Публикации "Анализ работы учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Анализ работы учителя-логопеда за 2021-2022 учебный год".
Автор: Петелина Елена Викторовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Солнышко» п. г. т. Шерловая Гора»Анализ работы учителя – логопедаза 2021 – 2022 учебный годп. г. т. Шерловая Гора, 2022 г.Анализ работы учителя - логопеда по итогам 2021 – 2022 учебного года.I. Диагностика (контрольный этап).В мае месяце 2021 года по результатам первичного обследования детей подготовительной группы «Полянка» и старшей группы «Сказка» МДОУ «Детского сада «Солнышко» скомплектовала логопедическую группу, в которую вошли 26 детей. С 6- го по 19- е сентября провела комплексное диагностическое - логопедическое обследование новой логопедической группы. Данное обследование включало в себя: обследование строения артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова, лексико – грамматического строя речи, словарного запаса, импрессивной речи, экспрессивной (устной) речи, памяти, мышления, мелкой и общей моторики. В диагностической работе опиралась на методическую литературу: 1. Волкова Г.А. «Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики». Издательство «Детство – Пресс», Санкт – Петербург, 2003 г.;2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Издательство: «Айрис – Пресс» Москва – 2004г.; 3. Сборник методических рекомендаций «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». Издательство «Детство – Пресс», Санкт – Петербург, 2001г.Использовала диагностический инструментарий:
  • ИншаковаО.Б. «Альбом для логопеда» Москва – 2008г.
  • Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи». Издательство «Детство – Пресс», Москва – 2006г.
  • Папка предметных и сюжетных картинок. «От диагностики к развитию».
  • Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников, школьников с ЗПР», Москва – 2006г.
  • Ткаченко Т.А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника». Издательство «Гном и Д», Москва – 2004г.
  • Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Диагностика развития ребенка (5 – 7 лет) практическое руководство по тестированию.
  • Диагностическое обследование проводилось поэтапно:
  • Исследование состояние речи (звукопризношения, фонематического восриятия, словарного запаса, лексико – грамматического строя, просодической организации речи);
  • Диагностика состояния психических процессов (памяти, мышления);
  • Диагностика состояния моторики (артикуляционной, пальчиковой, общей моторики).
  • Для каждого ребенка была заведена индивидуальная речевая карта, где фиксировались все данные обследования. По результатам обследования ставилось логопедическое заключение и разрабатывался индивидуальный план перспективной коррекционной работы над устранением выявленных дефектов и нарушений. Полученные диагностические данные всей логопедической группы были занесены в сводные документы: «Журнал первичного обследования и консультаций», «Речевая карта логогруппы».Результаты данной диагностики были следующими:
  • Звукопроизношение нарушено у всех детей – 26 человека (100%).
  • Фонематический слух: нарушение – 22 человека (84%), норма – 4 человек (16%)
  • Лексико - грамматический строй: нарушение у 24 детей (92%), норма – 2 человека (8%)
  • Просодическая организация речи: нарушение 25 человек (96%), норма – 1 человек (4%).
  • Память: низкий уровень – 4 человека (15%), средний уровень – 22 человек (85%).
  • Мышление: низкий уровень – 2 человека (Ганьшина Пелагея, Сорокина Ангелина)8%, средний уровень – 24 человек (92%).
  • Вся годовая коррекционно – логопедическая работа была направлена на устранение выявленных дефектов речи и отставания в речевом развитии. На первом – Подготовительном этапе работала над развитием: речевого дыхания, просодики, моторики артикуляционного аппарата, пальчиковой и общей моторики. У всех детей логопедической группы нарушена звукопроизносительная сторона речи. Постановка звуков проводилась по составленному мною перспективному плану, созданному на основе методического пособия «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. В процессе работы над постановкой и автоматизацией звуков в комплексе осуществлялась работа: над увеличением и активизацией словарного запаса, над устранением нарушений лексико – грамматического строя речи, просодической организации речи, над развитием звуко – буквенного анализа и синтеза, психических процессов (воображения, памяти, мышления), пальчиковой и общей моторики, развитием связной речи. В начале года большое внимание уделялось формированию умений составлять и распространять предложения, с середины учебного года проводилась работа над развитием связной речи через формирование умений давать полные ответы на вопросы учителя – логопеда, пересказы и составление рассказов по серии картинок с фабульным развитием действия и с опорой на картинно – графические планы. В конце года для выявления результатов коррекционной работы была проведена итоговая диагностика. Результаты диагностики на конец года: всего детей – 23 человека.
  • Звукопризношение: норма – 8 человек (34%), значительные улучшения - 15 человек (66%).
  • Фонематический слух: норма – 16 человек (70%), значительные улучшения – 7 человека (30%).
  • Лексико – грамматический строй: норма – 7 человек (30%), значительные улучшения - 16 человек (70%).
  • Просодическая организация речи: норма – 13 человек (56%), значительное улучшение – 10 человек (44%).
  • Память: низкий уровень – 0 человек (%), средний уровень – 19 человек (82%), высокий – 4 человека (18%).
  • Мышление: низкий – 0 человек (%), средний уровень – 23 человека (100%)
  • Сравнивая данные двух контрольных этапов (в начале и в конце года) можно сделать вывод, что годовая коррекционно – логопедическая работа была продуктивной и привела к хорошим результатам. Это подтверждает итоговая диагностика - мониторинг.II. Методы, приемы, технологии.Коррекционно – логопедическую работу в новом учебном году проводила на основе авто- программы «Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5 – 7 лет» срок реализации 2016 – 2017 учебный год.В своей логопедической работе использовала следующую методическую литературу: В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6 – 7 лет». (I, II, III, периода обучения в подготовительной к школе группе) «Издательство «Гном и Д», 2009; С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать», Москва – 2010г.; И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте», Издате6льство «Мозайка – Синтез», Москва – 2007г., Сборник статей «Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для школьных образовательных учреждений». Составитель Громова О.Е. Издательство «Линка – Пресс», Москва – 2008г. Инновационные идеи, а также материал для составления логоритмических занятий брала из научно - практических журналов: «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание».Коррекционную работу с детьми логопатами направляла на преодоление у них речевых и психологических нарушений путем проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.В основе методики своих занятий положила комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Используя свою программу «Формирование фонематических представлений», на индивидуальных и подгрупповых занятиях проводила работу по развитию фонематического внимания, памяти, слуха, используя игровые приемы: «Узнай звук», «Что звучало», «Кто как кричит», «Будь внимателен», « Кто плавает», « Где хлопнули», « Кто сказал мяу», а также работала над развитием артикуляционной моторики и постановкой звуков, используя упражнения: «Веселая полянка», «Малыш плачет», работа флажками, «Светофор», «Веселый дождик», «Расческа», «Игра в лото», «Сигналы», «Игра поезд», игры: «Волшебный домик», «Живые звуки».В своей логопедической практике использовала инновации: «Веселый звуковой паровозик», «Слова в цепочки, а звуки в домики», «Квакуша», «Ритмическое путешествие» - для развития мимики и интонационной выразительности, логопедические сказки с целью более эффективного формирования звуковой культуры речи.Для снижения утомляемости и повышения эмоциональной заинтересованности ребят в ходе работы над автоматизацией звуков использовала подвижные речевые игры: «Фонетическая зарядка», «Звуковые дорожки» (Автоматизация [ш, ж]), «Звуковая дорожка» (Автоматизация [c], «Логопедическое домино» (Автоматизация [р], «Скажи наоборот», а также таблицы прямых и обратных слогов.В своей работе для формирования психической сферы, развития лексико – грамматических форм языка, общей моторики пользовалась следующими логопедическими технологиями:
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Элементы логоритмики;
  • Кинезиологические упражнения (для стимуляции интеллектуального развития);
  • Песочная психотерапия;
  • Игры на координацию речи с движением;
  • Психоразвивающие упражнения;
  • Театрализация;
  • Технология: «Звуковойлогокуб»;
  • Развивающие игры В.В. Воскобовича.
  • С целью более эффективного формирования звуковой культуры речи, расширения и активизации словаря, для развития лексико-граммматических средств языка и связной речи на протяжении всего года использовала словесные, наглядные и игровые методы и приемы: перевоплощения, подражательности, имитации, импровизации, а также технологии: театрализацию, сказкотерапию, музыкотерапию, песочную терапию. На протяжении всего года использовала интерактивный метод мультимедиа: физминутки, презентации для постановки, автоматизации и дефференциации звуков, компьютерные логопедические программы: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно». В этом 2021– 2022 учебном году продолжала работать, пользуясь программой «Домашний логопед» с целью подготовки дошкольников к обучению грамоте. В соответствии с ФГОС использовала интерактивные речевые игры, а также игры – тренажеры «Муравей» автор Якимчук Т.А. – учитель – логопед. Все это способствовало созданию благоприятного эмоционального фона, формированию радостной, положительной мотивации и настроя на успех при проведении всех занятий. III. Работа с родителями и воспитателями.В начале года провела беседы с воспитателями подготовительной группы «Полянка» и старшей группы «Сказка» о детях, вошедших в логопедическую группу, их индивидуальных психологических и речевых особенностях. Работу с родителями и педагогами осуществляла через индивидуальную и фронтальную формы работы, анкетирование, беседы и консультации. На протяжении всего учебного года использовала информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности. В работе с родителями эффективно использовала мессенджер Вайбер: индивидуальные консультации, показ проходящей работы на занятиях с использованием фотографий с комментариями, а также видеозаписи фрагментов занятий. Для более тесного сотрудничества с родителями и результативности логопедической работы были заведены папки для логопедических занятий с целью закрепления учебного материала в домашних условиях.IV. Повышение квалификации и самообразование По теме самообразования «Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста» в этом 2021 – 2022 учебном году в октябре месяце провела теоретический семинар: «Причины и виды речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Основные требования к постановке логопедического заключения» для учителей-логопедов Борзинского района. Создала папку «Особенности психического и речевого развития детей с ОНР». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Солнышко» пгт Шерловая Гора»Самообразование «Использование современных информационных – коммуникативных технологий в логопедической работе».Учитель – логопед: Петелина Еленапгт Шерловая Гора, 2016 г.