Публикации
Современные уроки русского языка и литературы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные уроки русского языка и литературы
Автор: Агеева Ирина Вениаминовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные уроки русского языка и литературы
Автор: Агеева Ирина Вениаминовна
Эвристический подход как метод мотивации школьников к изучению русского языка и литературыВведение.Актуальность темы обусловлена требованиями ФГОС. В последние годы постоянно говорят о том, что современное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений – т.е. человека нового поколения.Нет такого учителя, который бы не задумался над вопросами: «Как достичь поставленных обществом задач? Как увлечь, заинтересовать обучающихся? Как замотивировать школьника на получение знаний? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого?». Поэтому актуальность методической разработки заключается в том, что именно интерес ребенка является одним из основных стимулов деятельности ребенка, его обучения, развития, мотивации. Эвристический подход к обучению позволяет подготовить к жизни в обществе творчески активную личность, умеющую учиться, самостоятельно совершенствоваться. Это в полной мере соответствует требованиям программы нового поколения.Целью данной методической разработки является оказание помощи учителю в организации обучения, повышение качества преподавания, формирование мотивации школьников к изучению русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности при помощи эвристических образовательных ситуаций (ЭОС). Основная частьГлава 1. Эвристический урок.Представляя технологию эвристического обучения как один из методов рождения знаний нельзя не остановится на личности Андрея Викторовича Хуторского, книги которого составили методическую основу моей разработки. Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии образования, академик Международной педагогической академии и Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского. Андрей Викторович занимается практикой дистанционного обучения с 1989 года, Эвристический стиль мероприятий является «Визитной Карточкой» - центра Эйдос.Основы образования человека по А.В. Хуторскому:- образование – процесс и результат образоВЫвания человека, деятельность ученика по созданию образовательных продуктов;- цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и к миру;- содержание образования – среда для самореализации человека;- результат образования – внутренние и внешние приращения ученика;- целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.Образовательные цели человека по А.В. Хуторскому:- познание (мира и себя);- созидание (мира и себя);- взаимодействие (с миром и собой);- организация (деятельности);- самореализация (миссия).В основе эвристического урока лежит открытая образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. А подобная деятельность организуется во время выполнения эвристических заданий. Цель задания – создание учащимися нового продукта. Главный признак – открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения.Примерный план эвристического урока в общем виде с описанием формируемых УУД:Рассмотрим примеры выполнения учащимися эвристических заданий на разных этапах урока и связанные с ними УУД, а также как связаны предметные УУД и общечеловеческий смыслы и цели ребенка.1. ЦелеполаганиеЗадание: назови причины, почему ты хочешь изучать этот предмет(ы) (задание выполняется в начале учебного года или в начале изучения темы).Елизавета, 5 класс: «Русский язык и литература - самые любимые мои предметы. Мои хорошие успехи приносят радость мне и моей маме. Хочу быть грамотной, писать без ошибок, узнавать новые правила правописания, создавать тексты. Этому учит урок русского языка. Еще хочу научиться размышлять над разными вопросами жизни. А литература учит думать. Хочу создать портфолио своих работ. Мне это пригодится, чтобы стать журналистом».Анализ целей:Отношение предмету – любимый предмет;Отношение к себе:Цели устремления – получать радость от предмета;Цели саморазвития – узнать больше и заняться исследованием;Цели самоопределения – мне это нужно, чтобы стать журналистом;Цели самоутверждения – создать портфолио;Отношение к другим людям – приносить радость маме.УУД:Ценностно-смысловые – самоопределение, эмоциональное поведение, отношение к мируОргдеятельностные – постановка целей, прогнозирование результата, самооценка.Коммуникативные – умение выражать свои мысли, управлять деятельностью в своих интересах и интересах своей семьи.Когнитивные – структурирование знаний, получение знаний и опыта в предметной деятельности.Креативные – наличие собственного мнения и его формулирование, создание собственного продукта.Формирование креативности мышления подразумевает творческий подход к усвоению знаний.Основная цель - формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и не стандартное, что очень важно в современных быстро меняющихся условиях. Для формирования мотивации школьников к изучению русского языка и литературы очень эффективными являются эвристические методы. 2. ПроблематизацияНапример, при формировании логической грамотности учащихся. Для примера приведу урок на развитие логического мышления. Такой урок имеет определенную структуру, которая своими компонентами создает условия для возникновения состояний «чистого» мышления. Урок логического мышления понимается как условие открытия и переживания «чистых» состояний мышления детей. Интрига представляет собой пробуждение эвристического интереса, охватывающего всё сознание школьника, а мышление на основе воспоминания, на основе нового знания, на основе интеллектуального действия – это единый блок, состоящий из трёх микромодулей, в условиях которых возникает и развивается новая мысль.Фрагменты урока ассоциативного мышления: Хочу поделиться моим любимым приемом работы над характеристикой героя. Приемом создания ассоциативного образа, или, как назвали его дети, «игра в ассоциации». Данный прием подходит любой возрастной категории.Ассоциативная интрига. На первом этапе дети получают опережающее задание: например, принести вещь или предмет, который ассоциируется с образом изучаемого литературного персонажа. Подобное задание уже вызывает у детей восторг и интригу: зачем? Ведь вроде бы и домашнего задания-то почти нет! Нужно всего-навсего что-нибудь принести!Ассоциативное перевоплощение. Второй этап представляет собой проверку домашнего задания, с которого и начинается по традиции каждый урок. Однако если она проходит в форме игры, дети с большим интересом настраиваются на работу. Итак, ребята сами выбирают одноклассника, которому предстоит пережить перевоплощение. Так, на одном из наших уроков мы создавали образы Тома Сойера и Гекльберри Финна, где каждый из участников игры по очереди вручают герою тот предмет, который он выбрал, со словами: «Дорогой Том Сойер, я дарю тебе эту шляпу, потому что…» К тому времени, как каждый выскажется и поделится своими ассоциациями, у доски уже стоит реальный персонаж изучаемого литературного произведения. Вот такие у нас получились герои!Раскрытие интриги. На этапе рефлексии дети пришли к выводу, что домашнее задание (интрига) оказалось не таким уж легким, как они думали вначале, что текст требовал внимательного и детального прочтения, а свой выбор нужно было еще и объяснить. А не такую ли цель ставил учитель, чтобы замотивировать ученика на обучение? Осмысленное чтение – это и есть результат.3. Личное решение проблемыУроки в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.Так как мы говорим сегодня об эвристических (открытых) заданиях, то на данном этапе урока преимущественно будут формироваться коммуникативные УУД. Здесь можно использовать огромное количество методов, например, «Реклама книги», «Ассоциации», «Три предложения», «Новый учитель», «Заочная экскурсия», «Письмо моему герою», «Творческая лаборатория». Различные виды ментальных карт также являются оправданным способом и средством формирования мотивации школьников к изучению предметов. Ментальная карта или интеллект-карта – это своего рода инструмент ЭОС, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальные карты – это наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.Например, одним из проблемных аспектов изучения русского языка является морфологический разбор частей речи. Учащиеся должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. Суть морфологического разбора состоит в том, чтобы указать основное грамматическое значение части речи, указать постоянные и непостоянные грамматические признаки части речи, определить синтаксическую роль данной части речи в предложении.Основной символ на ментальной карте - дерево, которое обозначает определенную часть речи:– корень дерева (то, что питает и удерживает) – начальная форма слова (от которой могут образовываться другие формы);- ствол – самая крепкая часть дерева, содержит основное грамматическое значение (в данном случае, существительное – обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?); рядом со стволом даны определения слова «предмет» в более узком значении (животное, профессия человека, явление, событие и пр.);- ветви дерева обозначают постоянные признаки части речи (так как они присутствуют всегда, постоянно) – у существительного постоянными признаками являются: одушевленные/неодушевленные, собственные/нарицательные, род, склонение (количество ветвей соответствует количеству признаков);- листья обозначают непостоянные признаки существительного (осенью они желтеют и опадают) – число и падеж (эти признаки могут изменяться);- облака символизируют синтаксическую роль существительного (они не связаны с самим деревом, но существуют над деревом), форма облаков может соответствовать подчеркиванию различных членов предложения.В качестве ключевых символов можно использовать цветок и лепестки (пчёлы), человека и его следы, - все зависит от фантазии и творческих способностей учителя.Возможности ментальной карты:- использование как шпаргалки, в данном случае как плана морфологического разбора, который не надо учить (использование карты в системе даст возможность запомнить все грамматические признаки частей речи);- использование дома, на уроке, при выполнении задания в диктантах;- возвращение к карте на последующих уроках, в следующем учебном году при повторении тем;- возможность дополнения карты новыми фактами.Еще одним плюсом при работе с таким видом ментальной карты можно назвать возможность работы со слабомотивированными учениками и в классах, учащиеся которых осваивают адаптированную общеобразовательную программу (АОП). Работа с такими учащимися предполагает использование игровых технологий (занимательность, наглядность, образность), индивидуальный и дифференцированный подход. Использование ментальной карты направлено именно на развитие интереса к предмету и эффективность обучения.Свойства ментальных карт: Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.Преимущества ментальных карт перед другими методами: -концентрация информации на важных моментах; -визуально четкие ассоциации; -улучшение запоминания.Данный метод дает возможность учителю:-повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся-развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности-активизировать деятельность;-выявлять причины когнитивных затруднений;-корректировать знания учащихся.4. Демонстрация решенияНа данном этапе происходит демонстрация образовательных продуктов слушателей, обсуждение, сравнение с культурно-историческим аналогом (в соответствии с технологической инструкцией для учителей по подготовке и проведению эвристических образовательных ситуаций). Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с главным героем», презентации репродукций картин, иллюстрации к произведениям художественной литературы (с соответствующими комментариями литературоведа, библиографа, художника и т. д.), рецензия на фильм, снятый по художественному произведению (в старших классах). Использую также задания игрового характера.5. Рефлексия результатаЛюбое дело можно считать завершенным только тогда, когда оно проанализировано. Рефлексия – это сопоставление тех целей, которые были поставлены вначале деятельности, с тем результатом, который получен, а также анализ способов, методов и средств достижения цели и преодоления трудностей.Этот этап урока также проходит в виде выполнения эвристического задания. Вот примеры такого задания:Рефлексия «Дневник моих открытий»: Заполните страничку собственного дневника открытий, который вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время участия в уроке. Благодаря чему вам это удалось?Дайте в каждом случае оценку сделанному вами открытию с позиции его важности:а) для вас;б) для всех любителей и профессионалов в данной науке;в) для всех.Как я достиг своих целей:• 1 цель:• 2 цель: • 3 цель:Или любимый многими синквейн. Правила составления СИНКВЕЙНА.Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.Пятая строка — одно слово-, характеризующее суть предмета или объекта.Учитель: Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например: Книга Добро Интересная, мудрая. Благородное, честное. Учит, развивает, развлекает. Отзывается, помогает, учит.Может открыть иные миры. За добро платят добром.Истина. Всепрощение.6. Подведем итоги.«Творительный» урок – это всегда урок успеха. Успеха учителя и ученика, и, соответственно, родителей, школы и государства в целом. В качестве инструкции по планированию эвристического «творительного» урока предлагаю памятку для учителя:1. Удивительное началоВ начале урока необходимо сделать так, чтобы у ученика возникли интерес и непреодолимое желание узнать-сделать-достичь. Для этого нужен положительный-позитивный-доброжелательный настрой учителя и эффект неожиданного чуда-тайны-загадки.2. Мой урок - Мой успехЦели урока для себя ставит ученик сам исходя из той позиции, что это его урок, а не навязанный кем-то. У учителя тоже свои цели, потому что это его урок, а не чей-то.3. Делай свое делоИдем к цели, выполняя свои задания и создавая свои шедевры (никак не меньше). Открытость заданий - ключ к успеху. Работа на уроке состоит из разных заданий и разных видов деятельности, но главная идея - задания должны быть такими, чтобы эффект чуда, полученный в начале урока, не растворился в тянучке обыденности. То есть в любом задании ученик должен чувствовать, что это нужно, интересно и важно для него лично, для его класса, его друзей, родителей, его учителя и т.д. Когда на уроке не абстрактными понятиями оперируешь, а переводишь эту абстракцию в конкретную жизненно-важную необходимость ученика, то успех будет.4. Если трудно одному...Учитель - всегда рядом. Когда ребенок идет по лестнице вверх, к своему успеху, и ему трудно идти - надо просто подать руку, поддержать. Но ни в коем случае не тащить его за руку на эту верхотуру. И еще нужно делать так, чтобы каждый ученик также спешил протянуть руку тому, кому нужна помощь.5. Мы строили, строили и, наконец, построилиЧто бы ни делали дети на уроке – всегда в итоге они обязательно создают что-то реальное, ощутимое, что можно увидеть-услышать-ощутить-понять-передать-взять с собой.6. Сравнение, самооценка и взаимооценкаТот шедевр, который сотворили, - сравниваем с культурно-историческими аналогами и оцениваем. Без этого нельзя. Сравниваем с мнением авторов учебников, великих ученых, известных людей современности, учителя и других людей. Оценивает сам ребенок, одноклассники, учитель - может быть по-разному, но сам - обязательно. А многим детям обязательно нужно, чтобы его работу оценили еще и другие. Объективность оценок всегда бывает очень высокая. Дети честны априори, и эту честность и объективность по отношению к оцениванию своей работы и работы других надо в них поддерживать. В любом случае, какая бы ни была работа, всегда надо находить в ней плюсы, то, что является достоинством. Это является очень хорошей мотивацией для дальнейших успехов.7. Слагаемые успехаРефлексия деятельности. "Разбор полетов нужен для совершенствования самих полетов".8. Каким я вижу слона?Конец урока должен быть не менее запоминающимся, ярким и позитивным, чем начало. И в нем должна быть в сжатой форме главная мысль, то чудо, которое ребенок сотворил на уроке, чтобы потом он об этом думал, рассказывал родителям, друзьям – всем, и радовался, и ждал следующего урока – с нетерпением.Притча4 слепых подошли к слону и попытались определить, что такое слон?1 – слон похож на дерево2 – веревка (хвост)3 – стена4 – большая корзинаЧеловек, проходящий мимо, сказал: «Никто из вас не прав, но слон соединяет в себе все признаки, которые вы назвали».Какова идея этой притчи?Вывод:Создание целостной картины мира происходит через соединение разрозненных представлений, смысла. Из частей собрать целое. Это синтез.Сегодня мы учимся глубоко осмысливать слово, понятие, термин с разных точек зрения, потому что деятельность современного учителя носит личностный и практико-ориентированный характер.Глава 2. Педагогическая мастерская с применением ЭОС как эффективная форма организации учебно-воспитательного процесса и мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы Среди множества современных образовательных технологий, позволяющих раскрыть и развить творческие способности обучающихся на уроках русского языка и литературы, выделяется технология мастерских, позволяющая обучающимся найти свой путь, обрести себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «Я», развивать творческое самостоятельное мышление.Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Рачинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых — последователей Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:- во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);- во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;- третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы.Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.В мастерской педагог – наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего – ученика – карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Ученик сам добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой – ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками.Педагогическая мастерская с применением ЭОС – одна из интенсивных форм обучения, мотивирующая каждого из его участников на «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.Это технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни.Типы мастерскихВ настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских:Мастерская построения знаний;Мастерская творческого письма (или просто – письма);Мастерская построения отношений;Мастерская самопознания;Проектная мастерская и др.Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.Первый этап.«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором может служить слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. То есть все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. По мнению А. А. Окунева, индуктор – будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор – момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо».Второй этап.Этот этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Его можно разделить на две стадии. В разных источниках эти стадии называются по-разному. Например, «деконструкция и реконструкция». То есть нечто (текст?) разбирается на детали, а потом используется как исходный строительный материал – можно со своими добавками, например с ЭОС.Можно найти и такое разделение: «самоинструкция и социоконструкция».«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.«Социоконструкция» – объединение этих элементов в коллективный продукт.Третий этап.«Социализация» - это предъявление созданного продукта всем участникам (презентация своей работы, афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.д.) На этом этапе каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и – осваивает все возможные открытия.Иногда после этого этапа нужна промежуточная рефлексия. Это важно, если, например, нам необходимо заканчивать урок, а мастерская еще не завершена. Здесь же у участников работы часто появляется потребность в новом ли дополнительном знании – информационный запрос.Четвертый этап.Этот этап не обязателен в каждой мастерской, но необходим, если после этапа социализации участники мастерской исправляют или дополняют созданный продукт. Здесь происходит обращение к новой информации и ее обработка. Что это может быть? Словарные статьи, работы критиков, фрагменты статей, высказывания известных людей. Участник мастерской может продолжить или улучшить написанное. А может создать новый продукт.Пятый этап.«Афиширование» - представление работ участников мастерской (и Мастера). Это могут быть тексты, рисунки, схемы, проекты и т. д. Основное условие этого этапа: все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные сценки, пантомимы разыгрываются. Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны.Шестой этап.«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. И. А. Мухина пишет: «Разрыв» – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения». Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.«Разрыв» – необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник мастерской не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась».Седьмой этап.«Рефлексия» - что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? С каким вопросом вышел? Чего не понял? То есть, это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.Результаты мастерскойРезультаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.Диагностика результативностиДля выявления уровня развития школьников я использовала следующие методы исследования: наблюдение, а также проведение и анализ диагностики развития школьников по методикам Наталии Львовны Белопольской: «Исключение понятий», «Выделение существенных признаков», «Простые аналогии». Данные методики позволили проанализировать уровень развития мышления обучающихся по следующим критериям:- классификация и анализ;- дифференциация существенных признаков;- логические связи.По каждой методике выявлены уровни: высокий, средний, низкий.Для выявления эффективности работы, проводилось исследование по этим методикам дважды в год.Например, выявлено, что по всем критериям уровня развития умений у обучающихся 6-х, наблюдаются положительные сдвиги.Высокий уровень по всем параметрам весной 2021 г. диагностировался:- по классификации и анализу – у 40% (рост на 15%);-по дифференциации существенных признаков – у 25%;-по логическим связям – у 30% (динамика – 10%).Ряды этого уровня пополнились за счёт ребят, которые в начале года имели средний уровень.Особенно радует сокращение количества обучающихся низкого уровня. По параметру классификация и анализ на низком уровне остался только 1 человек, а второй ученик 7 класса перешёл на средний, по умению выделять существенные признаки количество детей низкого уровня сократилось в два раза, а по умению устанавливать логические связи – на 10%.ЗаключениеИзучив психолого-педагогическую литературу и проведя диагностику, я пришла к выводу, что эвристический подход как метод мотивации школьников к изучению русского языка и литературы на уроках и в творческих мастерских дает только положительные результаты, так как дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, при этом развивается критическое мышление, память и внимание, а процесс обучения становится интереснее, занимательнее и плодотворнее.Как показал опыт, использование эвристический подход к обучению позволяет проводить уроки и занятия в педмастерской динамичнее, а проверку уровня знаний и умений эффективнее для самих обучающихся.Использование ЭОС способствует развитию основных компетентностей:1. Интерес к русскому языку и литературе повышает мотивацию к изучению предметов.2. Эвристическая образовательная ситуация запускает ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего.3. ЭОС, являясь рефлексивной технологией, на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений – т.е. человека нового поколения.4. Эвристический подход как метод мотивации школьников к изучению предметов отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».5. Эвристический подход, используемый на уроках и в педагогических мастерских, мотивирует школьников к изучению русского языка и литературы, является одним из продуктивных и оптимальных. Такие занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.6. Нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.Список литературы1. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. - СПб,1998.2. Белова Н.И. "Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы. Фестиваль педагогических идей". Волгоград, "Учитель", 2009.3. Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика: сб.науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с.4. Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М: 2008. – 344 с.5. Инновации в образовании: человекосообразный ракурс: сб. науч.тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 220 c. 6. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ,7. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Сост. И.А.Мухина. – СПб.: СПбГУПМ, 1995.8. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, Т. Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.9. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.: «Корифей», 2000.10. ФГОС. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Москва, «Просвещение», 201111. Хуторской А.В. Методы эвристического обучения // Школьныетехнологии. – 1999. –№1-2. – С. 233-244.12. Хуторской А.В. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования // Педагогика. – 2009 – №3. – С.17-24. 13. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. -М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320с.-с.9914. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения// Школьные технологии. 1998. № 4. С. 55.15. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации // Школьные технологии. – 1999. –№4. – С.292-302.16. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект //Магистр. – 1996. – №6. – С.18-32.17. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7. – С.15-22.18. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).19. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).--Для ссылок: - Шерстова Е. В. Проект методического пособия «Эвристические задания на уроках русского языка». [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №2. - Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 ПриложениеПамятка для учителя применяющего«Технологию эвристического обучения»