Публикации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Рубис Анна Валентиновна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕРЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДАНА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУАнна Валентиновна Рубис,преподаватель иностранного языкаГПОУ «Донецкий государственныйколледж пищевых технологий и торговли»,первая квалификационная категорияСовременное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Стандарты современного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие международного общения, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований знание иностранного языка.Владение иностранным языком это дополнительное окно в мир, доступ к иным национальным культурам. Развивая иноязычную коммуникативную компетенцию, преподаватели иностранного языка изменяют подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений.Перед учебным заведением поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.Качество подготовки к будущей профессиональной деятельности выпускников находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которую мы принимаем для реализации поставленных целей. Как построить, организовать, обеспечить технологический процесс обучения; какую выбрать траекторию обучения от исходного уровня обучающегося до достижения определенных целей в установленный период времени; как сформировать мотивацию обучающегося и какие создать ему условия для учебного процесса – вот составляющие от которых зависит качество учебного процесса, качество подготовки специалиста-профессионала и специалиста-личности.Основной целью образования сегодня определяется не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире. Следовательно, можно говорить о том, что современная система образования ориентирована на самостоятельную работу студентов. Студент колледжа, будущий специалист, должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи, с этим одной из эффективных образовательных методик на современном этапе можно считать кейс - технологию. Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность, находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента.Суть кейс - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся. В процессе работы в колледже преподавателями иностранного языка разрабатывались методы применения новых информационных технологий на занятиях, драматизации во внеурочной работе, а также проектный метод с использованием мультимедийных средств. Кейс - технология позволяет объединить все новые и традиционные методы преподавания, в чем заключается несомненная ценность применения данной технологии при обучении иностранным языкам.В практике применения кейс - технологии используются два основных подхода:- разработка специальных учебных кейсов для их последующего обсуждения в студенческой аудитории;- использование кейса как иллюстративного материала для ознакомления учащихся с возможными профессиональными проблемами и способами их разрешения.В первом случае конкретные ситуации составляются на основе реальных событий, описываемая в них проблема не решена, студенты должны предложить свои варианты решений и оценить вероятность успеха в каждом случае, учиться прогнозировать ситуацию. Второй подход предполагает не только постановку проблемы, но и указание предпринятых действий по ее разрешению. В этом случае студенты оценивают уже готовые решения, высказывают мнение о дальнейшем возможном развитии ситуации. Реализация первого и второго подхода может проводиться как в ходе специально организованной дискуссии, так и при проведении ситуационно - моделирующих игр. Организация такого рода игр предполагает составление сценария по исходному материалу кейса, распределение ролей между участниками, проведение самой игры с последующим обсуждением итогов.Обычно ситуационно - моделирующие игры рассчитаны на 60-90 мин. После проведения игры проводится дискуссия, в ходе которой анализируются действия студентов по разрешению предложенных ситуаций, оценивается их эффективность, рассматриваются возможные альтернативы. Ситуационно - моделирующие игры являются одним из возможных вариантов применения кейс - технологии в педагогическом образовании.Действия преподавателя в кейс - технологии:- создание кейса или использование уже имеющегося;- распределение студентов по малым группам (3-4 человека);- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;- организация презентации решений в малых группах;- организация общей дискуссии;- обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;- оценивание обучающихся преподавателем.Использование кейс - технологии дает преподавателю доступ к базе современных методических материалов, организации гибкого учебного процесса, беспрерывное повышение квалификации, а студенту предлагает возможность работы с дополнительными материалами, постоянный доступ к базе консультаций, общение с другими студентами в группе, освоение современных информационных технологий. Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей, например, использовать на экзаменах или зачетах: перед зачетом студент может получить кейс - задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.Из многочисленных методов кейс - технологии наиболее часто в нашей практике применяются игровое проектирование, ситуационно - ролевая игра, метод дискуссии.Цель игрового проектирования - создание проекта. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.Игровое проектирование может включать проекты разного типа:
  • исследовательский,
  • поисковый,
  • творческий,
  • аналитический,
  • прогностический.
  • Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития. Ситуационно - ролевая игра позволяет создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально - психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.Одна из разновидностей метода инсценировки – ролевая игра. Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.Приведем пример занятия с использованием кейс - технологии. Исследовательский кейс был разработан для студентов 1 курса и являлся завершающим этапом изучения раздела «Еда. Способы приготовления. Традиции питания» рабочей программы по английскому языку, содержащего такие темы как «Привычки в еде в России и США», «Британская кухня», «В ресторане», «За столом», «Традиции питания в моей семье».При изучении тем обучающиеся ознакомились с тематическими текстами, изучили лексику по теме «Здоровое питание» и выполнили ряд лексико-грамматических заданий. Тема вызвала интерес у обучающихся, во многом благодаря тесной связи влияния еды на здоровье каждого человека. С целью поддержания мотивации изучения английского языка мною было предложено проблемное направление следующего занятия: «Основы здорового питания». Каждой подгруппе были предложены задания: заполнить таблицу «Традиционная еда в России, Британии, США», ознакомиться с традициями питания и различиями между ними в данных странах, провести сравнительный анализ здорового образа жизни в трех странах, определить режим правильного питания, изучить алгоритм написания эссе по проблемам здоровья.Анализируя результаты проведенного занятия с применением кейс - технологии, можно отметить следующие положительные тенденции:
  • Повысилась мотивация обучающихся к изучению английского языка.
  • Качественно изменилась подготовка обучающихся к занятиям.
  • Изменилось отношение к Интернет-ресурсам как средству получения знаний и полезной информации.
  • Расширился общий кругозор обучающихся.
  • Повысилась самооценка обучающихся.
  • Контроль лексико-грамматических навыков по теме исследовательского кейса, проведенный преподавателем на следующем занятии, показал улучшение результатов освоения лексики.Несомненно, применение кейс - метода способно значительно развить коммуникативные навыки обучающихся, помочь преодолеть так называемый «языковой барьер» при общении на иностранном языке, развить социокультурную и лингвистическую компетенции. Несомненно, применение кейс - технологии имеет неоспоримые преимущества, которые очевидны даже на первый взгляд.Во-первых, данная технология дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые в реальной ситуации решения качественно переходят в жизненный опыт. Основная ценность кейс-метода – максимальное приближение процесса обучения к реальной жизни.Во-вторых, применение кейс - технологии не отменяет традиционные методы обучения, которые были и остаются основой для обучения иностранным языкам.Кейс - технология – это эффективный сплав всех существующих методов и приемов обучения.В-третьих, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение.Даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. На занятии обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии.Кейс - технология – действенное средство познания и повышения мотивации обучающихся. Однако у данной технологии есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к занятию. Преподаватель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность обучающихся, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.Непростой момент для преподавателя – это оценивание, ибо требуется оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить и его знания. Тем не менее, именно сложность, комплексность кейс - технологии является ее главным преимуществом. Каждый преподаватель знает, как быстро теряется интерес обучающихся к выполнению однообразных упражнений. Кейс - технология – это система вариабельных составляющих, что позволяет преподавателю практически применить ее в любой отрасли знаний, адаптируя к условиям.Список использованных источников
  • Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом, №7,2000.
  • Маргвелашвили Е.О месте «кейса» в российской бизнес - школе //Обучение за рубежом, № 10, 2000
  • Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. -368с
  • Интернет-ресурсы: