Публикации Реализация воспитательного потенциала классного коллектива. От личных талантов – к общим результатам (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация воспитательного потенциала классного коллектива. От личных талантов – к общим результатам (из опыта работы)
Автор: Руднева Альбина Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа №16г. Балашова саратовской области»Россия, 412316, Саратовская область, г. Балашов, ул. Софинского,13 тел.: 4-30-36Реализация воспитательного потенциала классного коллектива.От личных талантов – к общим результатам (из опыта работы)Руднева Альбина Анатольевна, учитель математики, классный руководитель 11 «А» класса МОУ СОШ № 16 г. Балашова Саратовской областиБалашов, 2022«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский). Нельзя не согласиться со словами Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, создателя научной педагогической системы. Действительно, в содержании Приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» в разделе 1.4 пункт 19.6 изложен в следующей редакции: «Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьёй и другими институтами воспитания», что свидетельствует о неразрывности учебного и воспитательного процессов. Такая концепция требует постановки одной из ведущих задач реформирования структуры и содержания общего образования необходимость развития воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении.Организация работы, направленной на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования, основу которой составляют, в соответствии с Программой развития воспитания в системе образования об “определении конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации: взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательного учреждения”.Реформирование системы общего образования нацелено на формирование нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственного становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, ценностей свободы, добра, справедливости, экологического благополучия, семьи, здоровья, Родины, образования, труда, творчества и других общечеловеческих ценностей.Система мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса разработана на основе представлений о том, что:• современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом воспитания подрастающего поколения в российском обществе;• воспитательная функция является одной из основных социальных функций школы наряду с образованием;• содержание современных образовательных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;• определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, направленная на развитие способности применить всеобщий принцип творческой деятельности в собственной сфере труда.В целях повышения воспитательного потенциала образовательного процесса необходимо:• Развитие вариативности содержания воспитательных программ и моделей воспитательных систем, способствующего развитию интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности, отказа от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний. Создание нового образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, сочетающееся с воспитанием у них чувства ответственности за результаты своей деятельности.• Наряду с реализацией личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, расширение использования воспитательного потенциала детского коллектива как пространства социализации личности, развития коммуникативных способностей школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.• Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских общественных организаций гуманистической ориентации, обеспечивающих школьникам возможность самореализации, развитие лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества, формирование нравственной, гражданской позиции личности. Создание новых организационных форм учебной деятельности школьников, новых способов коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых учащимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической социально и личностно значимой деятельности. «Победить могут только те, кто с охотою идут на борьбу» - думаю, эта фраза, принадлежащая великому политическому деятелю Петру Аркадьевичу Столыпину, уместна и в образовательно – воспитательном процессе классного коллектива. Ведь только настоящее желание победить рождает истинный успех.Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством - не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях исследовательских и проектных работ.Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету.Главное правило: не ограничивать ребёнка в выборе направления, поэтому дети с различными способностями могут найти конкурс «по душе»: одни участвуют в творческих конкурсах, другие – в интеллектуальных, предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, третьи – с лёгкостью совмещают и творчество, и науку!Что даёт участие в олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях?- активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей;- участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.Каковы были мои первые шаги?В первую очередь, сотрудничество с родителями, ведь если заинтересовать родителя, желание участвовать легко передаётся ученику.Мне очень повезло с родителями ребят. Мы работаем единым коллективом, радуясь успехам и преодолевая трудности. Так появились победы в конкурсе «Моя семья -2020», где победителями стали: семья Лекаревых в номинации «Наши семейные увлечения» и семья Неверовых в номинации «Талантливый союз». Родители совместно с детьми принимали участие во Всероссийском экологическом диктанте, в котором были отмечены Дипломами победителей различной степени. Итогом совместной работы детей и родителей стал Диплом Лауреата 1 степени конкурса на лучшую масленичную куклу «Сударыня Масленица – 2022». Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижениям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка.Затем дети начинают испытывать азарт к достижениям, сами начинают искать конкурсы и придумывать идеи. Индивидуальное участие обучающихся в таких конкурсах, как городской конкурс детского и юношеского художественного творчества «ЮТА – 2020», всероссийский конкурс компьютерной графики «Калейдоскоп новогодних фантазий», «Весна идет, весне дорогу!», «Боярыня-масленница», региональная научно-практическая конференция «К новым горизонтам науки», региональный конкурс эссе «Конституционная история России», областной конкурс по немецкому языку «Фонетический лабиринт», V региональный Конкурс поэзии и песенного творчества Н.Е. Палькина «Мне дорога земля моя, Россия!», международной общественной акции «Далевский диктант – 2020», кейс-марафон «3d-моделирование с нуля» даёт старт ещё к большим победам. Однако не все дети самостоятельны и креативны, кому- то не хватает поддержки родителей в начинаниях, другим – уверенности в себе, но все хотят быть успешными, все тянутся к творчеству. И тогда на помощь приходят коллективные проекты. акцииСистема мер, направленных на повышение личностного результата через коллективный проект базируется в моей практике на развитии детской самодеятельности, самоуправления, активности обучающихся в детских общественных организациях, обеспечивающих моим подопечным возможность самореализации, развитие лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества, формирование нравственной, гражданской позиции личности. Таким образом, у каждого члена дружного классного коллектива возникает возможность реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической социально и личностно-значимой деятельности.Ориентируясь на вышеперечисленную систему мер, реализация творческого потенциала выстраивается на традиционных формах взаимодействия:- построение процесса воспитания в классе через активизацию работы классного коллектива в школьных детско-взрослых общностях : - первичном отделение РДШ, ДШО «Совет лидеров», волонтёрском отряде «Новое поколение»; - организации основных совместных дел класса через участие в юнармейском движении.За прошедший учебный год, благодаря сплочённой работе команды обучающихся и родителей, огромному желанию, полной отдаче, работе сложнейшего проектного механизма как единого целого, нам удалось добиться высокой результативности в реализации учебно-воспитательного потенциала.В 2020-2021 учебном году нам удалось качественно реализовать 3 монопроекта, которые были высоко оценены: - Волонтёрская деятельность школьного отряда «Новое поколение», активистами которого являются обучающиеся класса, были отмечены благодарственным письмом за активную гражданскую позицию, личный вклад в общественную жизнь Балашовского района, а также награжден дипломом за победу в районном конкурсе «Доброволец года - 2021» В течение всего года активистами были организованы и проведены в школе уже традиционные акции: Всероссийская акция «Люди пожилые, сердцем молодые», «Подари ребенку день», «Помоги детям, поделись теплом», «Дай лапу, друг!», флешмоб ко Дню народного единства, День матери, День Конституции РФ, День счастья, «Добро не уходит на каникулы», «Окна России», «День государственного флага РФ», «Сад Памяти».Вот уже второй год на базе моего класса действует юнармейский отряд «Патриоты». По итогам областного заочного смотра-конкурса «Лучший юнармейский отряд» за 2020-2021 учебный год наш отряд занял 2 место.Активисты отряда приняли участие в районном он-лайн квесте «Страницы истории малой Родины» (Диплом II степени, 2021г), в районном квесте для юнармейских отрядов, приуроченных ко Дню Конституции (Диплом 1 степени, 2021г), районном конкурсе «Видео-визитка юнармейского отряда» (Диплом III степени, 2022г), региональном конкурсе буктрейлеров «Написано войной»; приняли учатие в сетевой патриотической акции "Помним. Чтим. Гордимся. Благодарим",  Всероссийской акции "Скажи спасибо лично", приуроченной ко Дню защитника Отечества, Всероссийской онлайн-акции «Зеркало истории», Всероссийской акции «Окна Победы», Всероссийской ежегодной акции «Георгиевская ленточка», Международной акции "Сад памяти". Юнармейцы активно участвовали и в интернет – олимпиадах, онлайн викторинах, интерактивных головоломках, онлайн диктантах, посвящённых Великой Победе.Активное участие в самоуправлении, лидерство в ДШО «Совет лидеров», школьном отделении РДШ, волонтёрском отряде «Новое поколение», активное участие в юнармейском проекте, поддержка со стороны родительской общественности создали плодотворную почву для участия нашего классного коллектива в областном конкурсе «Лучший ученический класс - 2021», где мы смогли добиться высоких результатов и стали победителями. Мы также надеемся в этом учебном году добиться в этом конкурсе высоких результатов.Конечно, успехи ребят побуждают меня также постоянно развиваться, ведь руководство и участие в проектах, требует от классного руководителя каждодневного поиска новых методик, интересных практик, ежеминутного расширения информационного пространстваЗа технологиями не угнаться, но я как классный руководитель должна идти в ногу со временем, должна быть тем самым двигателем, который тянет весь состав. В заключение  хочу добавить, что творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя: « Я знаю, для чего познаю мир, я умею добывать новые знания, я могу применять свои знания и делаю это самостоятельно».Я убеждена, что творческие и исследовательские конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго – долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку.Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Я могу с уверенностью сказать, мой класс – моя гордость. Впереди у нас с ребятами еще много открытий, интересных моментов и незабываемых встреч.Мыслите, творите, добивайтесь успехов! Таким образом, воспитательный потенциал образовательного учреждения должен реализовываться за счет создания системы взаимодействия школы, обучающихся и их законных представителей. Должна существовать единая направленность воспитания и взаимная заинтересованность в достижении воспитательных целей и задач. Именно такая концепция реализации даёт высокие результаты в решении воспитательных задач как неотъемлемой части образовательной системы.Литература
  • Десятилетие детства. Совершенствование государственной политики в сфере защиты детства. Материалы парламентских слушаний. – М.: Изда- ние Государственной Думы, 2018. – 240 с.
  • «Лабаратория функциональной грамотности»
  • О благотворительности и благотворительных организациях: Федер. Закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ. (ред. от 22.08.2004 г.)
  • Рабочая программа воспитания МОУ СОШ № 16 г. Балашова
  • Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 года № 122 – р об утверждении Плана мероприятий в рамках десятилетия детства
  • Смирнов С.М. Патриотизм - основа социального творчества// Человек и образование. 2010. № 3. С. 32-34.
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.).