Публикации Декоративный натюрморт

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Декоративный натюрморт
Автор: Светлана Николаевна Дремова

План - конспект занятия по теме: Декоративный натюрморт.
Тип занятия:занятие - знакомство с новой темой.
Цель:ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
-обучение рисованию изображения с натуры;
- обучение стилизации любой формы;
- обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие:
–развитие зрительного представления;
- развитие воображения и чувства вкуса;
- развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- развитие аккуратности в работе;
- формирование эстетического вкуса.
Форма проведения:Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный(беседа, объяснение)
Наглядный (иллюстрации художников)
Практический (выполнение практического задания)
Оборудование для педагога:
репродукции картин: П. П. Кончаловского Сирень в корзине, И. И. Машкова Две темные розы и тарелка с клубникой, М.С.Сарьяна Осенние цветы, И. Э. Грабаря Дельфиниум и Хризантемы;В. Ван-ГогВаза с ирисами .
декоративные работы учеников изостудии.
натурная постановка;
образец педагогического рисунка;
краски, палитра, кисти, простой карандаш, ластик, вода.
Оборудование для учащихся:гуашь, альбом, кисти, простой карандаш,
ластик, вода.
Ход занятия:
Организационный момент
Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места
-Ребята, тема нашего урока “Декоративный натюрморт”. Слово “натюрморт” вам уже знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?
Ребята:Натюрморт – это неодушевлённые предметы.
Педагог:Кто ещё как считает?
Ребята:Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов.
Педагог:Верно, ребята! Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию по смыслу.
Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов.
Ребята:Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница,журнал и т.д.).
Педагог:Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными?
Ребята:Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику.
Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”.
Основной этап:
Педагог:Правильно, ребята! А тема нашего занятия “Декоративный натюрморт”.
“декор”- в переводе с лат.означает – украшать. Давайте запишем этот новый для вас термин.
Педагог:В начале XX века художники стали уделять натюрморту
большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали
работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.

Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята:В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Педагог:верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
–А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.Ребята:Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог:Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте
предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.
- А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята:при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог:Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.
–Посмотрите ребята декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д.
–Как вы думаете, ребята, где в жизни мы можем применить декоративный натюрморт.
Ребята дают примерные ответы и при помощи наглядного материала даются современные возможности применения декоративного натюрморта.
Педагог:Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты.
Ребята:Цвет, форма, фактура.
Педагог:Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете приступить к созданию своего декоративного натюрморта.
Практическая часть:
Педагог:Сегодня мы выполним с вами декоративный натюрморт гуашевыми красками. Для начала мы подберём основные цвета для декоративного натюрморта, и поработаем над формой предметов.
1.Сначала вам необходимо на альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в небольшом формате простым карандашом нарисовать те предметы, которые будут находиться на ваших натюрмортах. Отталкиваясь от нашей постановки (натюрморта). Подумайте, как вы может стилизовать его. Поиграйте с формой. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат листа может быть как вертикальным, так и горизонтальным.
Воспитанникам дается определенное время для выполненияэскиза.
2.Теперь, ребята, вы уже определились, что будете изображать. Сейчас необходимо научиться подбирать цвета. Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового цвета, будет ли она видна?
Ребята:Нет!
Педагог:А если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна?
Ребята:Да!
Педагог:Таким образом, если вы хотите, чтобы предмет был хорошо виден, то подбираем контрастные цвета, если менее – родственные.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. И висящих драпировок. Исходя из правила от общего к частному. И постепенно двигаясь к более мелким предметам.
3.Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
4.А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на всех
предметах вашего натюрморта.
Подведение итогов:
Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы выполнили эскиз, подобрали и определились с цветовыми отношениями и элементами, украшающие предметы. На следующем занятии мы продолжим эту тему.
Домашнее задание:
Домашним заданием для вас будет поиск интересной цветовой гаммы для вашего натюрморта, которую вы можете увидеть в природе, вокруг себя, если будете особо внимательны!
Спасибо за урок, до свидания!
План - конспект открытого урока по живописи в 3-м классе на тему Декоративный натюрморт.
Тип урока:занятие - знакомство с новой темой.
Цель:ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:- обучение рисованию изображения с натуры; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие:– развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные:- воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.
Характеристика воспитанников:5 лет обучения (11-13лет)
Форма проведения:практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный:- беседа, объяснение.
Наглядный:- иллюстрации художников.
Практический:- выполнение практического задания.
Оборудование для педагога:
репродукции картин: П. П. Кончаловского Сирень в корзине, И. И. Машкова Две темные розы и тарелка с клубникой, М.С.Сарьяна Осенние цветы, И. Э. Грабаря Дельфиниум и Хризантемы;В. Ван-Гог Ваза с ирисами .
Декоративные работы учеников изостудии.
Натурная постановка.
Образец педагогического рисунка.
Оборудование для учащихся:гуашь, лист (ф А-3), кисти, простой карандаш, ластик, вода, баночка для воды, палитра.
Ход занятия:
Организационный момент: (5 мин.)
Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места
Педагог:Ребята, тема нашего урока “Декоративный натюрморт”. Слово “натюрморт” вам уже знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?
Ребята:Натюрморт – это неодушевлённые предметы.
Педагог:Кто ещё как считает?
Ребята:Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов.
Педагог:Верно, ребята! Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию по смыслу.
Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов.
Ребята:Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница, очки, журнал и т.д.).
Педагог:Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными?
Ребята:Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”.
Основной этап:
Педагог:Правильно, ребята! А тема нашего занятия “Декоративный натюрморт”.
“Декор”- в переводе с лат. означает – украшать.
Педагог:В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.
Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята:В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Педагог:Верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.
Ребята:Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог:Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.
А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята:при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог:Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.
Посмотрите ребята декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д.
Как вы думаете, ребята, где в жизни мы можем применить декоративный натюрморт?
Ребята дают примерные ответы и при помощи наглядного материала даются современные возможности применения декоративного натюрморта.
Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров архитектурной среды чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности.
Педагог:Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты.
Ребята:Цвет, форма, фактура.
Педагог:Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете приступить к созданию своего декоративного натюрморта.
Практическая часть:
Педагог:Сегодня мы выполним с вами декоративный натюрморт гуашевыми красками. Для начала мы подберём основные цвета для декоративного натюрморта, и поработаем над формой предметов.
1.С начала вам необходимо на альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в небольшом формате простым карандашом нарисовать те предметы, которые будут находиться на ваших натюрмортах. Отталкиваясь от нашей постановки (натюрморта). Подумайте, как вы может стилизовать его. Поиграйте с формой. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат листа может быть как вертикальным, так и горизонтальным.
Воспитанникам дается определенное время для выполнения эскиза.
2.Теперь, ребята, вы уже определились, что будете изображать. Сейчас необходимо научиться подбирать цвета. Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового цвета, будет ли она видна?
Ребята:Нет!
Педагог:А если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна?
Ребята:Да!
Педагог:Таким образом, если вы хотите, чтобы предмет был хорошо виден, то подбираем контрастные цвета, если менее – родственные.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. И висящих драпировок. Исходя из правила от большого к частному. И постепенно двигаясь к более мелким предметам.
3.Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
4.А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.
Подведение итогов:
Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы выполнили эскиз, подобрали и определились с цветовыми отношениями и элементами, украшающие предметы. На следующем занятии мы продолжим эту тему.
Спасибо за урок, до свидания!