Публикации Класс: 4   Предмет:   русский язык Тема: 1 и 2 спряжение глаголов  

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Класс: 4   Предмет:   русский язык Тема: 1 и 2 спряжение глаголов  
Автор: Гомонова Оксана Александровна

Класс: 4

 

Предмет:   русский язык

Тема: 1 и 2 спряжение глаголов

 

Цель:

провести первоначальное ознакомление с I  и  II спряжением глаголов.

 

Задачи:

1)дать представление о I  и  II спряжении глаголов;

2)познакомить с окончаниями I  и  II спряжения глаголов;

3)сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

4)формировать умения различать окончания глаголов I  и  II спряжения;

5)развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

 

Оборудование/материалы:

1)Учебник Канакиной В.П.

« Русский язык.4 класс»

2)Мультимедийная презентация

3)Карточки с заданиями

4) Карточки для рефлексии

 

1.Орг.момент  

(под музыку П.И. Чайковского «Времена года.апрель)

Учитель:

Весна, весна! И все ей рады,
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

  Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку.

Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

 

2. Повторение по теме «Глагол»

Глагол -  самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! ( А. Югов.)

 

1) Что обозначают глаголы?

2) Как изменяются глаголы настоящего и будущего  времени?

3) Каким членом предложения являются глаголы?

4)Что такое спряжение?

  3.Минутка чистописания.

 Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

На карточке  написаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания? (Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь:ешьишь).

Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь   ишьешь   ешьишь…)

 Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы?

(«Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?»)

 

  4.Работа  со словарем.

 

Босс 1. Число, клюв,вещь,грач, солнце. Босс2. Шкаф,синяк,рожь, лещ,устный.

 

Какие орфограммы вам встретились?

 

Структуры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фэн энд Пик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорд Кардс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Босс и секретарь

 

 

Релли Робин

 

 

5.Изучение нового материала:

 

А В

Существовать (синоним ) -

Молчать

 (антоним)-

Вспомните, что такое синонимы и антонимы

Подберите синоним к слову «существовать» (глагол жить).
Подберите антоним к слову «молчать» (глагол говорить).

 Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).

Я          живу                        говорю
Ты       живёшь                    говоришь
Он       живёт                       говорит
Мы      живём                      говорим

Вы       живёте                     говорите
Они     живут                      говорят

 

 

 

Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов?

(Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят). Слово учителя

Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол  со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

    Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

– Что случилось?

– По твоему указу мы оказались в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

– Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог царь устоять перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и оканчиваются на –ИТЬ. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Учитель. Прочите эти глаголы и запомните. Слайд 22

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ И

Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

I спряжение                  II спряжение

        Ед.ч.     мн.ч.                     Ед.ч.     мн.ч
1 л.  -у, -ю     -ем               1 л.  -у, -ю    -им
2 л. -ешь      -ете               2 л.  -ишь     -ите
3 л. -ет         -ут, -ют         3 л.  -ит        -ат, -ят

Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить, а к какому глагол говорить? (Глагол жить – I спряжения, а глагол говоритьII спряжения).

Запишите это в тетрадь. Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

 У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по ударному  окончанию.

6.Первичное закрепление

Давайте  откроем учебник на странице  101  и посмотрим на упражнение 207(устная работа). Нам предлагается понаблюдать за окончаниями глаголов. Определите спряжение глаголов.

7.Работа по учебнику

Упр. 212 с.104

– В каком времени употреблены глаголы?

Задание: Выпишите глаголы, выделите личные окончания, укажите лицо, число, спряжение

 

8.Работа с фразеологизмами

Пал…чики    …ближешь-

точим лясы-

складывает оружие-

спускает фла..-

9.Закрепление (самостоятельная работа)

– Распределить глаголы по спряжениям.

Дрожит, ведут, звенит, тонете, плывешь, колотят, жужжат, играем, сеют, молчишь. Проверка по слайду:

I спр.: ведут, тонете, плывешь, играем, сеют.

II спр.: дрожит, звенит, колотят, жужжат, молчишь.

 

10.Итог урока.

– Что такое спряжение?

– Какого спряжения бывают глаголы?

– Какие окончания имеют глаголы I спр.? II спр.?

 

Собери пазлы

 

-ешь -ишь -им -ем -ите -ете
-ит -ет -ат -ут -ют -ят

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в команде

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

Работа в команде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка по образцу

 

 

 

 

Релли Коуч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поп корн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Рефлексия.

Я научился…
Мне понравилось…
Было трудно…

 

 

Раунд Робин
12.Домашнее задание:

Упр.213