Публикации Формирование умения читать на комбинированном уроке английского языка и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование умения читать на комбинированном уроке английского языка и обществознания
Автор: Ильина Ольга Викторовна

Северинова Е.Ю., Ильина О.В.

ГБОУ СОШ № 237, Санкт-Петербург

Формирование умения читать на комбинированном уроке

английского языка и обществознания

Под читательской грамотностью мы понимаем способность человека понимать, оценивать и использовать тексты для достижения предметных и надпредметных целей, в чем бы они ни состояли. Таким образом, необходимо считать читательскую грамотность инструментом осуществления специфической человеческой деятельности по достижению целей и решению задач.

Одновременно с этим чтение является одним из видов коммуникации, и человек, не умеющий читать, в современном мире обрекает себя на невозможность использовать весь опыт предшественников. Таким образом, степень владения читательской грамотностью есть степень готовности выпускников школ к успешной и деятельной жизни в современном информационном мире (Цукерман:2)

На измерение читательской грамотности направлен, в частности, тест PISA, результаты которого показывают недостаточное владение выпускниками российских школ умением смыслового чтения.

Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования читательская грамотность позиционируется как важнейший метапредметный результат обучения (ФГОС).

Для формирования умения смыслового чтения наиболее разработан методический аппарат предмета "Иностранный язык", в котором чтение на протяжении последних 150 лет являлось важнейшим коммуникативным умением (Миролюбов), для формирования которого разработано большое количество технологий и методик. Их можно применить к технологиям формирования умения смыслового чтения и читательской грамотности на уроках по другим предметам (математике, предметам естественно-научного цикла, литературе и др.).

Однако необходимо отметить, что умение читать является метапредметным, надпредметным умением, которое необходимо развивать средствами любого предмета. Оно является не только показателем качества школьного обучения, но и, что гораздо более важно, неотъемлемым компонентом компетентности успешного человека (Государственная программа «Развитие образования»). Поэтому при обучении педагоги должны отталкиваться не от требований тестов PISA, но от образа будущего специалиста и строить обучение таким образом, чтобы обучающийся мог решать свои задачи (практические, профессиональные) (Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П.). Обучение, чтобы считаться практикоориентированным и профориентированным, должно формировать успешную личность, которая не только понимает смысл прочитанного, но и способна интерпретировать его в своих целях, является функционально грамотным. Владение читательской грамотностью во многом является ключевым для формирования всех общих и профессиональных компетентностей.

В качестве вывода из вышесказанного можно утверждать, что читательская грамотность является важнейшей целью обучения и в качестве таковой ключом у комбинированным (метапредметным) урокам.

Более того, комбинированные уроки являются в плане формирования умения смыслового чтения более предпочтительными, ведь при чтении метапредметных текстов учащийся, как правило, не может опираться на выученный материал по предмету, а побуждается вчитываться в текст. Именно такие задания чаще всего вызывают трудности, причем не только у обучающихся, но и у учителей. Когда учителям указывают на низкое качество ответов на тесты по функциональному чтению, самый распространенный аргумент учителей сводится к тому, что этот материал еще не изучался в классе, это материал следующей ступени обучения. но суть заданий функционального чтения в том и заключается, что нет необходимости заранее знакомиться с дополнительным фактическим материалом, вся необходимая для принятия решения информация заложена в читаемый текст.

Как известно, формирование умения читать требует формирования ряда отдельных читательских умений, а именно:

1. Умение найти в тексте необходимую информацию, которая дана в тексте непосредственно в готовом виде (подчеркнуть, выделить, выписать); (Умение 1 в PISA)

2. Умение на основе прочитанного текста вывести не данную в нем прямо информацию, например, выведение логического следствия, выделение закономерности, идентификация неявно заданных качеств; (Умение 2 в PISA)

3. Проанализировать текст на предмет соответствия критерию / критериям, например, достоверности, соответствия другому источнику, теме, формату; (Умение 3 в PISA)

4. Свернуть / развернуть текст, например, написать конспект, краткое содержание, составить высказывание на основе нелинейного текста; (Умение 2 и Умение 3 в PISA)

5. Использовать информацию из текста / текстов для решения собственной задачи, например, ответить на вопросы, построить диаграмму, таблицу, написать собственныйй текст); (Умение 3 в PISA)

6. Использовать несколько текстов для получения более объективной картины, выработки собственного мнения (Умение 3 в PISA).

Все эти задачи (с повышением сложности) решаются на всех этапах школьного обучения, но каждый из них обладает своей спецификой.

Рассмотрим решение этих задач применительно к 10-11 классам.

В современной школе 10-11 классы являются профильными, и как таковые должны интегрировать освоение школьной программы и подготовку к дальнейшему образовательному маршруту в высшем учебном заведении. Обучение на этом этапе должно быть профильным и профессионально ориентированным. Поэтому необходимо предлагать учащимся задания, которые направлены как на достижение учебных целей, так и готовить к будущей профессии.

Таким образом, комбинированные уроки решают одновременно несколько задач:

1. закрепляют материал монопредметных уроков;

2. формируют профессиональную ориентацию обучающихся за счет привлечения сведений из будущего круга профессиональных тем;

3. мотивируют обучающихся за счет сообщения потенциально важных сведений;

4. формируют метапредметные умения, в частности, читательскую грамотность.

Так, в ГБОУ СОШ 237 были организованы межпредметные уроки по английскому языку и обществознанию, в рамках которых формировалась читательская грамотность на широком профессиональном материале.

На одном из уроков («Заявление о приеме на работу») проводилась деловая игра. План работы включал три сессии (две из них предварительные):

1. Изучение трудовых правоотношений (урок обществознания) через чтение текста на родном языке и его конспектирование, а также нахождении в тексте ТК РФ ответов на вопросы.

2. Изучение структуры делового письма – заявления о приеме на работу (урок английского языка) через написание самостоятельного текста по образцу учебника и индивидуальным предложенным материалам.

3. Деловая игра (комбинированный урок).

а) Разделение участников на группы по 4 человека, получение кейса (карточки с ролями (например, заявитель-иностранец, специалист по кадрам, босс, юрист, помощник, переводчик, HR-менеджер, адвокат, сотрудник трудовой инспекции или ФМС), заявление на иностранном языке (в форме пазла) с юридическими ошибками

б) Конструирование документа из пазла. Пазл представлял собой строки текста. Группе необходимо было выстроить из в правильной смысловой последовательности, чтобы получить текст для работы. Для самопроверки используется рисунок на обратной стороне задания, совпадающий с отраслью применения труда.

в) Чтение текста заявления о приеме на работу иностранного гражданина (на английском языке). Эти документы были написаны на основе законов о труде Британии и США. В группах учащиеся находили несоответствия ТК РФ

г) Проектная деятельность, продуктом которой является выработка совместного решения в форме документа, соответствующего ТК РФ. Текст читался, сопоставлялся с ТК РФ, находились и исправлялись ошибки таким образом, чтобы заявления соответствовали Российскому законодательству. Для этого были предоставлены тексты Трудового кодекса РФ и тексты заявлений (на русском я английском языке соответственно), а также словари.

д) Представление своего решения экспертам

е) Рефлексия

Урок по формированию функционального чтения «Преступление и наказание» также потребовал предварительной работы.

1. Изучение УК РФ (урок обществознания) через чтение текста на родном языке и решение задач.

2. Изучение терминологии на английском языке (ARREST, CHASE, COURT, JUDGE, CRIME, CRIMINAL, EVIDENCE, WITNESS, IMPRISONMENT, INVESTIGATION, SENTENCE: GUILTY, SUSPECT)

3. Деловая игра (комбинированный урок).

а) Разделение участников на группы по 4 человека, получение кейса (предлагался ознакомительный абзац, обучающиеся могли выбрать кейс сами. В кейсах были тексты из произведений "Оливер Твист", "Алиса в стране чудес", "Звездный десант", "Гарри Поттер и узник Азкабана", "Хоббит")

б) чтение текста и идентификация указанных действий и понятий.

в) презентация и доказательство текстом своего решения.

В рамках изучения темы "Волонтерство" было проведено три урока.

1. Чтение рассказа волонтера (на английском языке) и просмотр фильма Я – волонтер: зачем мне это нужно (2013, режиссер Эрнест Тимерханов) с последующим написанием размышления о том, чем отличается образ волонтера в тексте учебника и в фильме.

2. Изучение правовых основ волонтерства в России (составление единого текста из нескольких)

3. Индивидуальная работа обучающихся, которая заключалась в чтении 2 писем подростков разного возраста, желающих быть волонтерами, об их интересах, и составлении рекомендации на языке высказывающегося (русском или английском) о возможностях участия в том или ином волонтерском движении с учетом интересов подростков и правовых ном РФ. Работа требовала поиска реального волонтерского движения, чтения его организационного документа и подготовку рекомендации с обоснованием (5-7 предложений) в качестве специалиста по профориентации или школьного психолога.

Обобщая опыт построения таких уроков, можно сказать, что использование материалов двух предметов для решения жизненных задач является весьма мотивирующим, а формирование умения построить свой текст на основе предложенного (не пересказ или мнение по содержанию текста, а связанный с исходным, но полностью самостоятельный текст) требовал многократного перечитывания с целью вычленить необходимую информацию и в дальнейшем использовать ее для построения самостоятельного высказывания.

Естественно, что тексты должны вызывать у обучающихся эмоциональный отклик (хотя бы за счет необычного ракурса), соответствовать возрастным особенностям и жизненному опыту.

В результате у учащихся сложилось более глубокое понимание будущей профессии (один обучающийся из 25 изменил планируемую образовательную траекторию); также поднялась мотивация к чтению.

Список литературы:

1. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся (учебно-методическое пособие). - КАРО: СПб, 2019

2. Володько Н. С. Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности.

3. Государственная программа «Развитие образования» утверждена Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642 // Официальный сайт Правительства РФ. Электронный доступ:

4. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М., 2002.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

6. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. М., 2009