Публикации Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку
Автор: Заостровская Ирина Александровна

Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языкуВсероссийские проверочные работы проводятся с целью мониторинга уровня знаний школьников и качества среднего образования в России. Данная работа проверяет, как усвоен материал, изученный за учебный год. По формату она схожа с ОГЭ и ЕГЭ и представляет собой набор заданий с кратким или развёрнутым вариантом ответа. Чтобы её успешно выполнить, нужно уметь работать с текстом и хорошо знать основной курс школьной программы за конкретный класс. При построении работы по подготовке к ВПР следует учитывать, что в пределах одного класса имеются дети с различными показателями обучаемости, умственной работоспособности, учебной мотивации и интереса к предмету. Поэтому в работе следует использовать разноуровневые задания, игровые приёмы, наглядность, таблицы, алгоритмы, схемы.Рассмотрим на примере нескольких заданий из ВПР способы и приёмы, которые я использую на своих уроках для успешной подготовки детей к проверочной работе по русскому языку в 5-6 классах.Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Для выполнения этого задания обучающимся нужно применить знания орфографии и пунктуации. Работа с указанными разделами ведётся на каждом уроке русского языка в виде словарных и орфографических диктантов, орфографического и пунктуационного анализа упражнений. Особое внимание следует уделить сложным предложениям и предложениям с прямой речью, так как именно в них при выполнении ВПР допускается большинство ошибок. Для систематизации теоретического материала я использую алгоритмы, таблицы, памятки (по орфографии: словарь «Пиши правильно», «Словарные диктанты», памятки с орфографическими правилами; по пунктуации: памятки «Главные и второстепенные члены предложения», «Простые и сложные предложения», «Синтаксический разбор предложения» и так далее). Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы.Фонетический разбор следует проводить минимум дважды в неделю. Это может быть пятиминутная проверка в начале урока домашнего задания, индивидуальные карточки с заданиями «сделай разбор», «найди ошибку».Для закрепления навыков морфологического и синтаксического разборов выполняем не только традиционные задания «сделай разбор», но и «установи соответствия между словами/ предложениями и их характеристиками», «придумай слово/предложение к данному разбору».Для выполнения всех указанных видов разбора предлагаются памятки и алгоритмы, которые выдаются ребятам по мере изучения темы и хранятся в удобном для них формате (бумажный или электронный вариант, кому как удобно). Помимо заданий учебника и дидактических материалов, я использую карточки и задания сайта «Учи.ру» для отработки навыков разбора.Задание 3. Поставьте знак ударения в словах.Для подготовки к выполнению задания № 3, которое проверяет знание орфоэпических норм, использую слова из словаря учебника «Говори правильно». Чтобы детям было легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации, стихи.Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР Инессой Агеевой Сергеем Белорусцем, Петром Синявским и другими поэтами.Приведу примеры таких стихотворений.Для запоминания правильного произношения слов, правильного ударения в них, можно использовать звуковые ассоциации. Эти двустишия являются хорошей орфоэпической (акцентологической) разминкой.Кроме веселых стихотворений и звуковых ассоциаций, можно предложить ребятам творческие задания. 1. Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.2. Придумайте рифмовки с данными парами слов (креме́нь реме́нь, кра́ны ра́ны, столя́р маля́р).3. Составьте ряды слов с одинаковым ударением (киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр, миллиме́тр).Задание 5. Выпишите предложение с прямой речью. Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.На отработку темы «Предложения с прямой речью» в 5 классе, помимо алгоритмов и таблиц-памяток, можно предложить разноуровневые задания.Карточка 1. Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы.Мама предупредила ...2) Мальчик испуганно прошептал ...3) ... неожиданно объявил Вовка.4) ... спросил незнакомец.Карточка 2. Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите их, составьте схемы.1) Дежурный сказал. Класс к уроку готов. 2) Ребята заявили. В поход пойдём все. 3) Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии. 4) Девочка удивилась. Разве страус не летает?Карточка 3. Постройте схемы предложений. 1) «Возвращайся домой вовремя!» - предупредила мама.2) Саша прошептал испуганно: «Здесь змея на пне».3) «Завтра я напишу диктант на пятёрку», - неожиданно проговорил Вовка.4) Староста спросила: «Ребята, кто нарисует плакат?»Карточка 4. Выпишите предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания.Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не съешь их яблочка. Старик сказал я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут. Карточка 5. Замените предложения с прямой речью сложными.1) Васютка проглотил слюну, еще раз поглядел на кровянистое небо и с тревогой сказал: «Ветер завтра будет». (В. Астафьев).2) «Завтра скворцов нигде не увидишь, они улетят», - пояснил мне брат. (А. Рыжиков).3) Рувим долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». (К. Паустовский).Текст 2 и задания по нему. Как показывает практика, работа с текстом вызывает у ребят определенные трудности. И проявляются они не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах школьной программы. Следовательно, во время подготовки к ВПР нужно уделять большое внимание анализу текста, так как успешность работы с текстом, его понимание зависит от того, насколько у учащихся развиты творческие и аналитические способности. Задание 8. Определите и запишите основную мысль текста. Работая с текстом, обязательно вспоминаем определения «тема» и «основная мысль» текста. Обязательно используем наглядный материал, памятки. В каждом тексте учебника определяем тему, основную мысль, составляем вопросы к отдельным частям и тексту в целом. Чтобы обучающиеся лучше различали понятия «тема» и «основная мысль», на уроках используем видеоряд. Приведу примеры заданий для отработки навыков работы с текстом.1. Разбираем два текста с одинаковой темой, но разной идеей.Текст 1Муравьи – крошечные создания, обычно меньше двух сантиметров в длину. Они могут быть разных цветов: чёрные, коричневые, красные, жёлтые и даже полосатые. У муравьев, как и у других насекомых, по 6 ног. Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове – глаза и усики. Текст 2В муравьином сообществе действует своя «судебная система». Например, если здоровый муравей, который должен заниматься поиском и заготовкой пищи, несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, то его «наказывают». Муравьи-солдаты убивают рабочего муравья и пускают на фураж. А вот с муравьями, которые потеряли трудоспособность, поступают совершенно иначе. Их кормят, пока недееспособные муравьи в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.2. Смотрим два коротких видео и просим найти соответствия, обосновав их. На данномэтапе можно использовать и научно-познавательное видео для детей, и песню «Про меня и муравья».Эффективным будет задание найти в тексте ключевые слова, позволяющие определить тему и основную мысль.На предложенных текстах можно будет и поработать с заданием 10 - определить тип речи (обязательно предлагаю ребятам памятку «Типы речи»).Следующие задания нацелены на контроль знаний по разделу «Лексика».5 класс Задание 11. Найдите слово по его лексическому значению.Задание 12. Найдите антоним. 6 класс Задание 13. Определите стилистическую окраску слова.Задание 14. Объясните и запишите значение фразеологизма. Ни для кого не секрет, что современные дети очень мало читают, соответственно не знают и не понимают значений многих слов, не умеют анализировать, сопоставлять, последовательно выражать свои мысли. Именно поэтому в их речи преобладает ограниченная в употреблении лексика.   Это факт заставляет с особым вниманием подойти к изучению данного раздела в 5-6 классах, более детально, тщательно продумывать задания, нацеленные на умение разбираться в стилистической окраске слов, пополнение словарного запаса достаточным количеством синонимов, антонимов, фразеологизмов.Примеры тренировочных упражнений по теме «Лексика»
  • Составьте словосочетания со словом «высокий», «свежий».
  • Подбери синонимы, антонимы к словам.
  • Закончи пословицы (подбери антонимы).
  • Мир строит, а война ... Смелый побеждает, а трус ... Добро всегда побеждает …Лучше горькая правда, чем … Ученье – свет, а …Изучая фразеологические обороты, можно продолжить отрабатывать знания о синонимах и антонимах.1. Игра «Третий лишний». А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая.Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом.2. Найди соответствие. Соотнеси фразеологизмы-синонимы в 1 и 2 столбиках. 3. Найди соответствие в 1 и 2 столбиках. Составь и запишите фразеологизмы. 4. Игра «Кто больше?» Подбери фразеологизмы со словом «нос», «рука», «голова», «зуб», «язык» (могут быть предложены ваши варианты).5. Игра «Фразеологический зверинец».О ком ведется речь в следующих фразеологизмах? 1. Пишет как … лапой. 2. Делить шкуру неубитого… 3. На сердце … скребут . 4. …носа не подточит. 5. Как … языком слизала.6. Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл/ включите его в свой рассказ. В работе я использую как свои наработки, так и опыт других учителей, ресурсы сети Интернет. Они помогают оптимизировать учебный процесс, делают его более содержательным и увлекательным для школьников, помогают развивать исследовательскую культуру, выработать навык анализа и отбора нужной информации.