Публикации Деятельность по созданию среды, сохраняющей здоровье ребенка с ЗПР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деятельность по созданию среды, сохраняющей здоровье ребенка с ЗПР
Автор: Грецкая Яна Валерьевна

«Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Деятельность по созданию среды, сохраняющей здоровье ребенка с ЗПР«Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» Конвенция о правах ребёнка ст. 23По данным МинОбрНауки в 2021 году в образовательных организациях количество детей с ОВЗ увеличилось на 5.9 %. Инклюзивное обучение применяется в 20% школах, где дети с ОВЗ проходят обучение в обычных классах. Сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно актуальная проблема в настоящее время. Так же состояние здоровья детей с ОВЗ является одной из наиболее важных проблем. Вырастить здорового ребенка – самое главное, что необходимо сделать сегодня родителям, педагогам и другим специалистам образовательных организаций всех ступеней. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Осуществление воспитания и образования дошкольников с ОВЗ, предполагает создание необходимых специальных условий, с учетом заболеваний детей и специфики данных заболеваний, основное условие – это создание здоровьесберегающей среды.Решение задач в области физического и умственного развития детей с ОВЗ требует комплексного и системного подхода. Дошкольный возраст является главным этапом в формировании физического и психического здоровья детей с ОВЗ. В этот период идёт интенсивное развитие всех органов и всех функциональных систем организма.Здоровьесберегающая среда – это развивающая ребёнка система, основу, которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и  благоприятный режим организации жизнедеятельности. Направлением  деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения физического и психического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, педагогическая поддержка для сохранения и развития индивидуальности детей. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду. Здоровьесберегающие технологии могут помочь решить ряд задач и сделать образовательный процесс достаточно эффективным и доступным, включая приобретение детьми с ОВЗ опыта в таких направлениях как: ценности здорового образа жизни, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, я решила применить полученный опыт и знания в своей профессиональной деятельности.На коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ  я использую некоторые нейропсихологические приемы, игры, упражнения и методические пособия.Нейропсихология - изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.Нейропсихологический подход - совокупность специальных упражнений, направленных на компенсацию (развитие) поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей с любого возраста, так же актуальна и при работе с детьми ОВЗ. Нейропсихологический подход является замечательным дополнением к любой коррекционной программе, и реализуется вместе с ней.Для стимуляции интеллектуального я применяю кинезиологические упражнения, данные упражнения я использую для улучшения мыслительной деятельности детей с ОВЗ, они способствуют быстрому запоминанию информации, повышают внимание, облегчают процесс письма.Нейроигры помогают развивать и активизировать познавательные процессы такие как: память, внимание, воображение, мышление, пространственной ориентации и зрительной координации, развитие межполушарного взаимодействия.Чтобы на коррекционном занятии, заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным, в работе я использую игры и приемы, направленные на его развитие.При построении занятий я учитываю основные методические принципы обучения детей с ОВЗ:- игровая форма обучения - частая смена видов деятельности- учет «зоны ближайшего развития» - практическая направленность обучения - доступность и повторяемость программного материала- обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия - использование здоровьесберегающих технологий. На сегодняшний день поиск наиболее эффективных методов и приемов организации обучения детей с ОВЗ, является одной из важнейших проблем.Использование на занятиях нейропсихологических приемов и игр делает мое занятие достаточно разнообразным, насыщенным эмоционально, интересным для детей любого возраста. Систематичность, комплексность, вариативность, создание «эмоционального благополучия» на занятиях дают свои положительные результаты.Упражнения, направленные на здоровьесбережение, которые я использую в своей работе с детьми ОВЗ. - Дыхательные упражнения. С помощью них можно восстановить нормальное дыхание как в состоянии абсолютного покоя, так и в комплексе с разного рода движениями. Это способствует достаточному обогащению кислородом все органов и тканей, выравниванию тонуса мышц, снижению возбудимости.
  • мыльные пузыри;
  • дуть в соломинку;
  • задуть свечки;
  • сдуть со стола ватку;
  • Подвесить любую фигурку на ниточку и просить
  • ребёнка подуть на неё;
  • дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;
  • делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.
  • - Упражнение «кулак-ребро-ладонь» - данное упражнение направлено на овладение новыми движениями. Это упражнение увеличивает мыслительную деятельность, синхронизирует работу двух полушарий, помогает быстрому запоминанию, повышает внимания, активизирует процессы письма и чтения. В ходе упражнения ребенок сидит на стуле, спина ровная, руки находятся на столе, ладонями вниз. Положения рук последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на столе. Выполняется вначале правой рукой, потом левой потом двумя руками синхронно. Количество повторений 8-10 раз.- Упражнение «Делай как я» - данное упражнение развивает координацию рук. Проба на координацию рук  или проба Озерецкого –  нейропсихологический метод, направленный на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере. В ходе данного упражнения я говорю ребенку « положи руки так же на стол. Делай как я» - несколько раз я делаю его вместе с ребенком, потом предлагаю ему сделать все то же самое ему самому. Также я использую игру «Попробуй повтори!», которая включает разнообразные движения - рук, и всего тела, для сенсомоторного развития детей с ОВЗ. - Упражнение «Рисуем двумя руками» – С помощью данного упражнения происходит развитие межполушарного взаимодействия, и серьезная тренировка обоих полушарий головного мозга. В результате работы одновременно двумя руками, взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга улучшается, помогает улучшению запоминания, повышают внимание, облегчают процесс письма, облегчает процесс запуска речи у неговорящих детей или у детей с ТНР. - Самомассаж и глазодвигательные упражнения Упражнение «самомассаж» проходит в несколько этапов. На первом этапе взрослый сам массирует тело ребенка. Затем второй взрослый массирует тело ребенка его руками и далее третий этап это когда ребенок массирует свое тело самостоятельно. Глазодвигательные упражнения выполняются вместе с взрослым. Данные упражнения позволяют расширять зрительное восприятие. Движения глаз и языка увеличивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. После этих упражнений я прошу ребенка описать свои ощущения до массажа и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массажируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п.- Упражнение «Игры с прищепками» - данное упражнение используется как тренажер для пальчиков. В играх с прищепками развиваются творческие способности, мелкая моторика, логическое мышление, сенсорные навыки и пространственные представления, воображения, и речь. - Упражнение с листком бумаги «Согни и порви лист бумаги» - упражнение направлено на мелкие мышцы тела, чем больше данные мышцы задействованы, тем больше выстраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком. В ходе упражнения ребенок сгибает лист бумаги и рвет его пополам двумя руками и одновременно сминает их, чтобы весь лист помещался в кулачке. Каждая рука работает независимо, не помогая другой. Когда работают пальцы на обеих руках достаточно быстро активизируются различные участки головного мозга. - Упражнение «Колечко» - Упражнение направлено на развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ, а так же развитие координации движений, взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, на облегчение процесса письма, и на облегчение процесса запуска речи у неговорящих детей или у детей с ТНР. В ходе упражнения, ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальчики рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. В начале, выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. - Упражнение «Перепиши без ошибок» - упражнение направлено на развитие обучения грамоте, и зрительного внимания. В ходе упражнения ребенку дается бессмысленный набор букв, вариант – АХПМРОТЛ. Необходимо правильно переписать бессмысленный набор букв, глядя на образец. Так же для развития мелкой и крупной моторики, координации движений, зрительного и слухового внимания, память, логику и мышление в своих коррекционных занятиях я использую игры, с мячиком, разноцветными шариками, массажными акупунктурными наборами Су-джок, массажными мячиками, кинезиологическим песком, мягким воздушным пластилином, игры с разными крупами. Нейропсихологический подход в коррекционной работе – это современная, и научно достаточно обоснованная, эффективная работа с детьми дошкольного возраста с особенными образовательными потребностями. Планирую использование данной методики и при подготовке детей к школе.У большинства детей с ОВЗ наблюдаются моторные трудности, низкая работоспособность, достаточно повышенная утомляемость, двигательная расторможенность, наблюдается нестабильная эмоциональная сфера, что требует изменений в режиме дня таких детей. Предусматривается достаточное увеличение времени, отводимого на гигиенические процедуры, прием пищи, режимных моментов. Содержание развивающей предметной среды должно обеспечивать охрану и укрепление здоровья  ребёнка, удовлетворять все потребности как актуального, непосредственного, так и перспективного развития ребёнка а так же отвечать его индивидуальным особенностям.Таким образом, нейропсихологический подход к здоровьесберегающей среде в коррекционно-развивающей работе для детей с ОВЗ представляет собой комплекс различных нейропсихологических методик и технологий, отвечающих целям воспитания, обучения, а также  коррекции развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, и способствующий успешной социализации и адаптации ребёнка и его семьи в обществе в дальнейшем.Литература:
  • Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с.21–28.
  • Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  • Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 14-16.
  • ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  • Матвеева Т.Г. Современные образовательные технологии в ДОУ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].  Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). С. 292–295.
  • Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н.Б. Кондратовской. - СПб.: Детство- Пресс, 2014. С. 129.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., АРКТИ, 2011. С. 89.  – 274 с.