Публикации Функциональная грамотность как фундамент современного образования в рамках учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность как фундамент современного образования в рамках учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНР
Автор: Малеева Ольга Александровна

О.А. МалееваФункциональная грамотность, как фундамент современного образования в рамках учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНРФункционально-грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»Леонтьев А.А.Современные процессы развития общества выдвигают к сфере образования ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотных людей.Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».Обществу сейчас нужен новый человек – человек активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество.Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.Что же такое функциональная грамотность? Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимыми для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде т.е. способность находить решение в новой неосвоенной ситуации.На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
  • Содержание образования;
  • Формы и методы обучения;
  • Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • Программы внешкольного, дополнительного образования;
  • Модель управления школой;
  • Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
  • К основным направлениям функциональной грамотности относятся:- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;- Математическая грамотность – это способность индивидума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она помогает людям понять роль математики в мире.- Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.- Компьютерная и информационная (цифровая) грамотность – это способность учащихся использовать компьютеры в личных исследовательских, творческих и коммуникационных целях, чтобы успешно участвовать в учебной, производственной и общественной деятельности.Процесс формирования функциональной грамотности должен быть в строен в каждый урок, должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая предметов духовно-нравственной направленности.Задания на функциональную грамотность - это как логичное продолжение цепочки учебных задач.Преподавание предметов духовно-нравственной направленности имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных.Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии:- технология проектной деятельности;- технология использования игровых методов;- технология проблемного обучения;- обучение на основе «учебных ситуаций»;- технология развития «критического мышления» через чтение и письмо;- технология формирования типа правильной читательской деятельности.Изучать – Искать – Думать - Сотрудничать - Приниматься за дело.А также используя эффективные педагогические практики:- приобретение опыта-разрешение проблем, принятие решений, позитивное поведение;- создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности;- учение в общении или учебное сотрудничество;- поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты;- оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты.Изучение в школе предметов духовно-нравственного содержания особенно необходимо сейчас, в наше время, когда происходят процессы глобализации образования. Наряду с положительными сторонами, технологизация, компьютеризация образования порождает у обучающихся фрагментарность восприятия мира, удаляет ученика от учителей и от других учеников. Ослабевает воспитательное воздействие педагогов на учащихся. Ученики стали выступать в большей степени как потребители знаний, «потребители культуры».Поэтому перед такими предметами как ОРКСЭ и ОДНКНР стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащихся с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также максимально развить его духовно-нравственный мир. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе и продолжают развиваться в течение всего периода обучения.Используя международные исследования PISA и нормативные документы отечественного образования, для изучения предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР были разработаны следующие дидактические единицы функциональной грамотности:- Человек и природа- Здоровье как ценность- Традиции и обычаи- Права человека как ценность- СемьяБазовым навыком функциональной грамотности учебных предметах ОРКСЭ и ОДНКНР является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.Чтение является фундаментом всех образовательных результатов,обозначенных в ФГОС.Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.  Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.Притчи стали важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКиСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и большой воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.Притча имеет творческую основу и служат хорошим материалом для развития читательской грамотности на уроках ОРКиСЭ и ОДНКНР.Притча своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Предметы ОРКСЭ и ОДНКНР являются интегрированными и включают в себя такие предметные области, как “Литературное чтение”, и предусматривают овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения и формированием умений работы с текстом, а также умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.  Связь с «Окружающим миром» на уроке ОРКСЭ предусматривает отработку навыка обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием. Создавая поделки к основным религиозным праздникам, опираемся на учебный предмет “Технология”, который предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин.Вся мировая художественная культура неразрывно связана с историей христианства: и архитектура, и литература, и музыка. Возьмите Гоголя, Лескова, Пушкина. В их произведениях мы много черпаем о православной жизни. Сюжеты полотен мировых художественных галерей основаны на библейских сюжетах. Музыка Чайковского, Рахманинова, Баха содержит христианские мотивы. Не раз знания полученные, при преподавании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР используются, на уроках истории и обществознания. Например, в пятом классе в истории Древнего мира есть тема «Древнее Израильское царство». Как тут можно обойти вниманием и не рассказать о десяти заповедях, израильских пророках, определявших жизнь того общества. В предмете «Обществознание» есть большие темы «Духовно-нравственное воспитание» и «Личность и ее роль в жизни общества»… В школе сейчас всячески поощряется проектная деятельность учеников. Представьте - возможны индивидуальные или коллективные проекты, затрагивающие и ОПК, и другие предметы. Например, возьмем тему «Осень». Со стороны ОПК тут, например, может быть рассказ о православных праздниках, приходящихся на осень, о каких-то осенних датах церковной истории. А сколько про осень можно найти материала по географии, истории, биологии… не говоря уже о литературе и ИЗО.В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикаторомобщественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности, приходящей на урок к учителю, необходимы Знания Умения и Навыки.Поливая дерево, спланированной, четко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, способных к саморазвитию людей.Дерево – функционально грамотная личностьВода – педагогические технологииЯблочки – ключевые компетенцииЛейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.Всем известно, что наша профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.