Публикации Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы по повышению мотивации учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы по повышению мотивации учащихся
Автор: Ольга Николаевна Февралева

Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы по повышению мотивации учащихся  Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.К учебным мотивам относятся такие, как
  • собственное развитие в процессе учения;
  • действие вместе с другими и для других;
  • познание нового, неизвестного.
  • понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
  • процесс учения как возможность общения,
  • похвала от значимых лиц
  • учеба как вынужденное поведение;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания,
  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
  • Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.Очень часто  дети опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.Мотивы могут быть разными: познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями.  Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо  учитывать иерархичность её         строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
  • С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
  • Рассмотрим подробнее формы работы на уроке.По мнению А. К. Марковой  «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». Я считаю, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися.  В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.Например, «Линия времени».Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
  • «Оратор»
  • За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
  • «Фантазёр»
  • На доске записана тема урока.- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.…………………- Вот видите, как важно…
  • «Кумир»
  • На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
  • «Профи»
  • Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.
  • Образовательная стратегия.
  • - Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.- Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно  научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
  •      - Что вы уже знаете об этой теме?     - Подберите слова об этом или на эту тему….     - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!     (Не правда ли, звучит как открытие!)Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.Примерные  темы проектов: "Берёза - символ России" - основой этого коллективного проекта является изучение темы "Родная природа в произведениях русской литературы"; возможна разработка индивидуальных проектов, например по русскому языку - "Имя прилагательное" и т.п.Таким образом,  развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения,  использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и  т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.5. Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках русского языка и литературыЧем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.Необходимо подойти к составлению контрольных заданий творчески, чтобы учащиеся на практике убедились в том, что интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять их.  Безусловно, необходимо писать и изложения, и сочинения, и диктанты… Но вот психологический комфорт учащимся позволит испытать, например, зачёт в форме спектакля или контрольная работа, которая представляет собой ассоциативный кроссворд. Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре, например, «Путешествие в музей морфологии» восхищает своими познаниями не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Кто же испытывает страх перед работой, которая приносит удовольствие, побуждает мыслить и творить!
  • Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к  словарным диктантам и тестам.
  • Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках из наборов «Бумага для записей. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс:  на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в  «Кассу успехов».
  • Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.  
  • Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др.Каждый преподающий литературу знает, что, вряд ли можно серьезно говорить о произведении с учеником, если оно не прочитано. Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки.Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы: письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-"путешествия",  "урок-игра, "урок-викторина", "урок-конкурс на лучшего читателя".
  • «Ассоциативный кроссворд»
  • Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов вряд ли можно назвать новаторским приёмом: учителя-словесники уже давно используют их в свое практике. Однако предлагаемый вариант оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это очерк  жизни и творчества писателя, вводные уроки). Учитель  вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.
  • В качестве приемлемых и продуктивных форм контроля можно использовать литературные и сюжетно-ролевые игры, а также  зачётные спектакли, в которых  каждому ученику отводится особая роль, пусть это даже роль художника-декоратора или музыкального оформителя. Для того чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением (не по экранизации или сборнику «Все произведения школьной программы в кратком изложении») внимание к художественной детали, авторским ремаркам.  Поскольку эти формы достаточно широко представлены в методической литературе, мы не останавливаемся на них подробно. Однако отметим, что они интересны не только на уровне идеи, а именно на уровне её воплощения.
  • Оценка – не отметка
  • Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
  • Безусловноосвобождение от домашнего задания, зачёта 
  • и других форм контроля -  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
  • «Защитный лист»
  • Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
  • Кредит доверия
  • В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
  • При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным заданиябыть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается. 
  • 6. Активизация познавательной творческой деятельности через внеклассную работу по предметам Претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой возможно лишь  в том случае, когда классная и внеклассная работа дополняют одна другую.  На мой взгляд, внеклассная работа - мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках. 
  • устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы – эти формы выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;
  • вечера, утренники  – формы с ярко выраженной функцией воздействия. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении, особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
  • диспуты и конференции  – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию в желательном направлении. Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;
  • конкурсы, викторины, турниры  – формы с функцией состязательности. Активное участие принимают все без исключения учащиеся;
  • праздники   – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные сочетания вышеуказанных форм, выступающих в этой форме в подчиненном, а не в самостоятельном исполнении. (Например - Путешествие в страну Русского языка; День русского языка; Неделя русского языка.)
  • выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.
  •  Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения, внеклассная работа чутко реагирует на изменение содержания и методов обучения и приводит свой «арсенал» в соответствие с современными требованиями, поэтому на своих уроках я применяю игровые формы состязательного характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд».  Их технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима и может быть перенесена в учебный класс. Учитель-предметник может наполнить любую из них своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, интеллектуального творческого развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.Заключение В целом можно сделать следующие основные выводы:1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.