Публикации «Использование малых фольклорных форм в младшей группе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование малых фольклорных форм в младшей группе»
Автор: Тушева Ирина Львовна

«Использование малых фольклорных форм в младшей группе» Воспитатель 1 младшей группы Тушева И.Л. Я работаю с детьми ясельной группы уже очень давно. Многие малыши, придя в детский сад, плохо говорят, а многие вообще не разговаривает. Именно поэтому самым главным в своей работе считаю развитие речи малышей. Развитие ребенка во многом зависит от наших усилий, стараний. Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними разговаривать. Поэтому одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Все наши действия и игры мы проговариваем вслух, тем самы заставляем детей слушать, слышать и повторять сказанное. Надо как можно больше разговаривать с ребенком, каждое наше действие должно сопровождаться словом, будь то сборы на прогулку, игры, умывание, неплохо, если в течении дня ребенок будет слышать короткие стишки, потешки. Стихи являются тем объектом, помощью которого можно пополнять словарный запас ребенка, давать новые знания о той или иной вещи. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе является возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе и в игровой деятельности, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности. Известно, что дети младшего дошкольного возраста чутко откликаются на малые формы устного народного творчества: потешки, приговорки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение. Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, благотворно действует как на физическое, так и на психическое развитие ребенка, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру. Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Ребёнок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением и не только в период адаптации. Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь, успокоить ребёнка — вот основная задача воспитателя. В подобной ситуации как и прежде актуальны пальчиковые игры: Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, А этот пальчик — Я, Вот и вся моя семья! Дети с удовольствием рассматривают свои пальчики, играют с ними, идёт на контакт с воспитателем. Прислушиваясь к словам потешки, детки веселеют, начинают внимательно смотреть на воспитателя, пытаются повторить слова. Пальчиковых игр большое количество, приведу ниже наиболее полюбившиеся детям потешки: Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки, Вот вам хлеб и ложки. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора следующие задачи: – обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации; – воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. п.; – создать в группе хорошее настроение, ведь это одно из условий полноценного развития детей. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот поэтому я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у них желания есть, можно проговорить следующую потешку: Травка — муравка со сна поднялась, Птица — синица за зерно взялась, Зайка — за капустку, Мышки — за корку, Детки — за молочко! Не все дети охотно ложаться в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении, в период адаптации или после длительной болезни. Здесь помогает потешка про сон: Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам. Спят — поспят, Всему миру спать велят. Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я приговариваю: Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая Маша чернобровая. Вот они — сапожки, Этот — с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет, Наденем калошки, Этот-с правой ножки, Этот с левой ножки. Вот как хорошо! Очень хорошо использовать потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, дети повторяют: «Баю — бающки — баю». Во время кормления кукол дети приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!». Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у ребят чувство сопереживания сверстникам. Девочки, успокаивая друг — друга, говорят: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Малыши играют, пытаются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки, повторяют интонации, мимику педагога: хмурятся или, наоборот, улыбаются. Потешки с куклой: Ой ты, сынок, Медовый сахарок, Румяный пирожок, Березовый душок. (Подбрасываем куклу вверх, опускаем на колени) Дыбочек, дыбок, Скоро Ванечке годок! (кормим куклу). Созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, можно подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Очень любят детки игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой — забавушкой, рассказывать ей о козе. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Дети младшего дошкольного возраста хорошо чувствуют ритм мелодии, хлопать, пританцовывать в такт музыки, менять характер движений в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Дети много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным. Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества. Вот так мы начинаем каждый день: утро мы начинаем с приветствия не только друг другу, но и солнышку за окошком. Вместе с солнышком встаем, Вместе с птичками поем, С добрым утром, С ясным днем, Вот как славно мы живем! • **** Потягуни – потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянимся – потянимся, Маленькими не останемся. Вот уже растем, растем, растем! Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко. • **** Знаем, знаем – да – да – да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пенится И грязь куда – то денется! • **** Мыли, мыли руки с мылом, Мыли теплою водой, Мыли, мыли, мыли, мыли - Бело-набело отмыли. • **** Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. • **** Руки надо с мылом мыть, Рукава нельзя мочить, Кто рукавчик не засучит, Тот водички не получит. Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать: Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто кашу не ест, кто молоко не пьет - Забодает, забодает, забодает. Чтоб веселее одевалось на прогулку, повторяем: Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики – ура! Одеваться нам пора. А уж сколько на прогулке всего интересного и на все есть свои стихи и песенки. Важно разнообразить прогулку. Солнышко, солнышко, Выгляни в оконышко! Солнышко нарядись, Красное покажись! Ждут тебя детки, ждут малолетки. • **** В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличик, получись! • **** Дождик, дождик, Кап – кап – кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим ножки. • **** Стучат колеса: тук-тук-тук, И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог. • **** Обедаем с аппетитом, если услышим знакомые стишки. Я обед съедаю сам. Открываю рот и — ам! Чтобы силы были, супчик мы сварили. Мой хороший аппетит в животе один сидит. Ножками топочет — он обедать хочет! Вот несет мне ложечка супчик из горошка И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет. Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт». • **** Глубоко – не мелко, Корабли в тарелках. Луку головка, Красная морковка, Петрушка, картошка, Крупки немножко. Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот! При помощи потешек знакомимся с собой. Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать, Глазоньки моргать – моргать, Ручки – все хватать – хватать. • **** Где же наши ручки? Вот наши ручки! Где же наши ножки? Вот наши ножки! А вот это Лизин нос Весь козюльками зарос. А вот это это глазки, ушки, Щечки толстые подушки, А вот это что? Животик! А вот это Лизин ротик! Покажи – ка язычок, Пощекочим твой бочек, Пощекочим твой бочек. В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток: Ветер дует нам в лицо — закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише — деревцо все выше, выше. • **** Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик — он промок, Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька. • **** Хомка, хомка, хомячок — полосатенький бочок, Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет, Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять — Хомка хочет сильным стать. Чтобы дружно собрать разбросанные игрушки, повторяем любимый стишок. Мы с тобой построим дом И игрушки соберем, Ты поставь их в шкафчик рядом, Чтоб на полке был порядок. Завтра с ними ты опять Будешь весело играть. Во время укладывания на сон: Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай. Белолапа, не скули. Моих деток не буди! • **** Спать пора. Уснул Бычок — лег в коробку на бочок. Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать. Головой кивает Слон — он Слонихе шлет поклон. • **** Баю-баюшки-баю, не ложися на краю Придет серенький Волчок и укусит за бочок. • **** Ай, люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, стали детки засыпать. В волшебном мешочке у нас тоже живут зверята, рассматривая их, тоже читаю любимые стихи. У козы растет ребенок – Белый маленький козленок. Пьет козленок молоко И не бродит далеко, Не окрепли ножки, не пробились рожки. • **** Наши уточки с утра кря – кря – кря, Наши гуси у пруда га – га – га, Наш индюк среди двора бал – бал – да, Наши курочки в окно ко – ко – ко, А как Петя – петушок Рано – рано по утру Нам споет ку – ка – ре – ку!!! • **** Приятно хрюшке – маме Смотреть на поросят, Как землю пятачками Они в саду рыхлят, А после моют носик, Пыхтя ка паровозики. • **** Хорошо ягненку с мамой, С самой доброй, С теплой самой, К ней бочком прижмется он И увидит теплый сон. Сон в колечках шерстяных, Теплых, маминых, родных. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!