Публикации Кружковая деятельность

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружковая деятельность
Автор: Крымская Раиса Нурдановна

Образовательная программа по кружку «Цветные ступеньки»Выполнила: Крымская Р.Н.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫСодержание
  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план
  • Содержание программы
  • Материально-техническое обеспечение программы
  • Литература
  • Приложения
  • 1. Пояснительная записка1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программыДополнительная общеобразовательная программа «Цветные ступеньки» имеет познавательную направленность.Данная программа составлена в соответствии:
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008 г. № 1662-з);
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.4. 3172-14 (от 04.07.2014 г. № 41)
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России (от 11.12.2006 г. № 06-1844));
  • Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.13 г. № 1008)
  • 1.2 Актуальность дополнительной общеобразовательной программыАктуальность программы «Цветные ступеньки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственногостандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155). Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Цветные ступеньки».1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программыЦель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 6 лет.Задачи:
  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
  •   В ходе  реализации программы «Радуга» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.
  • 1.4. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.Системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.1.5. Возраст детей, на которых рассчитана программа Дети в возрасте 3-6 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет.Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае. Форма организации детей на занятиигрупповая. Форма проведения занятиякомбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).1.6. Обоснование выбора содержания программы Парциальная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3-6 лет имеет художественно-эстетическую направленность.Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).Главное на занятиях кружка «Цветные ступеньки» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно… Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.1.7. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
  • В программе «Радуга» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Проектирование образовательной работы по программе.Программа «Радуга» это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе. 2.2. Содержание разделов программыПерспективное планирование первого года обучения  - 2 младшая группаПерспективное  планирование второго года обучения - средняя группа3.3.  Перспективное планирование третьего года обучения - старшая группаIII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Материально – техническое обеспечение программыКабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.Функциональное использование кабинета.
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • Индивидуальное консультирование;
  • Проведение кружков
  • Проведение мастер классов с родителями и детьми;
  • Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.
  • Художественные материалы и инструменты. Методическое обеспечение программы.
  • Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников»; Москва творческий центр 2004г
  • Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»; методическое пособие; Москва 2004г
  • Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва 2008г
  • Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» кадемия развития 2001г
  • Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва творческий центр 2005г
  • Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
  • Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
  • Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
  • Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
  • Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
  • Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
  • Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос 2003г
  • Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г
  • Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа» Москва – Владос 2003г
  • Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г
  • Организация развивающей предметно-пространственной средыНасыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного природного и бытового материала.Принципы организации:
  • Принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип  природосообразности: постановка задач художественно - творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Личностно-ориентированного подхода  к каждому ребёнку;
  • Активности, контролируемости,  индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Учёт возрастных и психологических особенностей детей;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Игровая форма подачи материала;
  • Сотрудничество Организации с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.