортивная направленность).
Основные направления воспитательной работы, используемые мною, как преподавателем - организатором ОБЖ.
Безопасность;
Патриотизм;
Гражданственность;
Нравственность;
Интеллект и общение;
Здоровье и ЗОЖ.
Исходя из направлений сформированы основные цели воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:
Содействовать разностороннему развитию личности, в том числе активной гражданской позиции и чувству патриотизма.
Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Формировать готовность к самостоятельному нравственному и профессиональному выбору на основе гражданско-патриотических и духовных ценностей.
Развивать потребность и способность к самосовершенствованию и самореализации, необходимых гражданину для прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
Формировать у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Основные задачи воспитательной работы преподавателя - организатора ОБЖ:
Через систему уроков и внеурочных мероприятий воспитывать патриотическое отношение к историческому и героическому наследию России, своей национальной культуре.
В проводимой воспитательной работе акцентировать внимание на воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Обеспечивать развитие черт личности необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; создавать условия для проявления творческих способностей и личностной самореализации школьников.
Формировать у учащихся в учебной и внеурочной работе целостное миропонимание на основе современного научного мировоззрения.
Формировать в учебной деятельности основы культуры здоровья и ведения здорового образа жизни.
Составной частью подготовки по курсу ОБЖ и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений мы считаем, призвано стать патриотическое воспитание обучающихся. Данное направление не теряет своей актуальности.
Главной задачей патриотического воспитания является формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина-патриота. Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ не может быть оторвано от патриотического воспитания в школе в целом (уроки истории, обществознания, литературы). Но курс ОБЖ занимает главенствующее место в патриотическом воспитании учеников.
В своей работе я организовал систему военно-патриотического воспитания, которая включает:
усвоение курса ОБЖ;
знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
общефизическую подготовку;
занятие военно-прикладными видами спорта (бег 1000 и 3000 м, стрельба, метание гранаты, лыжный кросс).
Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, которое включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к народу и его героическим свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Формирование патриотизма необходимо начинать, как можно раньше, учитывая возрастные особенности обучающихся.
Составные части патриотического воспитания:
Военно-патриотическое воспитание:
Взаимодействие с организацией ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинами-интернационалистами, военкоматом района, воинской частью, с правоохранительными органами.
Гражданско-патриотическое воспитание:
Взаимодействие с правоохранительными органами, организациями ПСО, ГО, МЧС, ГИБДД. Изучение основ законодательства.
Культурно-патриотическое воспитание:
Воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Экскурсионная программа, посещение музеев, выставок, концертов.
Для формирования военно-патриотических качеств личности проводится следующая работа:
Особое внимание уделяется отечественным достижениям в науке, культуре и т.д. Проведение целевых уроков посвященных знаменательным событиям и датам, выдающимся личностям Отечества. Проведение викторин, конкурсов во время предметных недель (исследовательские работы учащихся, разработки буклетов, презентаций).
Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. (обучающиеся активно участвуют в районных где неоднократно становились победителями и призерами соревнований).
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над памятниками павшим воинам на улице Чапаева; возложение цветов к мемориалу; проведение митингов и т.п.).
Проведение экскурсий, уроков Мужества.
Встречи школьников с военнослужащими, которые являются выпускниками школы.
Особую роль в воспитании патриотизма играет семья. Пример родителей, старшего поколения родственников, гордость за их отвагу и доблесть позволяет осознать принадлежность к судьбе Отечества, с гордостью относиться к светлым событиям и славным историческим победам (Акция Бессмертный полк и др.)
Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина. Патриотизм в России является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.
Таким образом, мы видим, что воспитательный потенциал предмета ОБЖ велик. При его изучении осуществляется нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, социально-правовое, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание. Поэтому каждому преподавателю необходимо это осознавать и использовать как можно больше возможностей, чтобы использовать воспитательный потенциал максимально. Спасибо за внимание!