Публикации Модульный принцип содержания образования предметной области «Технология»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модульный принцип содержания образования предметной области «Технология»
Автор: Николай Николаевич Московченко Наталья Александровна Стрекозова

Модульный принцип содержания образования предметной области «Технология» Н. Н. Московченко учитель технологии Н. А. Стрекозова учитель технологии МБОУ СОШ №45 г. Белгорода С 1 сентября 2022 года в силу вступают обновленные ФГОС по всем учебным дисциплинам. Переход на новые образовательные стандарты обязателен только для 1 и 5 классов. Их главное отличие от документов старого образца в том, что в новых ФГОС максимально четко сформулированы требования ко всем предметам школьной программы, окончательным знаниям учеников, а также сделан упор на практическое применение этих навыков. В новых ФГОС также прописаны конкретные требования к условиям обучения для того, чтобы обеспечить равные возможности получения качественного образования всеми ученикам, независимо от места жительства и доходов семьи. Четких инструкций по поводу уроков технологии в обновленных ФГОС нет, однако прописаны навыки, которые должны усвоить ученики на каждом этапе обучения. Среди них: изучение современных высокотехнологичных систем, способность ориентироваться в текущей повестке научной сферы. Разработка ФГОС производилась с учетом научно-технологического развития России. Как и для всех других общеобразовательных программ, у технологии появилась модульность программы. ФГОС представили следующие модули: Инвариантные модули Модуль «Производство и технология» Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» Вариативные модули Модуль «Робототехника» Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» Модуль «Компьютерная графика. Черчение» Модуль «Автоматизированные системы» Модули «Животноводство» и «Растениеводство» Примерная рабочая программа ООО «Технология», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [1], констатирует, что модули, входящие в инвариантный блок, осваиваются в обязательном порядке. Инвариантные модули выбираются исходя из возможностей образовательной организации. Хотя программа предусматривает принцип «двойного вхождения» — когда вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно присутствуют и в инвариантных модулях. Так же программа предусматривает несколько содержательных линий: Линия «Технология» Линия «Моделирование» Линия «Проектирование» Линия «Профессиональная ориентация». Приведённые содержательные линии в рамках модульного курса могут быть раскрыты с различной полнотой и направленностью, в зависимости от состояния материально-технической базы общеобразовательной организации. Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебно-производственных комбинатов и технопарков. На начальном этапе внедрения модульного курса технологии, когда школы не имеют возможностей реализовать ту или иную вариативную составляющую, предполагается возможным использование инвариантных модулей, содержащих только модули «Производство и технология», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», без включения вариативных модулей. Что фактически соответствует традиционному курсу технологии с добавлением нового содержания. В стандарте большое внимание уделяется развитию цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. Поэтому рабочие программы учебных предметов, учебных курсов должны включать: тематическое планирование с указанием количества академических часов и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемые для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству РФ [2]. В то же время, каких-либо новых учебников для преподавания дисциплины «Технология» не предусмотрено, поэтому могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников [3]. Источники информации 1.Примерная рабочая программа ООО «Технология» [Электронный ресурс] / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2022). 2. ФГОС ООО [Электронный ресурс] / Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. – Режим доступа: -prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/obzh/fgos/o-fgos-poop-07-04-22.html (дата обращения: 29.05.2022). 3.Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03–1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс.– Режим доступа: (дата обращения: 29.05.2022).