Публикации ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Автор: Кушнерова Анастасия Владимировна

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮКушнерова А. В.Магистрант ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. ЧебоксарыАннотация. Проблема рискованного поведения в подростковом возрасте достаточно актуальна. В статье рассмотрены особенности подросткового возраста как фактора склонности к деструктивному поведению. Также представлены результаты исследования причин и наиболее распространенных форм рискованного поведения в подростковом возрасте.Ключевые слова: риск, рискованное поведение, подростки, деструктивное поведение.Актуальность исследования склонности к рискованному поведению связана с увеличением количества различных зависимостей у подростков, ростом агрессии и преступности, количества самоубийств, различных видов и форм деструктивного поведения в подростковом возрасте. Появились и распространяются новые формы рискованного поведения в виртуальном мире, сети Интернет. По-прежнему актуальны проблемы насилия (жестокого обращения, сексуального насилия) в отношении детей и подростков.В связи с этим, мы задались целью более подробно изучить данную проблему, выявить причины рискованного поведения среди подростков, наиболее распространенные формы рискованного поведения в этом возрасте.Возрастная психология рассматривает подростковый возраст как достаточно сложный период в развитии человека. Это связано с тем, что несовершеннолетние желают познать себя, окружающий мир, а также заглянуть в мир взрослых. Часто это сопровождается достаточно рискованным поведением, ведь они экспериментируют, исследуют себя и окружающую действительность. Иногда подростки совершают достаточно опасные поступки, иногда доходящие до безрассудства. Рискованное поведение – это поведение, несущее в себе добровольное принятие ситуации риска для психофизического состояния субъекта, содержащее элемент достижения определенной цели и неочевидный баланс положительных и отрицательных исходов, субъективно воспринимаемых как значимый. [1]Рискованное поведение у подростков нацелено на освоение окружающего мира и понимание того, есть ли предел этого мира. Обостренная познавательная деятельность обычно является причиной риска в подростковом возрасте. Подростки используют новый для себя опыт, чтобы узнать лучше о себе самом, попробовать разные стили жизни, показать всем окружающим, что они становятся совсем взрослыми, чтобы повысить степень самостоятельности. Мозг подростка устроен таким образом, что подросток чувствует биологическую потребность рисковать. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети. Одна из них управляет процессом познания, поощряя принимать разумные, обоснованные решения, когда взвешиваются все «за» и «против» и оцениваются возможные последствия действий, другая же регулирует социально-эмоциональное поведение. Мозг подростка уже способен адекватно перерабатывать и воспринимать большие объемы информации, и это дает огромные возможности для развития и самопознания. Однако незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников. [2]В нашем исследовании мы решили выявить, что в глазах самих подростов является причиной рискованного поведения. Объектом исследования стали подростки от 13 до 16 лет. Всего в исследовании приняли участие 230 человек. Нами была предложена анкета в гугл-форме, размещенная в социальной сети Вконтакте. Анкетирование проводилась анонимно без сбора персональных данных.Первый вопрос был сформулирован следующим образом: «Для чего подростки совершают рискованные и опасные поступки?». Ответы респондентов представлены в таблице №1.Таблица №1.Таким образом, наиболее частыми причинами рискованного поведения респонденты выделили такие как: «это классно, круто, прикольно», «давление группы» и «поиск острых ощущений». Следующий вопрос анкеты был сформулирован таким образом: «Что из перечисленного списка рискованного поведения вам знакомо, чем пробовали заниматься вы сами или ваши друзья (знакомые)?». Ответы респондентов представлены в таблице №2.Таблица №2.Таким образом, исследование выявило, что наиболее известными формами рискованного поведения являются «потребление ПАВ», «паркур», «шоплифтинг», «сталкерство» и «зацепинг». Наиболее популярным среди респондентов стали следующие виды рискованного поведения: «планкинг», «потребление ПАВ», «шоплифтинг» и «сталкерство». Среди друзей (знакомых) респондентов были выявлены следующие формы: «потребление ПАВ», «сталкерство», «шоплифтинг» и «планкинг».Данные, полученные в результате нашего исследования, говорят о том, что проблема рискованного, опасного и деструктивного поведения среди подростков является достаточно актуальной. Большая часть респондентов знает и интересуется формами рискованного поведения. В связи с этим, считаем, что основными направлениями специалистов по работе с подростками должны быть:
  • Информирование о последствиях рискованного поведения.
  • Поиск альтернативных форм поведения, которые будут удовлетворять потребности подростков, но в тоже время будут нести конструктивный, а не деструктивный характер.
  • Проведение профилактических бесед, ресурсных тренингов, занятий на повышение жизнестойкости подростков.
  • Просвещение родителей и педагогов о возрастных особенностях подростков.
  • Список литературыАвдулова Т. П., Витковская Е. В., Поневаж Е. В. Рисковое поведение в юности : отклонение или норма ? [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: Децик И. В. Рискованное поведение в подростковом возрасте : подход с позиции когнитивной и социальной нейронаук // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 153-1. – С. 185 190.Steinberg L. A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking // Developmental Review. 2008 28. – P. 78 106.