Публикации Электронные образовательные ресурсы как средство повышения мотивации к обучению младших школьников.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Электронные образовательные ресурсы как средство повышения мотивации к обучению младших школьников.
Автор: Бережная Елена Анатольевна

Электронные образовательные ресурсы как средство повышения мотивации к обучению младших школьников.Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Черногорска Бережной Елены Анатольевны,высшая квалификационная категория. «Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».В.А. СухомлинскийФормирование мотивации учения в школьном возрасте - одна из актуальных проблем современной школы, так как перед ней поставлена задача формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать успешным, образованным, уважаемым  человеком и др. Но эти причины не очевидны для детей.Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо.К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.Таким образом, постепенно, формируется мотивация.Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.Все перечисленные приёмы активно я активно использую в своей работе. Но также важно помнить, что во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Способом научиться тому, чему не может научить обычный урок, является внеучебная деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.При всем многообразии форм внеучебная деятельность должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Участвовать в предметных олимпиадах и предметных конкурсах моим детям позволяет использование ЭОР. А что представляют из себя электронные образовательные ресурсы? Зачем нужно их применение учителю? Что дает ЭОР ученику? И самый главный вопрос как они повышают эффективность обучения школьников?Во-первых, электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий. Для их воспроизведения используются электронные устройства.К ЭОР можно отнести видеофильмы и звукозаписи, используемые в учебном процессе, которые воспроизводятся с помощью бытового магнитофона или CD-плеера. Также различные эффективные для образования современные ЭОР, воспроизводимые на компьютере.Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:
  • по типу среды распространения и использования:
  • Интернет-ресурсы;
  • оффлайн-ресурсы;
  • ресурсы для «электронных досок».
  • по виду содержимого контента:
  • электронные справочники;
  • викторины;
  • словари;
  • учебники;
  • лабораторные работы.
  • по реализационному принципу:
  • мультимедиа-ресурсы;
  • презентационные ресурсы;
  • системы обучения.
  • по составляющим входящего ресурса:
  • лекционные ресурсы;
  • практические ресурсы;
  • ресурсы-имитаторы (тренажеры);
  • контрольно-измерительные материалы.
  • по форме использования:
  • для работы на занятиях;
  • для самостоятельной работы учащихся.
  • по типу их использования в образовательном процессе:
  • электронные средства обучения;
  • прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.
  • В своей работе я использую платформу Uchi.ru в онлайн – режиме, там школьники могут изучать нужные предметы в интерактивной интересной форме. Дети моего класса активно участвуют в предметных олимпиадах «Заврики» по русскому языку, математике и английскому языку; в метапредметных олимпиадах BRICSMATH.COM  и Дино – олимпиада. С удовольствием проходят интерактивные задания по основным предметам на бесплатных аккаунтах.Также использую онлайн-сервис дистанционного обучения и проверки знаний учащихся — Электронная школа «Знаника». В «Знанике» мои дети участвуют во всероссийских конкурсах и олимпиадах, проводимых создателями сервиса, а также получают дополнительное образование по множеству курсов удаленно через интернет.Использование ЭОР позволяет мне:
  • сэкономить время на уроке;
  • глубже погрузиться в материал;
  • повысить мотивацию обучения;
  • дать возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • привлечь разные виды деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
  • Исходя из этого, могу ответить на вопрос: «Что дает ЭОР ученику?».Ответ:
  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
  • А все это положительно влияет на успеваемость школьников.Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей. «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее» - Максим Горький.Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.