Публикации
Система работы с одарёнными детьми на уроках и внеурочной деятельности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система работы с одарёнными детьми на уроках и внеурочной деятельности.
Автор: Панасюк Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система работы с одарёнными детьми на уроках и внеурочной деятельности.
Автор: Панасюк Наталья Владимировна
Система работы с одарёнными детьми на уроках и внеурочной деятельности.Панасюк Наталья ВладимировнаВ нашей школе обучаются дети, из семей разного социального и интеллектуального уровня. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей, требуют для обеспечения эффективного учебного процесса каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения.Поэтому передо мной встал вопрос, как организовать обучение, чтобы оно осуществлялось на оптимальном уровне трудности и способствовало развитию всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.Важность этой проблемы побудила меня начать работу по изучению теоретических и практических аспектов личностно – ориентированного обучения младших школьников. Своей целью я поставила - развитие творческого потенциала личности ученика, как залог его успешной самореализации, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках и внеурочной деятельности. Семилетние дети, поступающие в школу, составляют три условные группы:- в первую группу входят ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения;- во вторую группу - учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением;- в третью группу - школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.На уроках дифференцированную и индивидуальную работу использую на всех этапах усвоения знаний и умений, так как это существенное положение методики дифференцированного обучения. Этап закрепления – это преимущественно самостоятельность учащегося, которая в свою очередь является важнейшим путём формирования творческой индивидуальности ученика. Эти методы и формы дают возможность способным учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Произнося словосочетания «одаренные дети», мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то «обходит стороной». Итак, «одаренным» принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар, который раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? Для более четкого представления всего педагогического процесса по работе с детьми, имеющими высокий уровень развития, составила технологическую карту работы с одаренными детьми: - работа на уроке; - работа с родителями. - внеурочная деятельность; Основная форма обучения – урок. Урок – это часть жизни ребенка, и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика. Существует множество разных типов и форм уроков. Я в своей работе использую личностно ориентированный подход, он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого», именно он позволяет за 45 минут создать условия и для обучения учащихся, и для развития каждого ученика. Свою работу выстраиваю следующим образом: В первую очередь наблюдаю за детьми на уроках и творческих мероприятиях, анализирую особые успехи и достижения ученика; беседую в неофициальной обстановке или провожу классный час с обсуждением на темы «Мои интересы» или «Чем я люблю заниматься больше всего», индивидуально беседую с родителями. Преемственность между начальным и средним образованием посредством создания портфолио позволит отслеживать развитие детской одаренности при переходе в среднее и старшее звено. Второй этап можно обозначить как диагностический. Существует достаточно много различных диагностик одаренности. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Я использую тест Лосевой А.А., эта методика основана на наблюдении за детьми.Ведущая педагогическая идея опыта - учение без принуждения, т.е. создание реальных условий для развития творческого потенциала каждого ученика, учитывающих разное психофизиологическое развитие, через выполнение посильных заданий, предложенных на оптимальном для каждого ребенка уровне трудности, через включение в дифференцированные задания дозированной помощи или творческой переработки основных заданий. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:- исследовательский;- частично-поисковый;- проблемный;- проективный; Формы работы:- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; -консультирование по возникшей проблеме;-дискуссия; Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны; -различные конкурсы и викторины; -словесные игры и забавы; -проекты по различной тематике; -ролевые игры; -индивидуальные творческие задания. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Используя дифференцированный подход, я работаю над развитием этих качеств.На своих уроках активизирую познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. На уроках предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока развивающие задачи – минутки. На решение таких задач я отвожу наиболее одной минуты. Это задачи на смекалку или внимание. В практику своей работы ввожу поощрения за решение сложных олимпиадных заданий. Работа с такими детьми потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода, консультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел.Изменился и подход к подготовке уроков, внеурочных занятий, мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности, побуждать учеников к умственному самовоспитанию, формировать мотивы самообразования, сознательного отношения к учебе, помогать учащимся осмыслить эффективность своего учебного труда.Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний. Используя инновационные технологии обучения, нестандартный подход к делу, привлекая к работе родителей учеников, предлагаю на определённые темы подготовить совместно с детьми творческие работы. Совместная практическая деятельность ребенка и родителей даст возможность решить эту проблему, так как развитию одаренности детей могут способствовать высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские связи. Поэтому немаловажным является поддержка и поощрение родителей одаренных детей.Рамки урока сковывали мою работу с этими детьми, поэтому я максимально использовала внеклассную работу. Внеурочную работу, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей предметом, развить их творческий потенциал.Традиционно в нашей школе тематические линейки, месячники открытых уроков, подготовка к которым ведется длительное время, охватывая разные виды работ и большое количество учеников, желающих принять участие. Развитию творческих способностей детей способствует внеклассная работа семейные игры, праздники, сотрудничество с городской библиотекой. В своей практике метод проектов начинаю использовать со второго класса, что развивает самостоятельную деятельность школьников. Свои результаты они представляют на традиционном празднике «День науки». Победители участвуют в городском туре «Я - исследователь», а затем и региональном.Я считаю это дополнительным мотивом в развитии способных и талантливых детей. «Вырастить» способного ученика очень непросто. Сколько же приходится поработать и с ними, и с их родителями, прежде чем мы получили действительно сначала «твердую» пятерку, подтверждая ее глубокими творческими работами, повысившимся интересом к сложным вопросам предмета, живым огоньком в глазах. Затем, предлагая развивающие творческие задания, готовя к школьным, затем городским олимпиадам (и все это на основе дружеских отношений, полного взаимопонимания) наконец - то видим свой результат. Теперь для них узнать что-то новое - настоящая радость; удовольствие - работа на моих уроках, общение с теми, кто их понимает. Теперь я радуюсь своими плодами. Таким образом, личностно – ориентированный подход к учащимся в процессе обучения позволяет шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, постоянно поддерживать интерес к знаниям у всех учащихся. Это помогает более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы, а также психологически подготовить учащихся к предметному обучению в среднем звене.