Публикации "Разнообразие форм обучения и воспитания".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разнообразие форм обучения и воспитания".
Автор: Колот Галина Викторовна

Педагогическая конференция по теме:«Гибкость и многообразие инновационных форм, направленных на повышение качества образования и воспитания»Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Билибинский районный Центр дополнительного образования» Колот Галина Викторовна «Разнообразие форм обучения и воспитания.»Методическое объединение педагогов дополнительного образованияСамообобщение опыта.Город Билибино.2022г.Активные формы обучения и воспитания, применяемых творческом объединении «Театр моды» «Далеко не все новое прогрессивно.Прогрессивно то, что эффективно!»Будущее не импровизируется, егоможно построить лишь из материалов, унаследованных нами из прошлогоНаши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том, чтомы отливаем новые идеи в старыхформах, которые достаточно частично изменить, чтобы привести ихв гармонию с новым содержанием.» Эмиль Дюркгейм Обучение в творческом объединении «Театр моды» - сложная система, позволяющая влиять на формирование творческой индивидуальности, и оказать целенаправленное воздействие на личность ребенка.Формирование эстетического вкуса завершается способностью ребенка самостоятельно отбирать эстетические ценности, что помогает ему саморазвиваться. Дополнительное образование позволяет решать основные задачи по формированию эстетического вкуса ребенка. Немаловажное место в воспитании отводится выступлениям на сцене. Показ моделей, изготовленных своими руками в инстаграм, в контакте и других социальных сетях один из способов отчета проделанной работы. Это позволяет выявить возможности не только обучающегося, но и всего коллектива в целом свою сплоченность, способность слушать и слышать руководителя, сценичность, эмоциональность и т д. Современные тенденции развития образования определяют инновационные подходы к организации образовательного процесса. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Термин «форма» пришел в педагогику из философии. Понятие формы в философии заключают в себе определение ее как способа выражения содержания. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию. Взаимосвязь содержания и формы многозначительна. К примеру новое содержание образования обуславливает создание новых форм для его освоения.В1920 е годы в стране усиленно велась революционная пропаганда ,и в соответствии с этим в сфере образования возникли такие формы ,как агитбригады, политбои, политинформации, агитлистовки и т.д. в 1980-1990х годах в нашей стране стали возникать неформальные клубы, дискотеки , круглые столы… Так исторически можно объяснить причины развития, рождения и отмирания педагогических форм в соответствии с особенностями времени Любая эффективная формаэто, тщательно изученное функционирование различных видов деятельности педагога и обучающихся, различных способов их взаимодействия. Нововведением в организацию учебного процесса можно назвать квест-технологию. В 1970 годах термин «квест» был позаимствован разработчиками компьютерных игр. В настоящее время в отечественной образовательной практике возрос интерес к разработке и применению в обучении предметных веб-квестов. При создании такого квеста используются различные игровые модели. Основу задания для игры составляют в основном материалы учебных программ. По мере решения поставленных задач учащиеся движутся по сетевому маршруту до финишной веб-страницы, которая является призовой. Для лучшего усвоения программы в качестве основы для игры используются интерактивные тесты. Пример такого отечественного продукта компьютерные дидактические игры: «Маленький модельер», «Дизайн платьев в ретро стиле», «Современная мода», «Преображаем старое платье в новый стильный наряд», «Перекраиваем платье для выпускного», «Дизайн зимнего свитера» и т.д. Включая в образовательный процесс игровые технологии. Облегчается задача профориенирования обучающихся. Играя, ребенок познает профессию глубже, получая определенные знания о ней. Образовательный квест, вид учебно-исследовательской деятельности, который характеризуется следующими признаками:1. Наличие сюжета игры.2. Наличие цели, которую нужно достичь.3. Наличие заданий Содержание образовательного квеста включает в себя следующие компоненты:1. Введение: вступление, предварительный план работы (выступление педагога).2. Постановка задач (цели которые необходимо выполнить).3. Ресурсы: список информационных ресурсов, необходимых для выполнения заданий.4. Процесс выполнения квеста (описание всех работ).5. Оценка: критерий оценивания выполняет педагог.6. Заключение: анализ проделанной работы (коллективное обсуждение, рефлексия).Используя различные дидактические материалы, можно подготовить смешанные дидактические программы, которые включают в себя демонстрационные задания, контрольные задания и тестовые модули. Использование компьютерных анимированных слайдов увеличивает удовольствие от занятия. Обучающиеся имеющие доступ к интернету, могут научиться самостоятельно искать, извлекать, анализировать и передавать информацию. Образовательный квест можно проводить как в обычной игровой форме, так и с применением цифровых образовательных ресурсов Одну из важнейших ролей в образовательном процессе играют экскурсии, выполняя воспитательную функцию. Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» - похожий, неотличимый.Виртуальная экскурсия в формате онлайн отлично вписывается в качестве дополнения к основному занятию. Например: можно провести экскурсию на швейную фабрику, на студию знаменитых модельеров, художников по костюмам, побывать на показе моды. Режиме онлайн экскурсии несут просветительскую функцию, воспитательную и развивающую. К сожалению, онлайн выставки требуют высокоскоростного интернета. Поэтому рекомендовано проводить экскурсии в записи. В последнее время в стране принимаются разнообразные меры по организации процесса образования в условиях пандемии. Переход на дистанционное обучение связан с множеством проблем из-за недостатка технического оснащения. Функциональные возможности системы это:
  • Дистанционное чтение лекций.
  • Двухсторонний аудио контакт педагога и обучающегося.
  • Контроль за выполнением практической работы с одновременным
  • общением по аудиоканалу.Для этого необходимы:
  • компьютер с поворотной видеокамерой, с хорошим разрешением;
  • электронная доска;
  • проектор;
  • звуковые колонки;
  • программное обеспечение;
  • Использование системы дистанционного управления процессом обучения доказало ее жизнеспособность. Система позволяет осуществлять полный контроль за процессом обучения. Эффективность проведения занятий не уступает контактному способу обучения. XXI век – век современных технологий, поэтому использование техники – это современное требование. Отказ от применения технологий замедляет наше развитие в несколько раз.Еще одной формой организации образовательного процесса в творческом объединении является ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ.Эдьютейнмент-форма форма организации обучения, который представляет сочетание обучения и развлечений. Это способ научить чему-то обучающихся любого возраста ,слабо мотивированных на получение знаний: одновременно обучение и удовлетворение любопытства ,ведущее к глубокому увлечению предметом .Эта форма учебного процесса в условных ситуациях направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знания, умения, навыки, эмоционально-оценочной деятельности. Эффективность этой формы обеспечена тем, что снимает нежелательное давление на психику, поскольку серьезные темы обсуждаются в несерьезной форме.Ну и конечно же мастер – класс. Образовательная форма которого заключается в организации краткосрочных курсов для начинающих. По целям он существует:
  • обучающий- овладение изученным материалом;
  • демонстрационный – демонстрация идей, возможностей или
  • достижений в обозначенной сфере.Особенность описанных форм обусловлена тем, что каждая из них организует свою определенную деятельность, направленную на удовлетворение не только потребностей и интересов, но и на развитие определенных профессиональных способностей и личного качества. Каждая из форм решает свою задачу. Давно доказано, что сочетание различных форм взаимодействия обеспечивает высокое качество образовательных результатов.Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы образовательного процесса, тем он эффективнее, но и постоянное применение одних и тех же форм. может привести к снижению эффективности обучения и воспитания.