Публикации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Мельникова Ангелина Евгеньевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУДанная работа посвящена проблеме формирования коммуникативных навыков во внеурочной деятельности по иностранному языку. Цель исследования заключается в обосновании роли проектных технологий в формировании коммуникативных навыков. В центре внимания автора – проектная технология «Postcrossing», в рамках которой обучающимся предлагается выполнить комплекс заданий и создать свой проектный продукт.Актуальность выбранной темы обусловлена востребованностью эффективных методов обучения иностранному языку с учетом коммуникативного аспекта. Объектом является процесс формирования коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности по иностранному языку. В качестве предмета исследования выступает проектная технология «Postcrossing» как средство формирования коммуникативных навыков при обучении иностранному языку во внеурочной деятельности.Процесс овладения коммуникативными навыками представляет собой многократное выполнение иноязычных действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении на иностранном языке [1, с.100]Условия формирования «коммуникативных навыков» обучающихся:1. Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.2. Коммуникативные навыки формируются на основе:а) языковых знаний и навыков; б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.3.При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей школьников. Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.В рамках данной работы мы будем рассматривать проектную технологию «Postcrossing» как способ решения конкретной методической задачи, формирования коммуникативных навыков. Технология проектной деятельности – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, в первую очередь, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного раннее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом [3, с.91]. «Postcrossing» (от англ. post - почта, корреспонденция; crossing - переход, переправа) – это обмен почтовыми открытками (бумажными, не электронными) между незнакомыми людьми с разных концов света в рамках международного сетевого проекта. Данный проект подразумевает серию из четырех занятий с составленными заданиями, соотносимыми с этапами реализации проекта. В рамках проекта «Postcrossing» будут предложены задания обучающимся, ориентированы на формирование письменных коммуникативных навыков. Выбор заданий обусловлен учебным планом по изучению английского языка обучающимися среднего звена на базе УМК “Spotlight”, 5-6 класс.На занятиях предлагается выполнение упражнений по актуализации лексико-грамматического материала по темам: «My family», «Weather», «Holidays», «The World of Hobbies». Для решения задачи учитель предлагает следующие виды упражнений: имитационные упражнения – это упражнения которые могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале; грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения; выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу (Repeat the active lexical material on the topicHobbies); трансформационные упражнения  это упражнения которые дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации (Translate sentences into English. Repetition of constructions have got/has got). Упражнение (Read and translate the postcard. Answer questions, write then discuss in pairs) знакомит детей с предварительным продуктом их будущего проекта. Ребята знакомятся с её структурой, далее открытку нужно будет прочитать и перевести (в этом могут участвовать несколько человек). Текст открытки соответствует теме занятия. Обучающимся нужно будет ответить на вопросы, которые представлены после открытки. Для этого учитель может предложить выполнить подстановочные упражнения, направленные на закрепление грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях (Read the postcards. Choose the one that talks about the weather). В ходе реализации проекта на итоговом занятии предусмотрено создание проектного продукта в виде написания открытки при участии учителя, дающего советы относительно содержания текста открытки, корректности оформления адреса, исправления ошибок, в итоге происходит совершенствование навыков письменной коммуникации. Таким образом, «Postcrossing» безусловно является эффективным мотивационным ресурсом. Использовать возможности данного проекта допустимо на разных этапах обучения с учениками разного уровня владения языком.канд.филол. наук, доцент.каф. лингвистики Список литературы
  • Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст]/ Е. И. Пассов. – Москва.2007.-113 с.
  • Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителей и студентов педвузов [Текст]/ Г.В. Рогова. – Москва. Просвещение. – 2008. -78 с.
  • Под ред. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей [Текст]/ Под ред. Лебедева, О.Е. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.