Публикации
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Автор: Пермякова Юлия Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Автор: Пермякова Юлия Олеговна
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Научная статья
Пермякова Ю.О
НОЧУ Московский Финансово-Промышленный университет Синергия; Ижевск, Россия;
Ключевые слова. Государственное управление, здоровье, Здравоохранение, медицинская помощь, охрана здоровья.
Аннотация. Современный этап развития отечественной системы здравоохранения характеризуется необходимостью ее реформирования, так как главной движущей силой является комплекс проблем системы здравоохранения, в том числе проблема низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. В последние годы в Российской Федерации сложилась крайне неблагоприятная ситуация в сфере здравоохранения: снизились качество и доступность медицинской помощи населению, увеличилось количество социально опасных заболеваний, медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности и снижением рождаемости, негативным естественным приростом населения. Вышеуказанная проблематика предопределила необходимость изучения темы настоящей статьи.
На сегодняшний день тема здоровья и здорового образа жизни особенно актуальна, в основном это обусловлено тем, что происходит в мире. Конечно, чаще всего под здоровьем понимается именно физическое здоровье, но важно не забывать о его духовной составляющей, которая тоже играет свою роль.
Здравоохранение — это отрасль государственной деятельности, целью которой является организация и предоставление доступных медицинских услуг населению при сохранении и улучшении здоровья людей. Сущность государственной политики в области здравоохранения заключается в выявлении качественных признаков этого важного явления социальной и политической жизни общества [10].
Государственное управление здравоохранением — это целенаправленная, систематическая и непрерывная деятельность органов государственной власти, проявляющаяся в воздействии административно-административных форм и организационных форм на объекты учреждений здравоохранения и направленная на предоставление гражданам доступа к бесплатным, высокоэффективным услугам. качественные и высокотехнологичные медицинские услуги [6].
Национальную политику в области здравоохранения следует понимать, как совокупность ценностей и целей, совокупность управленческих мер, решений и действий, обеспечивающих гарантии государством предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи и в необходимом объеме и соответствующего качества с целью снижения смертности, повышения рождаемости, роста продолжительности жизни населения страны.
Здоровый человек - главная ценность страны. Однако эта цель может быть достигнута только в том случае, если будут комплексно решены существующие проблемы: политико-правовые, социально-экономические, духовно-нравственные и, культурные. Усилия государства должны быть направлены на совершенствование государственной политики в области здравоохранения в условиях социальных преобразований в России.
Направления государственной политики в области здравоохранения можно разделить на несколько групп по задачам: политическим, экономическим и социальным.
На протяжении всей истории человечества вопросы общественного здравоохранения были и имеют важнейшее значение. Усилия государства должны быть сосредоточены на совершенствовании национальной политики в области здравоохранения. Несовершенная правовая поддержка и серьезные противоречия в системе здравоохранения проявляются в несоответствии между государственными возможностями и потребностями населения, что ведет к ослаблению регулирующей роли нравственных и других социальных норм и создает угрозу для выживания любой страны.
Законодательство предполагает то, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медпомощь. Под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-профилактического характера, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долгой жизнедеятельности, а также оказания ему медпомощи. А под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление здоровья. Формулировка двух вышеизложенных терминов зафиксирована в законодательстве [1].
В Российской Федерации существует три системы здравоохранения - это государственная, муниципальная и частная.
Правовые основы принципов управления здравоохранением определены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации; от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. [7].
Закон об охране здоровья принят по причине того, что произошли достаточно заметные изменения условий функционирования экономики государства и системы исполнительной власти, кроме того произошли перемены в ключевых организационных моментах, связанных с оказанием медпомощи. На протяжении нескольких лет и сейчас идет совершенствование отрасли здравоохранения и смежных отраслей, еще необходимо отметить, что свою роль сыграло и разделение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления. Данный закон определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; определяет полномочия и прямые обязанности людей в сфере охраны здоровья и обязанности по осуществлению прав, которые определены законодательством, и кроме того полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти РФ в сфере здравоохранения населения страны.
Система органов исполнительной власти и основы их компетенции в области здравоохранения определяются Конституцией РФ, основами, а также иными НПА. Президент и Правительство Российской Федерации несут ответственность за общее управление здравоохранением. Само управление непосредственно реализуется системой органов здравоохранения, например, Министерство здравоохранения России, Федеральное медико-биологическое агентство, Росздравнадзор и другие. Определенные органы исполнительной ветви власти тоже обладают в собственном ведении учреждения здравоохранения, например, к таким органам относятся МВД России, ФСБ России и др. Что касается субъектов Российской Федерации, то в них образованы министерства, департаменты, управления, отделы здравоохранения.
За последнее время в здравоохранении произошло много изменений, в 2020 году вступили в силу новые нормативные акты, и, по моему мнению, основной акцент идет на первичную медико-санитарную помощь.
Нововведения 2020 года в основном коснулись такого направления, как онкология, эта сфера, как известно, является самой быстроразвивающейся. В 2020 году пациенты начнут получать более эффективную помощь, а значит, что вероятность скорейшего выздоровления увеличится. Изменилось время ожидания специализированной медицинской помощи: теперь пациенты будут ждать начала планового лечения в стационаре 14 дней, а если они болеют раком - то вдвое меньше - 7 дней. Согласно Постановлению Правительства № 1940 от 30.12.2019 года, медицинские работники, которые обнаружили у больных онкологические заболевания, будут получать премиальные-по 1000 рублей за каждый выявленный случай. Половину из них получит врач, проводивший обследование, а другую половину — все остальные участники процесса, которые назначали анализы и проводили исследования.
Следующее, о чем хотелось бы сказать, это то, что ответственным нововведением стал налоговый вычет на различные препараты, которые были куплены с наличием рецепта от лечащего врача. Ранее такой возможности не было, такой вычет мог проводиться только в случае того, если препараты находились в перечне из постановления правительства №201. Федеральный закон от 17.06.19 №147-ФЗ внес изменения в статью 219 Налогового кодекса, хотелось бы отметить, что на 2020 год в бюджете страны предусмотрено 177 млрд рублей на лекарственное обеспечение.
С 2020 году действуют поправки в статью 20 Закона №323-ФЗ. Эта поправка касается согласия пациента на медицинскую помощь. Теперь медики имеют право оказывать помощь без согласия на то пациента (9 пункт), в случае, если действия применяются по срочным указаниям, в отношении небезопасных лиц с психологическими отклонениями или уже совершивших правонарушение. Однако стоит отметить, что данная поправка не касается врачей скорой помощи, они работают со старыми условиями [6].
Коронавирус также показал, что у нас слабая обеспеченность собственными лекарствами. Речь идет о том, что в России для изготовления препаратов используют компоненты, которые доставляют из других стран, например, Индии и Китая. Таким образом, импорт в этой сфере деятельности составляет примерно 80%. Это является большой проблемой для нашей страны, так как курс рубля падает, а, следовательно, многие импортные лекарства станут труднодоступными.
В основном, самой большой проблемой стало то, что по распоряжению Минздрава было проведено сокращение среднего и младшего медицинского персонала, медсестер, а производительность врача зависит именно от этих людей.
Во время самого начала распространения коронавирусной инфекции, качество отечественного здравоохранения было недостаточно высоким, все это объясняется недоработанными реформами, которые проводились в последние годы. Вследствие этого были сделаны предложения по реформированию здравоохранения России на 2020-2022 гг.:
1) Исправление положения медицинских работников
2) Создание единой вертикали управления
3) Повышение госзатрат на здравоохранение
4) Увеличение доступности и качества медицинской помощи
5) Повышение уровня качества медицинского образования и развитие медицинской науки
6) Обеспечение постоянной готовности к эпидемиям и кризисным ситуациям.
В конечном итоге были приняты некоторые изменения и рекомендации, которые были направлены на улучшение положения страны в случившейся ситуации. Однако, необходимо понимать, что все эти нововведения будут эффективны только в том случае, если будут грамотно разработаны и преподнесены гражданам.
За последние пятнадцать лет финансирование медицины значительно выросло, об этом могут говорить цифры. В 2019 году затраты на здравоохранение составили 3,7% ВВП, в 2020 этот показатель увеличился на 0,4%, то есть составил 4,1% ВВП. Необходимо отметить то, что дополнительное финансирование в основном связано с пандемией, поэтому государственные расходы на медицину выросли [8].
По данным экспертов на 2019 год общие расходы на здравоохранение составили около 7500 млрд. рублей в 2020 году показатель составил 8 355,5 млрд. рублей [4]. То есть произошел очевидный прирост в размере около 841,9 млрд рублей.
Стоит заметить, что большинство средств в стране ушло именно на медицину, расходы идут на восстановление эффективности системы, поддержание ее оптимального функционирования и описанные выше меры, связанные с борьбой против COVID-19.
Подводя итог, можно сказать, что сфера здравоохранения не находится без внимания государства, особенно в такое тяжелое для всех нас время. Постоянно принимаются новые поправки и рекомендации, для того, чтобы сделать эту сферу более развитой и эффективной. То есть можно сказать, что государственное регулирование и управление в этой сфере направлено на стабильное функционирование всей системы в целом, а также результативность ее деятельности [9].
К настоящему моменту уже допущено много ошибок, которые теперь необходимо устранять, ведь данная сфера играет большую роль в стране в целом. Не сложно провести цепочку, в которой эффективная система здравоохранения начинает разрушаться, очевидно, что следом за ней пойдут и остальные сферы жизни общества, так как все имеет взаимосвязь. Именно поэтому остается важным продумывать каждый шаг и аккуратно простраивать систему государственного управления в этой области.
Итак, для успешного управления сферой здравоохранения соответствующими органами разрабатываются различные федеральные законы и поправки для уже существующих нормативно-правовых актов. За последнее время произошло достаточно большое количество изменений, особенно это стало заметно после того, как началось стремительное заражение большого количества населения COVID-19.
Разумеется, государство не осталось в стороне и начало принимать соответствующие меры. Для государства здравоохранение является одной из важнейших функций, а управление этой системой в Российской Федерации реализуется на нескольких уровнях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 01.07.2017) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ.- 28.11.2011.- № 48.- ст. 6724.
Бочарова А.К. Развитие института оценки эффективности государственного управления // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 9. C. 69-75.
Власов, В. В. Стандарты медицинской помощи: состояние проблемы в России и возможности улучшения качества первичной медицинской помощи // Здравоохранение. – 2019. – № 4. – С. 70–76.
Дуганов, М. Д. Одноканальное финансирование здравоохранения: сущность, проблемы, перспективы / М. Д. Дуганов, К. Н. Калашников, А. А. Шабунова // Здравоохранение. – 2021. – № 7. – С. 32–40.
Иванов, А. В. Обеспечение прав пациентов на качественную медицинскую помощь в системе ОМС / А. В. Иванов, В. Е. Буланов, В. Г. Бутова // Здраво- охранение. – 2019. – № 2. – С. 72–79.
Коротков, Ю. А. Организация управления здравоохранением в муниципальных образованиях / Ю. А. Коротков, В. П. Чуднов. – М. : Панорама, 2021. – 80 с.
Мурашко М.А., Куприянов М.Ю. Законодательное обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и контроль за их соблюдением // Вестник Росздравнадзора. 2019. № 6.-С.21-26.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ в области здравоохранения //Экономика здравоохранения.-2021.-№5-6.
Сергеев Ю.Д. Медицинское право: Учебник: В 3 т. М.: Гэотар-Медиа, 2021. 777 с.
Тынгишева А. М. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения // Молодой ученый. - 2019. - № 49. - С. 133-136
Научная статья
Пермякова Ю.О
НОЧУ Московский Финансово-Промышленный университет Синергия; Ижевск, Россия;
Ключевые слова. Государственное управление, здоровье, Здравоохранение, медицинская помощь, охрана здоровья.
Аннотация. Современный этап развития отечественной системы здравоохранения характеризуется необходимостью ее реформирования, так как главной движущей силой является комплекс проблем системы здравоохранения, в том числе проблема низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. В последние годы в Российской Федерации сложилась крайне неблагоприятная ситуация в сфере здравоохранения: снизились качество и доступность медицинской помощи населению, увеличилось количество социально опасных заболеваний, медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности и снижением рождаемости, негативным естественным приростом населения. Вышеуказанная проблематика предопределила необходимость изучения темы настоящей статьи.
На сегодняшний день тема здоровья и здорового образа жизни особенно актуальна, в основном это обусловлено тем, что происходит в мире. Конечно, чаще всего под здоровьем понимается именно физическое здоровье, но важно не забывать о его духовной составляющей, которая тоже играет свою роль.
Здравоохранение — это отрасль государственной деятельности, целью которой является организация и предоставление доступных медицинских услуг населению при сохранении и улучшении здоровья людей. Сущность государственной политики в области здравоохранения заключается в выявлении качественных признаков этого важного явления социальной и политической жизни общества [10].
Государственное управление здравоохранением — это целенаправленная, систематическая и непрерывная деятельность органов государственной власти, проявляющаяся в воздействии административно-административных форм и организационных форм на объекты учреждений здравоохранения и направленная на предоставление гражданам доступа к бесплатным, высокоэффективным услугам. качественные и высокотехнологичные медицинские услуги [6].
Национальную политику в области здравоохранения следует понимать, как совокупность ценностей и целей, совокупность управленческих мер, решений и действий, обеспечивающих гарантии государством предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи и в необходимом объеме и соответствующего качества с целью снижения смертности, повышения рождаемости, роста продолжительности жизни населения страны.
Здоровый человек - главная ценность страны. Однако эта цель может быть достигнута только в том случае, если будут комплексно решены существующие проблемы: политико-правовые, социально-экономические, духовно-нравственные и, культурные. Усилия государства должны быть направлены на совершенствование государственной политики в области здравоохранения в условиях социальных преобразований в России.
Направления государственной политики в области здравоохранения можно разделить на несколько групп по задачам: политическим, экономическим и социальным.
На протяжении всей истории человечества вопросы общественного здравоохранения были и имеют важнейшее значение. Усилия государства должны быть сосредоточены на совершенствовании национальной политики в области здравоохранения. Несовершенная правовая поддержка и серьезные противоречия в системе здравоохранения проявляются в несоответствии между государственными возможностями и потребностями населения, что ведет к ослаблению регулирующей роли нравственных и других социальных норм и создает угрозу для выживания любой страны.
Законодательство предполагает то, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медпомощь. Под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-профилактического характера, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долгой жизнедеятельности, а также оказания ему медпомощи. А под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление здоровья. Формулировка двух вышеизложенных терминов зафиксирована в законодательстве [1].
В Российской Федерации существует три системы здравоохранения - это государственная, муниципальная и частная.
Правовые основы принципов управления здравоохранением определены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации; от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. [7].
Закон об охране здоровья принят по причине того, что произошли достаточно заметные изменения условий функционирования экономики государства и системы исполнительной власти, кроме того произошли перемены в ключевых организационных моментах, связанных с оказанием медпомощи. На протяжении нескольких лет и сейчас идет совершенствование отрасли здравоохранения и смежных отраслей, еще необходимо отметить, что свою роль сыграло и разделение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления. Данный закон определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; определяет полномочия и прямые обязанности людей в сфере охраны здоровья и обязанности по осуществлению прав, которые определены законодательством, и кроме того полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти РФ в сфере здравоохранения населения страны.
Система органов исполнительной власти и основы их компетенции в области здравоохранения определяются Конституцией РФ, основами, а также иными НПА. Президент и Правительство Российской Федерации несут ответственность за общее управление здравоохранением. Само управление непосредственно реализуется системой органов здравоохранения, например, Министерство здравоохранения России, Федеральное медико-биологическое агентство, Росздравнадзор и другие. Определенные органы исполнительной ветви власти тоже обладают в собственном ведении учреждения здравоохранения, например, к таким органам относятся МВД России, ФСБ России и др. Что касается субъектов Российской Федерации, то в них образованы министерства, департаменты, управления, отделы здравоохранения.
За последнее время в здравоохранении произошло много изменений, в 2020 году вступили в силу новые нормативные акты, и, по моему мнению, основной акцент идет на первичную медико-санитарную помощь.
Нововведения 2020 года в основном коснулись такого направления, как онкология, эта сфера, как известно, является самой быстроразвивающейся. В 2020 году пациенты начнут получать более эффективную помощь, а значит, что вероятность скорейшего выздоровления увеличится. Изменилось время ожидания специализированной медицинской помощи: теперь пациенты будут ждать начала планового лечения в стационаре 14 дней, а если они болеют раком - то вдвое меньше - 7 дней. Согласно Постановлению Правительства № 1940 от 30.12.2019 года, медицинские работники, которые обнаружили у больных онкологические заболевания, будут получать премиальные-по 1000 рублей за каждый выявленный случай. Половину из них получит врач, проводивший обследование, а другую половину — все остальные участники процесса, которые назначали анализы и проводили исследования.
Следующее, о чем хотелось бы сказать, это то, что ответственным нововведением стал налоговый вычет на различные препараты, которые были куплены с наличием рецепта от лечащего врача. Ранее такой возможности не было, такой вычет мог проводиться только в случае того, если препараты находились в перечне из постановления правительства №201. Федеральный закон от 17.06.19 №147-ФЗ внес изменения в статью 219 Налогового кодекса, хотелось бы отметить, что на 2020 год в бюджете страны предусмотрено 177 млрд рублей на лекарственное обеспечение.
С 2020 году действуют поправки в статью 20 Закона №323-ФЗ. Эта поправка касается согласия пациента на медицинскую помощь. Теперь медики имеют право оказывать помощь без согласия на то пациента (9 пункт), в случае, если действия применяются по срочным указаниям, в отношении небезопасных лиц с психологическими отклонениями или уже совершивших правонарушение. Однако стоит отметить, что данная поправка не касается врачей скорой помощи, они работают со старыми условиями [6].
Коронавирус также показал, что у нас слабая обеспеченность собственными лекарствами. Речь идет о том, что в России для изготовления препаратов используют компоненты, которые доставляют из других стран, например, Индии и Китая. Таким образом, импорт в этой сфере деятельности составляет примерно 80%. Это является большой проблемой для нашей страны, так как курс рубля падает, а, следовательно, многие импортные лекарства станут труднодоступными.
В основном, самой большой проблемой стало то, что по распоряжению Минздрава было проведено сокращение среднего и младшего медицинского персонала, медсестер, а производительность врача зависит именно от этих людей.
Во время самого начала распространения коронавирусной инфекции, качество отечественного здравоохранения было недостаточно высоким, все это объясняется недоработанными реформами, которые проводились в последние годы. Вследствие этого были сделаны предложения по реформированию здравоохранения России на 2020-2022 гг.:
1) Исправление положения медицинских работников
2) Создание единой вертикали управления
3) Повышение госзатрат на здравоохранение
4) Увеличение доступности и качества медицинской помощи
5) Повышение уровня качества медицинского образования и развитие медицинской науки
6) Обеспечение постоянной готовности к эпидемиям и кризисным ситуациям.
В конечном итоге были приняты некоторые изменения и рекомендации, которые были направлены на улучшение положения страны в случившейся ситуации. Однако, необходимо понимать, что все эти нововведения будут эффективны только в том случае, если будут грамотно разработаны и преподнесены гражданам.
За последние пятнадцать лет финансирование медицины значительно выросло, об этом могут говорить цифры. В 2019 году затраты на здравоохранение составили 3,7% ВВП, в 2020 этот показатель увеличился на 0,4%, то есть составил 4,1% ВВП. Необходимо отметить то, что дополнительное финансирование в основном связано с пандемией, поэтому государственные расходы на медицину выросли [8].
По данным экспертов на 2019 год общие расходы на здравоохранение составили около 7500 млрд. рублей в 2020 году показатель составил 8 355,5 млрд. рублей [4]. То есть произошел очевидный прирост в размере около 841,9 млрд рублей.
Стоит заметить, что большинство средств в стране ушло именно на медицину, расходы идут на восстановление эффективности системы, поддержание ее оптимального функционирования и описанные выше меры, связанные с борьбой против COVID-19.
Подводя итог, можно сказать, что сфера здравоохранения не находится без внимания государства, особенно в такое тяжелое для всех нас время. Постоянно принимаются новые поправки и рекомендации, для того, чтобы сделать эту сферу более развитой и эффективной. То есть можно сказать, что государственное регулирование и управление в этой сфере направлено на стабильное функционирование всей системы в целом, а также результативность ее деятельности [9].
К настоящему моменту уже допущено много ошибок, которые теперь необходимо устранять, ведь данная сфера играет большую роль в стране в целом. Не сложно провести цепочку, в которой эффективная система здравоохранения начинает разрушаться, очевидно, что следом за ней пойдут и остальные сферы жизни общества, так как все имеет взаимосвязь. Именно поэтому остается важным продумывать каждый шаг и аккуратно простраивать систему государственного управления в этой области.
Итак, для успешного управления сферой здравоохранения соответствующими органами разрабатываются различные федеральные законы и поправки для уже существующих нормативно-правовых актов. За последнее время произошло достаточно большое количество изменений, особенно это стало заметно после того, как началось стремительное заражение большого количества населения COVID-19.
Разумеется, государство не осталось в стороне и начало принимать соответствующие меры. Для государства здравоохранение является одной из важнейших функций, а управление этой системой в Российской Федерации реализуется на нескольких уровнях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 01.07.2017) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ.- 28.11.2011.- № 48.- ст. 6724.
Бочарова А.К. Развитие института оценки эффективности государственного управления // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 9. C. 69-75.
Власов, В. В. Стандарты медицинской помощи: состояние проблемы в России и возможности улучшения качества первичной медицинской помощи // Здравоохранение. – 2019. – № 4. – С. 70–76.
Дуганов, М. Д. Одноканальное финансирование здравоохранения: сущность, проблемы, перспективы / М. Д. Дуганов, К. Н. Калашников, А. А. Шабунова // Здравоохранение. – 2021. – № 7. – С. 32–40.
Иванов, А. В. Обеспечение прав пациентов на качественную медицинскую помощь в системе ОМС / А. В. Иванов, В. Е. Буланов, В. Г. Бутова // Здраво- охранение. – 2019. – № 2. – С. 72–79.
Коротков, Ю. А. Организация управления здравоохранением в муниципальных образованиях / Ю. А. Коротков, В. П. Чуднов. – М. : Панорама, 2021. – 80 с.
Мурашко М.А., Куприянов М.Ю. Законодательное обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и контроль за их соблюдением // Вестник Росздравнадзора. 2019. № 6.-С.21-26.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ в области здравоохранения //Экономика здравоохранения.-2021.-№5-6.
Сергеев Ю.Д. Медицинское право: Учебник: В 3 т. М.: Гэотар-Медиа, 2021. 777 с.
Тынгишева А. М. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения // Молодой ученый. - 2019. - № 49. - С. 133-136