Публикации Коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР старшего дошкольного возраста "Весна"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР старшего дошкольного возраста "Весна"
Автор: Балицкая Светлана Яковлевна


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 156 КАЛИНКА КОМБИНИРОВАННОГОВИДА
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА города БАРНАУЛА
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей старшей группы с ОНР
Весна
С
Составил: Балицкая С.Я.,
учитель-логопед
Барнаул
2019
Цель занятия: Обобщение знаний детей о весне, о перелётных птицах.
Коррекционно – образовательные задачи:
Обобщать и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов, умения работать над составлением предложений по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом. Совершенствовать фонематическое восприятие, навык чтения.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи. Развитие координации речи с движением, памяти, внимания, логического мышления и творческого воображения.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формирование положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, умение замечать красоту весны, вызвать эстетические чувства, яркие эмоции. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, желание активно работать на занятии.
Оборудование:
Презентация со слайдами весенних пейзажей, с предложением, конверт с письмом, конверты с разрезными картинками птиц, пеналы с фишками, солнышко.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, разучивание загадок о весенних месяцах, чтение и обсуждение пословиц о весне.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети стоят за стульчиками.
Логопед: Наше занятие начнётся с игры Цепочка. Придумайте слово на последний звук.
Дети по очереди придумывают слова и садятся на стульчики.
(стол – лук – карась – сироп – папа – апельсин – ночь и т. д.)
2.Основная часть занятия.
Логопед: Ребята, к нам в детский сад приходил почтальон. Он принёс письмо. Как вы думаете от кого оно? Что же в нём написано, сейчас прочитаем. ( Логопед читает письмо).
Здравствуете, ребята! Пишет вам Белый медведь с Северного полюса. У нас здесь, на полюсе, так холодно, а я слышал, что у вас наступило чудесное время года. Но я забыл, как оно называется. Знаю только, что оно тёплое. Помогите вспомнить его название и напишите мне о нём. Заранее вас благодарю. До свидания. Белый медведь.
Логопед: Ребята, а какое время года у нас наступило?
Дети: Весна.
Логопед: Правильно, сейчас у нас время года весна. А весна привела с собой весенние месяцы. Послушайте загадки.
Ребёнок загадывает загадку о первом весеннем месяце.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает.
Дети: Март.
(Логопед показывает слайд с изображением картины Саврасова Грачи прилетели и рядом подпись месяц Мар с недостающей буквой т.)
Логопед: Правильно, это месяц Март. Посмотрите, как прекрасна природа в марте. Рядом с картиной прочитайте название месяца. Верно ли оно написано?
Дети: Написано Мар, нужно дописать в конце слова букву т.
Ребёнок загадывает загадку о втором весеннем месяце.
Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся.
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель.
(Логопед показывает слайд с изображением природы в апреле и рядом подпись месяца Апрел с недостающей буквой ь.)
Логопед: Правильно, это месяц Апрель. Посмотрите, как чудесна природа в апреле. Рядом с картиной прочитайте название месяца. Верно ли оно написано?
Дети: Написано Апрел, нужно дописать в конце слова букву ь.
Ребёнок загадывает загадку о третьем весеннем месяце.
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?
Дети: Май
(Логопед показывает слайд с изображением природы в мае и рядом подпись месяца ай с недостающей буквой М.)
Логопед: Правильно, это месяц Май. Посмотрите, как великолепна природа в мае. Рядом с картиной прочитайте название месяца. Верно ли оно написано?
Дети: Написано ай, нужно дописать в начале слова букву М.
Логопед: Ребята, а какие пословицы о весне вы знаете?
Дети: Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Весенний день год кормит.
Весна и червяка оживит.
Тёплый апрель, мокрый май – значит, будет урожай.
Весенний день год кормит.
Весна – сестра солнца.
Потрудись весной – сытым будешь зимой.
Весна водой богата.
Логопед: Весна – очень красивое время года, а по каким приметам мы догадываемся, что пришла весна? Подсказкой вам будут слайды на экране.
Дети глядя на картинки называют приметы весны:
- Весной ярко светит солнце;
- Весной день становится длиннее , а ночь короче;
- Весной тает снег, и бегут ручьи;
- Весной появляются проталины
- Весной небо становится чистым, голубым.
- Весной на реках начинается ледоход.
- Весной капает капель, и намерзают сосульки.
- Весной на земле начинает расти трава
- Весной появляются первые цветы (первоцветы)
(подснежники, одуванчики, мать–и – мачеха, тюльпаны,
ландыши, маргаритки).
- Весной на деревьях набухают почки и появляются
первые листочки.
- Весной просыпаются животные после зимней спячки
(медведи, ежи, барсуки, лягушки, жабы).
- Весной животные меняют свои зимние шубки на
летние (заяц, белка).
- Весной у животных появляются детёныши (зайчата,
бельчата, волчата, лисята).
- Весной просыпаются насекомые (мухи, клещи,
муравьи, жуки).
- Весной прилетают перелётные птицы из тёплых стран
(скворцы, ласточки, грачи, аисты, цапли, лебеди,
соловьи, журавли, кукушки, жаворонки, стрижи,
иволги).
- Весной люди переодеваются в лёгкую весеннюю одежду.
- Весной люди начинают работу на огороде.
Логопед: А сейчас солнышко приглашает нас на физкультминутку.
Физкультминутка.
Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки
Лучик, лучик, лучик. над головой)
И им смело разгоняет (Плавно покачивают руки вверху)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (Ритмично потирают щёчки)
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит (Ритмично постукивают пальцем
Точки, точки, точки. по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Логопед: Ребята, у Белого медведя есть маленький медвежонок, который учится писать. Посмотрите какое предложение он написал. Прочитайте его. (Логопед показывает слайд с неправильно написанным предложением).
вбарнаул прилетели Грачи
Дети называют ошибки в предложении:
- слово в и слово Барнаул пишутся раздельно, так как все слова в предложении пишутся раздельно. В предложении четыре слова. Первое слово В, второе слово Барнаул, третье слово прилетели, четвёртое слово грачи.
- в конце предложения нет точки.
- слово В пишется с большой буквы, так как это начало предложения.
- слово Барнаул пишется с большой буквы, так как это название города.
- слово грачи пишется с маленькой буквы, так как это не кличка и не имя человека, а название птицы.
Логопед: Ребята, вы говорили, что к нам весной из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелётные птицы. Сложите изображение птицы, назовите её и скажите о ней ласково, так как птицы приносят нам большую пользу. Какую пользу приносят перелётные птицы?
Дети: Птицы поедают вредных насекомых, которые уничтожают урожай . (Дети складывают разрезные картинки и называют птиц).
Трясогузка – трясогузочка, скворец – скворушка, лебедь – лебёдушка, кукушка – кукушечка, журавль – журавушка, утка – уточка, соловей – соловушка.
Логопед: Ребята, откройте пеналы и сделайте звуко- слоговой анализ названия своей птицы.
Дети: В слове лебедь два слога так как два гласных звука ( Э,И). Три мягких согласных звука (ль,бь,ть). Звук ль согласный, мягкий, звонкий, и т.д.
Логопед: Наше занятие подходит к концу. Как вы думаете, что наиболее интересного о весне, я должна написать в письме Белому медведю. (Логопед показывает слайд с изображением Северного полюса весной).
Дети называют приметы весны, которых не бывает на Северном полюсе: появляются насекомые, цветы, и т.д.
Логопед: Ребята, вы давали полные, интересные ответы, которые помогут мне написать интересное письмо о весне Белому медведю.
HYPER13PAGE HYPER15
5