Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка»
Автор: Кожевникова Наталья Владимировна

Содержание программы.Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования»1.1 Пояснительная запискаНаправленность программы.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка» (далее – программа) является социально-гуманитарной. За счет интеллектуального и творческого развития детей и освоения новых социальных ролей, зависит успешность их адаптации, вхождения в режим школьной жизни. Программа «Почемучка» направлена на комплексное развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала детей дошкольного возраста. Актуальность программы.Приоритетным направлением развития системы образования Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в первый класс общеобразовательной организации. Программа предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения.Педагогическая целесообразность программы.Одной из наиболее актуальных проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Для наиболее эффективного решения вышеуказанных проблем при переходе детей из детского сада в первый класс и создана данная программа.Программа способствует преодолению факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развивать внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей, которые позволят успешно обучаться в дальнейшем в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.Отличительные особенности программы.Отличительные особенности программы от уже существующих программ в данной области заключаются в том, что она разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общем образовании:направлена на формирование и развитие знаний, умений и навыков в областях математики, письма и развития речи учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей, учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии; имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.Большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей; уделяется внимание развитию учебных навыков и навыков совместной учебной деятельности родителей и детей. Основополагающими методологическими принципами программы являются: учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; системность и плановость; уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления. Необходим контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам, вариативность содержания и форм проведения занятий, наглядность.Адресат программыВ реализации программы участвуют учащиеся в возрасте от 6 до 7 лет. Дети этого возраста способны освоить материал программы в игровой форме, учитывая, что игра является основным видом деятельности ребенка–дошкольника. У детей 6-7 лет продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развивается умение обобщать, образное мышление. У дошкольников развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки. От учащихся не требуется специальных знаний и умений. Учебная группа комплектуется в составе 11-20 учащихся.Уровень программы, объем и сроки реализации Данный курс является стартовым и рассчитан на 1 год обучения для детей дошкольного возраста. Данная программа не является константой. В процессе работы с конкретной группой учащихся, содержание и формы занятий могут по необходимости корректироваться педагогом.Содержание программы обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, соответствует образовательным интересам дошкольников, соответствует нормам возрастной психологии, учитывая уровень развития детей 6 -7 лет.Программа не противопоставляется базисным дошкольным предметам в детском дошкольном учреждении, а дополняет и углубляет их практическими навыками по разным направлениям познавательной деятельности дошкольников.Формы обучения.Форма обучения - очная. Режим занятий.Занятия проводятся два раза в неделю по два часа, (продолжительность занятия для учащихся 30 минут) - всего 160 часов в год. Особенности организации образовательного процессаФормой осуществления образовательного процесса является учебная группа с постоянным составом, составленная по возрастному принципу, возможно также обучение по подгруппам или индивидуальная работа с учащимися.Основной формой организации занятий являются фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей учащихся. Виды занятий по программевводное занятие, комбинированные формы занятий (один час уделяется математике, второй - обучению грамоте), выполнение самостоятельной работы, домашние задания, открытые занятия, совместные мероприятия родителей и учащихся, итоговое занятие.Занятия в основном носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии учащимся предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому в ходе занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков учащихся в области грамоты и математики.1.2. Цель программыЦель программы - развитие интеллектуальных способностей учащихся, адаптация их к новым социальным формам общения посредством включения в деятельность, активизирующую мышление и формирующую положительное эмоциональное отношение к обучению.Задачи программы.Личностные:Способствовать формированию у учащихся:мотивации учения и процессу обучения в целом;умения выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;умения при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.Предметные:Способствовать формированию у учащихся:представлений и понятий о числах, цифрах, геометрических фигурах;счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания, развитие понимания последовательности счета, умения называть итог счета и соотносить его с количеством предметов;умения классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию, устанавливать пространственно-временные отношения; всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, умения составлять слоговые схемы;графомоторных навыков и умений;интереса и потребности в чтении художественной литературы.Метапредметные:Способствовать формированию умений:определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; ориентироваться в учебном пособии, находить ответы на вопросы в иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и заменять слово, схемой).сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но возникающих на практике ситуациях конфликтов.1.3. Содержание программы1.3.1 Учебный план1.3.2. Содержание программы.Раздел 1. Введение. Тема 1.1. Знакомство с предметом, инструктаж учащихся по безопасному поведению.Теория: Ознакомление с историей возникновения счёта и появления первых букв, инструктаж учащихся по безопасному поведению.Формы занятий: вводное занятие. Формы контроля: коллективная рефлексия.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Раздел 2. Математика.Тема 2.1. Состав чисел второго десятка.Теория: Знакомство с цифрами, как они записываются. Практика: Выполнение заданий в прописях, дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное. Формы контроля: Дидактические игры и упражнения.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 2.2. Натуральный ряд чисел. Числовая линейка.Теория: Дать понятие «числовая линейка». Прямой и обратный счёт. С помощью числовой линейки решение всех вариантов получения чисел с 10 до 20. Практика: Работа в прописях. С помощью числовой линейки решение всех вариантов получения чисел с 10 до 20. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос. Дидактические игры и упражнения.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 2.3. Четное – нечетное число.Теория: Знакомство с чётными и нечётными числами. Пара – это всегда два предмета. Пара – четное число. Практика: Работа в прописях. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Дидактические игры и упражнения.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 2.4. Сложение и вычитание в пределах 20 с помощью числовой линейки.Теория: Сложение и вычитание в пределах 20 с помощью числовой линейки. Практика: Работа в прописях. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 с помощью числовой линейки. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос. Дидактические игры и упражнения.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 2.5. Величина. Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий.Теория: Сравнивать предметы по величине (большой - маленький), употреблять эти слова в речи. Выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький). Сравнивать предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи, соотносить предметы по величине. Сравнивать предметы по величине (толстый - тонкий), употреблять эти слова в речи, соотносить предметы по величине. Сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький).Практика: Работа в прописях. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос. Дидактические игры и упражнения.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 2.6. Геометрия для детей. Геометрические фигуры.Теория: Закрепление знаний о плоскостных и объемных геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм); их признаками. Различать объемные фигуры: куб, шар, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед; находить предметы, имеющие форму объемных фигур в окружающем мире (зонтик, труба, крыша дома и т.д.). Составлять геометрические фигуры из 6 – 8 частей, а из геометрических фигур – предметы окружающего мира. Знакомство с понятиями: точка, линия, луч, угол, отрезок. Знакомство с понятиями: прямые горизонтальные, вертикальные. Знакомство с понятиями: кривые и ломаные, разомкнутые и замкнутые линии.Практика: Работа в прописях. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос. Дидактические игры и упражнения.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 2.7. Ориентировка во времени и пространстве.Теория: Закрепление знаний пространственных отношений: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад. Закрепление знаний пространственных отношений: ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко. Формирование понятий о пространственных отношениях: в, на, над, за, перед, между, посередине. Знакомство с клеткой, строчкой, столбиком клеток, страницей, листом; названия клеток: левая, правая, нижняя, верхняя. Рисование узоров на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира, написание графических диктантов. Закрепление знаний частей суток. Знакомство с мерами времени: секунда, минута, час. Работа с макетом часов. Закрепление знаний дней недели. Цикличность дней недели. Понятия долго, дольше, скоро, скорее, потом, давно, быстро, медленно. Закрепление знаний о временах года. Определение весенних, летних, осенних, зимних месяцев. Определять какой день был вчера, позавчера; какой день сегодня; какой день будет завтра и послезавтра.Практика: Работа в прописях. Рисование узоров на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира, написание графических диктантов. Работа с макетом часов. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Самостоятельная работа.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 2.8. Решение задач.Теория: Решение арифметических задач, используя имеющиеся знания, отгадывание математических загадок, запись их решения, придумывание задач по картинкам и их решение. Решение логических задач. Развитие интеллектуальных качеств: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат. Практика: Работа в прописях. Решение арифметических и логических задач. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос, самостоятельная работа.Формы контроля: Устный опрос, дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Раздел 3. Обучение грамоте.Тема 3.1. Звуки и буквы. Теория: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник), повторение. Место звука в слове (начало, середина, конец). Практика: Работа в прописях. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос, самостоятельная работа.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 3.2. Слова и слоги.Теория: Закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упражнение «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт». Практика: Работа в прописях. Чтение пословиц. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Дид/ игры и упражнения, самостоятельная работа.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 3.3. Предложение, графические навыки.Теория: Знакомство. Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. Практика: Работа в прописях. Составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос, дид/ игры и упражнения, самостоятельная работа.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Тема 3.4. Тематические занятия: В мире книг, игрушки, овощи.Теория: Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, игровые упражнения, работа в прописях.Практика: Работа в прописях. Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц. Дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Формы занятий: комбинированное.Формы контроля: Устный опрос, дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа.Методическое обеспечение: демонстрационные наглядные пособия, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия, раздаточные листы, тетрадь в клетку.Раздел 4. Коллективная и досуговая деятельность. Тема 4.1. Праздники, мероприятия.Практика: проведение праздников: Новый год, 8 марта, окончание учебного года, открытые занятия.Формы занятий: практическое, коллективное.Формы контроля: коллективная рефлексия.Методическое обеспечение: практический метод обучения (подготовка к празднику, проведение); дидактический материал (материал для проведения конкурсов, игр). Раздел 5. Итоговое занятие. Тема 5.1. Итоговое занятие.Практика: Проведение открытого занятия и итоговой диагностики учащихся.Формы занятий: практическое.Формы контроля: коллективная рефлексия.Методическое обеспечение: простые карандаши, цветные карандаши, раздаточные листы.Планируемые результаты.1 год обучения – стартовый уровень. Личностные результаты:Учащийся сможет:проявлять интерес к процессу обучения в целом; выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.Предметные результаты:Учащийся будет знать и уметь:называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, различать количественный и порядковый счет, считать, выполнять действия сложения и вычитания; классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов; использовать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи) - в различных формах и видах деятельности;составлять слоговые схемы;правильно держать ручку и карандаш, аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;Метапредметные результаты:Учащийся сможет:определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;ориентироваться в учебном пособии, находить ответы на вопросы в иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и заменять слово, схемой);ориентироваться в окружающем мире, явлениях действительности с опорой на свой жизненный опыт;сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но возникающих на практике ситуациях конфликтов.Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий2.1 Календарный учебный график2.2. Условия реализации программы.Материально-техническое обеспечение: учебная комната, столы и стулья по количеству учащихся, доска магнитная, доски школьные разлинованные в клетку и линейку, шкафы с пособиями и демонстрационным материалом, ноутбук, проектор, многофункциональное устройство, прописи по математике, обучению грамоте, дополнительные развивающие материалы.Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: простые карандаши – 20 шт.;цветные карандаши – 20 наборов;линейки – 20 шт.;тетрадь в клетку – 40 шт.;тетрадь в линейку – 40 шт.;счетный материал – 20 упаковок;дидактические игры – 1 набор;набор карточек с цифрами от 0 до 20 – 1 набор; игрушки;кубики – 2 набора;учебно-наглядные пособия по темам программы; схемы для составления звукового анализа слова, предложения, предметные картинки.Информационное обеспечение (аудио-записи музыки, видео-музыкальные физкультминутки, интернет-источники);Кадровое обеспечение – реализацию программы осуществляет один педагог дополнительного образования, воспитатель подготовительной группы, учитель начальных классов.Формы работы с родителями:ознакомление родителей с учебно-образовательной программой; консультационная работа – индивидуальная, групповая; беседы с родителями об успехах их детей; проведение родительских собраний; проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей; анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его способностей.2.3. Формы аттестации.Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:первичный контроль (сентябрь) определение знаний путём беседы с учащимися;текущий контроль (в течение всего учебного года) проверка рабочих тетрадей, домашних заданий, тестов;промежуточный контроль (январь) открытое занятие;итоговый контроль (май) итоговое занятие, и тестирование.Оценочные материалы. Комплексный тестовый метод диагностики по обучению грамоте детей 6 – 7 лет (автор методики Ф.Г.Даскалова)Тест 1. Свободные словесные ассоциации по определённому слову.Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово, какое ты хочешь».
  • Стул.
  • Мяч.
  • Иван.
  • Зайчик.
  • Пою.
  • Красный.
  • Оценка: по крайней мере, 3 верных ответа, (то есть адекватные слову-раздражителю ассоциации).Тест 2. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имён существительных.
  • Ребёнок толкает …
  • Девочка качает …
  • Зайчик хрупает …
  • Мама стирает …
  • Девочка поливает …
  • Оценка: 5 верных ответов.Тест 3. Подбор и активное употребление глаголов.
  • Что делает зайчик?
  • Что делает ребёнок?
  • Что делает петух?
  • Что делает мама?
  • Что делает папа?
  • Оценка: 5 верных ответов.Тест 4. Подбор и активное употреблении имён прилагательных.
  • Какое яблоко?
  • Какая собака?
  • Какой слон?
  • Какие цветы?
  • Какая зима?
  • Оценка: 5 верных ответов.Тест 5. Практическое приложение грамматических (морфологических правил) изменения слов.
  • Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
  • Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
  • Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
  • Оценка: 2 верных ответа.Тест 6.  Составление предложения по одному определённому слову.
  • Мальчик.
  • Кукла.
  • Мишка.
  • Оценка: 2 верных ответа.Тест 7. Составление предложения по трём определённым словам.
  • Кукла, девочка, платье.
  • Тётя, плита, пища.
  • Дядя, грузовик, дрова.
  • Оценка: 2 верных ответа.Тест 8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчинённом предложении – раскрытие логического вербального мышления.
  • Он вышел, когда …
  • Он не пошёл на прогулку, потому что …
  • Он не вышел во двор, куда …
  • Он не взял игрушку, которая …
  • Оценка: 3 верных ответа.Тест 9. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?»
  • Он ушла на реку.
  • Там увидел маленький рыбку.
  • Потом бросил один камни.
  • Из реки выпрыгнула зелёный лягушка.
  • Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).Тест 10.  Словесное объяснение определённого действия в его последовательности.Задача 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик».Задача 2. «Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.Тест 11. Практическое осознание основных языковых элементов.
  • Скажи одно слово!
  • Скажи одно предложение!
  • Скажи один звук!
  • Оценка: 3 верных ответа.Тест 12. Произвольное и сознательное построение устного высказывания. Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещённые слова»? Я буду спрашивать тебя о чём-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещённые слова».
  • Что любит зайчик? (Запрещённые слова: морковь, зайчик.)
  • Что делает собака?  (Запрещённые слова: собака, лает).
  • Какая лиса? (Запрещённые слова: лиса, хитрая.)
  • Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, то есть 2 связанных между собой слова).КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИПО МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТВысокий уровень - 20-24 балла;  Средний уровень- 13-19 баллов;  Низкий уровень- 8-12 баллов.        2.4. Методические материалы.Успешная реализация программы зависит от использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях. Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить предшкольную подготовку дошкольников и вывести их развитие на уровень, достаточный для успешного усвоения математики и грамоты в школе. При организации проведений занятий необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с чем в программе предложено большое количество игровых упражнений. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, проводятся физкультминутки. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок на занятиях продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом! Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной или знаковой форме. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.Общая структура и методика проведения занятий:Направление «Обучение грамоте». Структура занятий подразделяется на обязательные этапы: Артикуляционная / речевая гимнастика Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение Новый материал: звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков; буква, её образ и графическое написание; составление и чтение слогов с данной буквой, чтение; составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения; дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка. фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова. подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка. Направление «Математика». Выделяются три основных типа занятий с учащимися: занятие «открытия» нового знания; тренировочное занятие; итоговое занятие. Структура занятия каждого типа, дидактические задачи этапов занятий являются адаптацией технологии деятельностного метода для дошкольного периода с учетом целей дошкольной подготовки детей. Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что поставленные цели дошкольной подготовки формируются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются мыслительные операции, психические процессы, деятельностные способности. Структура занятий «открытия» нового знания имеет следующий вид: Введение в игровую ситуацию. Актуализация и затруднение в игровой ситуации. «Открытие» детьми нового способа действий. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. Итог занятия. Построение занятий в соответствии с перечисленными этапами обеспечивает поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной школы.2.5 Список литературы:Литература для педагога (основная)
  • Жукова О.С. Лучшая книга по развитию речи для детей 4-7 лет. – М.: Издательство АСТ, 2019;
  • Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2019;
  • Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2019;
  • Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». - М.: ТЦ Сфера, 2016;
  • Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать». - М.: ТЦ Сфера, 2016.
  • Литература для педагога (дополнительная)
  • Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2018
  • Колесникова Е.В. Прописи для дошкольников 6-7 лет. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2017.
  • Литература для родителей.Жукова О.С. Тренируем навыки чтения. – Москва: Издательство АСТ, 2019.Жукова О.С. Цифры и счет. – Москва: Издательство АСТ, 2019.Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2019. Колесникова Е.В. Я уже считаю. Математика для детей 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2019.Макеева О.Н. Прописи для подготовки к школе. – М.: 1000 бестселлеров: РИПОЛ классик, 2019.Макеева О.Н. Соединяем буквы правильно. Пропись для хорошего почерка. – М.: 1000 бестселлеров: РИПОЛ классик, 2019.Литература для детей. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2019. Колесникова Е.В. Ну-ка, буква, отзовись! Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.Колесникова Е.В. Я уже считаю. Математика для детей 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2019.