Публикации Древняя Спарта

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Древняя Спарта
Автор: Зверкович Геннадий Васильевич

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯПреподаватель ФСПО – Зверкович Геннадий ВасильевичДРЕВНЯЯ СПАРТАНаиболее ярким примером части Греции, где сохранялись весьма примитивные порядки, являлось государство Спарты, или Лакедемон.Возникновение спартанского государстваСпартанское государство было одним из самых ранних в древней Греции. Оно возникло в IX веке до н.э. не столько в результате естественного развития производительных сил и разложения родовых отношений в ахейском обществе Пелопоннеса, сколько явилось следствием вторжения племенной группировки дорян. Военно-походный быт скотоводов-дорян создал у них сильную военную организацию, с помощью которой они в процессе упорной борьбы захватили Лаконику. Объявив захваченную территорию вместе с сидевшей на ней трудовой сельской массой своей общей собственностью, доряне разделили ее на равные наделы («клеры») по числу своих семей: клеров оказалось около 10 000 размером каждый около 20 га. Таким образом, завоеватели превратились в правящий класс Лаконики, сохранивший в целях господства над покоренным населением своего рода общинную организацию.В IX веке они основали в наиболее широкой части Лаконской долины свой военный центр Спарту, или Лакедемон, и стали называться спартиатами. Спарта состояла из пяти отдельных деревенских поселков комай»), даже не обнесенных стеной; это был постоянный военный лагерь, откуда спартиаты господствовали над порабощенной сельской массой, во много раз превышавшей их численно.Укрепившись в Лаконике, спартиаты начали во второй половине VIII века захват плодородной и густонаселенной соседней области Мессении, расположенной на западе за хребтом Тайгетом. После двух упорных мессенских войн, о которых сохранились лишь легендарные сведения, спартиатам удалось в VII веке до н.э. поработить также Мессению, превратить и ее население в илотов. Мессенцы-илоты навсегда сохранили непримиримую ненависть к своим поработителям. Много позднее, в 464 году до н.э., илоты, воспользовавшись сильным землетрясением, почти разрушившим Спарту, восстали и спартиаты целых десять лет не могли подавить сопротивления восставших, укрепившихся на неприступной горе Итоме. Это восстание илотов называют третьей мессенской войной.Социальный строй и быт СпартыВ результате захвата дорянами Лаконики и Мессении к концу VII века окончательно сложилось Спартанское государство.Население спартанского государства резко разделялось на три социальные группы: спартиатов, периэков и илотов. Характерным для примитивности спартанского государства было то, что каждая из этих социальных групп была замкнута и обособлена территориально.Спартиаты были господствующим классом, но осуществляли свое господство только как коллектив над коллективом (илотами). Хотя каждый клер с сидевшими на нем илотами предоставлялся во владение определенному семейству спартиата, но семейство это жило в Спарте, а не на своем клере, и глава семьи не вел индивидуально своего хозяйства, не властвовал непосредственно над своими илотами и не мог обращаться с ними, как со своей частной собственностью – снимать их с земли, продавать, убивать. Власть над илотами непосредственно осуществляло государство, т.е. организованные для господства спартиаты. Каждому отдельному спартиату запрещалось своими руками заниматься сельским хозяйством, не говоря уже о занятии ремеслом или торговлей. Все свое время спартиаты должны были посвящать военному делу. Со своего клера спартанская семья получала определенную часть урожая (вероятно, половину). Владение клером с илотами было наследственным, но без права продажи, завещания, вообще без права передачи кому бы то ни было, кроме как одному из сыновей главы семьи.Периэки (дословно: «живущие возле») состояли из смешанного населения: потомков прежних жителей Ахейского государства, из переселенных спартиатами племен, частично также из дорийцев, живших в гористых районах Лаконики и в Мессении. За периэками сохранена была личная свобода, право владеть земельной и движимой собственностью, но политическими правами они не пользовались и не могли вступать в брачные союзы со спартиатами. Они занимали определенную территорию, главным образом по склонам Парнона и по восточному и южному побережью; на их территории было много сравнительно крупных поселений.Периэкам было предоставлено самоуправление под контролем «гармостов» (должностных лиц из спартиатов). Занимались они частично земледелием, но главным образом ремеслами и торговлей и обязаны были платить дань спартиатам. Периэки несли также воинскую повинность, но в военном строю они становились отдельно от спартиатов. Воинская повинность для них становилась все тяжелее, по мере того как сокращалось число «равных», т.е. полноправных спартиатов, и была одной из причин постепенного возрастания их недовольства.Илоты представляли собой основную массу побежденного и порабощенного населения, оставленного победителями на его прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Илотов было, как предполагают, до 200 тысяч человек. На каждом клере работало несколько семей илотов, которые своим трудом содержали владельца клера – спартиата – и его семью. Илоты отличались от рабов других греческих государств, во-первых, тем, что были собственностью всего государства, почему древние писатели называют их «общественными рабами»; во-вторых, тем, что, не будучи отделены от основных средств производства – земли, они все же сохранили некоторую хозяйственную самостоятельность, напоминая в этом отношении крепостных.Обрабатывая своими орудиями поля своих хозяев, они выплачивали владельцу надела – спартиату – определенный оброк («апофора») натурой, состоящей из известного количества зерна, вина, сыра, масла. Так как оброк составлял около половины нормального дохода со всего надела, то, следовательно, на такое же количество продуктов должны были весьма скудно существовать несколько илотских семей, не говоря уже о голодовке в неурожайные годы. В отличие от рабов других государств илоты иногда призывались на войну: в войсках они использовались в качестве обозных, носильщиков и лагерной прислуги. Положение их было столь тяжелым, что даже спартанский поэт Тиртей (VII век) сравнивал илотов с «ослами», обремененными крайне тягостной ношей.С целью предупреждения попыток восстания илотов, а также предотвращения опасного роста илотского населения применялись жесткие меры, которые назывались «криптий» (т.е. «тайные войны»). Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну и производили открытое истребление наиболее опасных из них. Особые тайные отряды вооруженных молодых спартиатов рассылались по всей стране для наблюдения за илотами и устрашения их. Днем эти отряды прятались близ селений, а ночью убивали встречных илотов. Таких жестоких мер по отношению к своим рабам не применяло ни одно древнее государство, что свидетельствовало об особой обостренности противоречий в Спарте.В связи с этим общественный быт спартиатов принял своеобразную форму. Все взрослое мужское население Спарты составляло войско, которое никогда не распускалось, всегда находилось в образцовом порядке и готово было к немедленному выступлению. Каждый спартиат с 20- до 60-летнего возраста обязан был ежедневно являться на общий сбор и заниматься военными упражнениями. Все полноправные граждане должны были также участвовать в сисситиях. Сисситии представляли собой содружества небольших групп спартиатов; каждая сиссития имела свое помещение, где происходили общие трапезы, где участники сисситии вообще проводили почти все свое время, часто ночевали и куда они являлись вооруженными. По сисситиям спартиаты расставлялись и в строю. Участие в сисситии было для каждого спартиата обязательным; для общих трапез он обязан был вносить ежемесячно некоторое количество ячменной муки, вина, сыра, винных ягод.Спартанские власти без всяких ограничений вмешивались в личную и семейную жизнь граждан: они заботились о браке, о воспитании юношества и требовали от граждан в этом отношении безусловного подчинения их воли интересам всего класса. Брак должен был давать государству крепких, здоровых детей, могущих стать надежной опорой рабовладельческой Спарты. Мальчики оставались в родительском доме только до шести лет. На седьмом году государство отбирало их у семьи и передавало в детские отряды («агелы») под надзор государственных педагогов («педономов»).Все внимание при обучении и воспитании было сосредоточено на физическом развитии детей. Всевозможные физические упражнения – борьба, бег, метание диска и копья – составляли главное занятие. В целях закалки дети приучались ходить босиком, едва одетыми во всякое время года; много внимания обращалось на развитие ловкости, находчивости, на умение повиноваться.Обучение чтению и письму было сведено до минимума. Обычно мальчики присутствовали на общественных обедах (сисситиях) и на сходках, где слушали рассуждения взрослых об общественных делах и рассказы о славных подвигах. Мальчики должны были приучаться «лаконически», т.е. кратко, по-военному, выражать свои мысли и желания. Нравственное воспитание спартиатов подчинено было также военному делу. Во время гимнастических упражнений, за общественными столами и в походах распевались гимны, прославлявшие отечество или знаменитых граждан. С четырнадцати лет мальчики уже участвовали со взрослыми воинами в военных передвижениях внутри страны, привыкали к походной жизни и к лишениям, которым их специально подвергали. С двадцатилетнего возраста юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. С этого времени начиналась непрерывная лагерная жизнь, продолжавшаяся до старости.Тем же интересам государства отвечала постановка воспитания девушек, направленная на гармоническое развитие их физических сил, чтобы они потом могли становиться матерями здорового потомства. Для девушек имелись особые «гимнасии», где они, как и мальчики, также занимались гимнастическими упражнениями, плясками, музыкой и пением. По сравнению с другими греческими государствами, где женщины чаще всего вели затворнический образ жизни, спартанки, воспитываясь наравне с мужчинами, пользовались большей свободой и значительным уважением. Положение женщины в Спарте свидетельствует о значительных пережитках матриархата.Государственный строй СпартыГосударственный строй Спарты был весьма примитивным. По преданию, он был установлен «ретрой» (изречением) дельфийского оракула по просьбе мифического законодателя Ликурга.Во главе государства стояли два наследственных царя, которые пользовались громадным почетом и именовались «архагетами», т.е. «властелинами». Однако влияние их на политические дела было крайне незначительно. В мирное время власть и обязанности царей заключались в том, что они имели право суда в некоторых делах о наследовании имущества, участвовали в совете старейшин и были жрецами бога Зевса. Роль их сводилась главным образом к военному командованию, и во время военных походов за пределами Спарты власть их становилась неограниченной.Сохранился и древний совет старейшин («герусия»), состоявший из 30 старцев («геронтов»), в число которых входили и оба царя. Геронты избирались из старейших (старше 60 лет) членов наиболее знатных родов. Их должность была пожизненной. Решение герусии относительно важнейших дел государства, особенно о войне и мире, формально утверждалось народным собранием («апеллой»), которое состояло из всех спартиатов, достигших 30-летнего возраста. Народное собрание, выслушав решение герусии, могло принять его или отвергнуть, но обсуждать дела право не имело.Выборы, как и решения апеллы, производились, как выразился Аристотель, «детским способом»: не голосованием, а простым криком, силой которого измерялось положительное или отрицательное отношение собрания к той или иной кандидатуре или к тому или иному предложению. Если по крику нельзя было узнать результата, собрание расходилось на две стороны.Наибольшей властью в Спарте пользовались эфоры (т.е. надзиратели). Их было пять по числу пяти поселков, из которых состояла Спарта. Власть эфоров возникла, вероятно, около начала VIII века до н.э. и ее главным назначением было подавление и предупреждение восстаний илотов. Должность эфоров была выборной на один год; они являлись представителями крайней олигархии и вербовались из наиболее консервативных аристократических элементов. В руках эфоров была по существу сосредоточена контролирующая власть как над царями, так и над членами герусии, и вообще руководство всей политической жизнью государства. При вступлении в должность эфоры торжественно провозглашали войну илотам. Но они имели право судить и казнить даже царей, если подозревали их в стремлении изменить установившийся порядок. Таким образом, эфорат завершал политическую организацию спартанского аристократического государства.Естественно, что сколько-нибудь развитый обмен был в этих условиях невозможен: торговля в Спарте была в зачаточном состоянии, а иностранцам даже не разрешалось появляться в пределах Спартанского государства; вместо монет употреблялись определенного веса слитки железа. «По этой же причине, - говорит Плутарх, - и иностранные корабли не заходили в спартанские гавани». Источниками государственных доходов служили подати с периэков и налагавшиеся иногда чрезвычайные взносы, а также военная добыча. Вообще же государственная казна была небогата, и повинности имели по преимуществу натуральный характер.Спарта достигла того, что ее военная организация была самой сильной во всей Греции. Каждый спартиат был превосходным воином. Спартанские «гоплиты» (тяжеловооруженные воины), вооруженные копьем, панцирем, шлемом и небольшим круглым щитом, составляли главную силу войска и обязаны были непоколебимо сохранять свое место в строю. Во время боевых действий спартанское войско сомкнутыми рядами медленно, под такт марша или песни, наступало на неприятеля. Редко выдерживали враги нападение спартанской пехоты, которая долгое время в открытом бою считалась непобедимой. Но осадного искусства спартанцы не знали и потому не умели брать городов. Незначительным был также спартанский флот.В конце VI века под влиянием Спарты находился почти весь Пелопоннес. Около 505- 504 годов окончательно оформился Пелопоннеский союз, в который вошли также Коринф, Сикион, Мегары и остров Эгина. Только Аргос, занимавший прежде первенствующее место в Пелопоннесе, и общины Ахайи на севере стояли вне этого союза. Хотя для обсуждения общих вопросов, касавшихся союза, собирали в Спарте делегатов, но фактически все союзные дела решались самим спартанским правительством.Вследствие реакционности Спарта оказывала на развитие хозяйственной и общественно-политической жизни и Пелопоннеса, и всей Греции тормозящее влияние. Из опасения каких-либо перемен у себя Спарта всегда поддерживала реакционные общественные элементы и олигархические формы общественных отношений и в других государствах Греции. Наконец, чтобы не утратить своего военного превосходства, Спарта всячески препятствовала попыткам других государств объединиться и тем мешала общему политическому развитию Греции.