Публикации статья :"Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья :"Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Автор: Мусаева Ульяна Мизамудиновна

Развитие речи детей через театрализованную деятельность«Что такое театр? Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность,  формировать активность»К. С. СтаниславскийЗнаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).            Развитие речи детей – одна из основных задач образовательного процесса. Для развития связной и выразительной речи детей дошкольного возраста необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которую надо проводить каждый день.Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку». Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.
  •  Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
  • Поэтому, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.Основные направления речевой работы в театральной деятельности:- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. - Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.- Развитие сценического мастерства и речевой   деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.Значение театрализованной деятельности:
  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • дети получают эмоциональный подъём;
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • позволяет формировать опыт социального поведения;
  • стимулирует активную речь.
  • Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач:
  •  дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
  • определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание);
  • формировать умение приглашать зрителей и показывать им спектакль;
  • Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).Достигнуть положительных результатов возможно организуя образовательный процесс с детьми: прежде всего в совместных видах деятельности (на занятиях, в общении, в игровой, художественной и познавательной практической деятельности).На занятиях, а также в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности:
  •  артикуляционная гимнастика;
  •  упражнения на развитие мелкой моторики;
  •  упражнения для эмоционального развития детей;
  •  упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
  •  логоритмические упражнения;
  •  театральные этюды;
  •  игры – драматизации;
  •  режиссёрские игры.
  • Артикуляционная гимнастика
  • У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками: произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.  Учат сороки скороговорки.Утром, присев на зеленом пригорке,Жук, над лужею жужжа,Ждал до ужина ужа.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Пальчиковая гимнастика «Осень»Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
  • Упражнения для эмоционального развития.
  • Игра «Я радуюсь, когда…» «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Татьяна Антоновна, скажите нам, пожалуйста, когда Вы радуетесь?». Вы ловите мячик и говорите: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь спросите: «Имя собеседника, скажите нам, пожалуйста, когда Вы радуетесь?». Эту игру можно разнообразить, предложив рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях,  как с родителями, так и со сверстниками и с тоже время у воспитанников развивается диалогическая и монологическая речь.
  • Упражнения на развитие интонационной выразительности речи. «Почемучки» (игра для закрепления умения передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи). Я буду показывать  сюжетные картинки, одни будут «почемучками» - будете задавать вопросы, а другие  - отвечать на них. Вопросы надо  формулировать по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.
  • Игры-упражнения на развитие восприятия ритма речи  «Подбор рифмы». Это задание предполагает подбор рифмы к слову. Я буду читать стихотворение  не договаривая последнее слово, вы должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:
  • Воробей, чего ты ждешь?Хлебных крошек не ... (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)Маленький бычок,Рыженький бочок.Ножками ступает.Головой ... (Трясет? Вертит? Мотает?)
  • Логоритмические  упражнения. Все знают, что это за упражнения? Я буду читать, а вы выполнять движения по стокам стихотворения.
  • ЛистьяЛистья осенние тихо кружатся,         Кружатся, расставив руки в стороны.Листья нам под ноги тихо ложатся.        Приседают.И под ногами шуршат, шелестят,                Движения руками влево-вправо.Будто опять закружиться хотят.                Снова кружатся на носочках.
  • Театральные этюды. Этюд. «Дерево». 
  • Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Задание: представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень валено добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «мертвы». Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает ученик. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы. Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвление от пальцев рук через расслабление мышц.
  • Игры-драматизации.
  • Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни».«Идёт кисонька из кухни».Идёт кисонька из кухни,У ней глазоньки опухли.О чем, кисонька, ты плачешь?Повар пеночку слизалИ на кисоньку сказал…Ход игры.Все сидят на стульях. Из-за дверей выходит персонаж, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо сидящих. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы. Читаются стихи:Идёт кисонька из кухни,У ней глазоньки опухли.О чем, кисонька, ты плачешь?Киска: (останавливается и плача отвечает):Повар пеночку слизалИ на кисоньку сказал…Ведущий её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из сидящих  также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными. Вывод:Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать  богатейший материал словесного творчества народа.Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.