Публикации
Статью «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"
Автор: Бушлякова Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"
Автор: Бушлякова Елена Сергеевна
«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир»Бушлякова Елена Сергеевнапедагог дополнительного образования,МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир»ст. Ладожская, Усть – Лабинский район, Краснодарский крайВ числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.«Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в образовательных учреждениях должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь учащихся.Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия - наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.Для организации такого пространства необходимо взаимодействие с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российского образования: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции образовательных учреждений – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств… Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения, учащихся принадлежит начальной школе, именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В.В.Зеньковский)духовно-личностного становления. Мы видим своей задачей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. Воспитательная система создаётся усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями и охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно- эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. В учреждениях дополнительного образования постарались направить мировоззренческие знания на воспитание нравственности, духовности, этносознания, доброжелательного отношения к обществу и людям.Базисом всей педагогической и воспитательной системы, развивающейся в объединениях казачьей направленности, является духовно-нравственное воспитание и художественное образование, опирающиеся на базовые дисциплины, а также на казачью культуру, воспринимаемую через историю, литературу, изобразительное искусство, художественный труд и музыку. Особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности.Основанием для оздоровления образования является восстановление исторической экологии, т.е. утверждение в сознании учащихся исторических корней нашей культуры, направленной на развитие этнического национального самосознания. Идею великой России: ощущение исторического долга, служение государству, народу. Идею семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе.Учреждение работает над формированием духовно богатой личности патриота своей малой родины, над приобщением учащихся к общечеловеческим ценностям через культурное наследие казаков. Работа отличается разнообразием форм, наиболее эффективными из которых являются:- работа кружков прикладного творчества и фольклора, спортивных секций; - организация работы летнего профильного лагеря;- активное воздействие на родителей. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в педагогике кубанских казаков достаточно полно представлены такие вопросы, как воспитание воина, защитника, патриота Отечества; подготовка молодого человека к суровым испытаниям; специфика воспитания мальчиков и девочек; общественный уклад жизни как фактор воспитательного воздействия; особенности ухода за ребенком на разных возрастных этапах.Главный результат, который хотелось бы достичь – сформировать у учащейся молодежи гражданственность, патриотизм, трудолюбие, национальную и религиозную терпимость, чувство личного достоинства и стремление к самореализации через культурное наследие казачества.Цели:Передача наследия казаков, идей духовности, утверждение традиционных духовно - нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение казачьих семей, изучение и овладение опытом предыдущих поколений. Освоение детьми традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по её возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремёсел. Воспитание любви к родному краю, потребности в её защите от негативных воздействий; изучение родного края. Воспитание патриотических и духовно-нравственных ценностей в объединениях. Система воспитания основана на взаимодействии, сотрудничестве педагогов, детей, родителей, и общественности охватывает весь педагогический процесс, интегрируя занятия, внеурочную жизнь детей. Наша русская история, история казачества на Юге России неразрывно связана с православием. Поэтому, педагогический коллектив и коллектив учащихся всячески поддерживает и чтит традиции казачества, которые способствуют созданию коллектива. В современных условиях главной целью работы является не только обучение, но и воспитание ученика, развитие личности ребенка. Набором отдельных воспитательных мероприятий многого не добьешься, поэтому в течение многих лет ведется системная работа, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания «человека». Работа строится с ориентацией на модель выпускника как гражданина – патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию.Мы видим своей задачей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно-здоровая семья и образование.Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадается государство и исчезает народ.Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является нарушение исторической преемственности семейных традиций и связей между поколениями. Современная семья не выполняет своей исконной функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях почти не приносят зримых результатов. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности. Только семья может воспитать семьянина. Почитание родителей воспринимается детьми как необходимое условие благополучного взросления. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.Традиции семьи тесно связаны с традициями общества, образовательных учреждений. Дети вместе с родителями участвуют в подготовке и проведении праздников, традиционных мероприятий: День Матери-казачки, День Защиты детей, Международный женский день, рождественские чтения, совместные проекты и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.Всё тесно переплетаются и дополняют друг друга. Воспитывают в детях нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, духовное богатство традиционной культуры нашего народа.Самоуправление рассматривается как необходимый компонент содержания современного воспитания личности, позволяющий выработать личную ответственность, учит культуре деловых отношений, позволяет выявить собственные возможности и реализовать их, оказывает существенную помощь в выборе профессии и т.п. Структура системы самоуправления должна быть гибкой и вариативной, учитывающей специфику, возможность, традиции и этапы развития каждого конкретного коллектива.Таким образом, мы формируем тенденции и предпосылки современного духовно-нравственного воспитания в общеобразовательном процессе, которые воздействуют на семейный институт.Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Поэтому в своей работе мы стремимся к реализации задачи – зажечь каждое русское сердце потребностью служения России!В заключение хочу сказать, что впереди ещё много работы, много планов, которые надо осуществлять. Главное не останавливаться на достигнутом, идти дальше, пробовать, экспериментировать, внедрять новые технологии в учебно-воспитательный процесс.