Публикации
Использование игровых технологий в музыкальном процессе с детьми ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование игровых технологий в музыкальном процессе с детьми ОВЗ
Автор: Кохан Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование игровых технологий в музыкальном процессе с детьми ОВЗ
Автор: Кохан Елена Анатольевна
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Использование игровых технологий в музыкальном процессе с детьми ОВЗ» Современные дошкольное образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей. Существует много технологий, применяемых в работе с детьми, одна из них- игровая технология. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. Игра необходима детям не только как способ познания искусства, но и как лечебно-профилактическое средство. Игровая методика с её здоровьесберегающим эффектом полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития. Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с ОВЗ снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков. Игровые технологии способствуют: движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми. Из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного. Особенность игровых технологий заключается в простоте и доступности исполнения, отсутствие механизма оценивания, возможности использования в самых разнообразных формах работы с детьми, а также развитие и развлечение. Музыка и игра – это источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством всех видов музыкальной деятельности. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Музыкальные занятия с использованием игровых технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельные музыкальные игры детей в группе.Чтобы быстрее и успешнее прошла социализация таких детей в коллективе в своей работе мы обращаемся к технологии А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей», где развивается не только музыкальный слух, пластичность, выразительность движений, ориентировка в пространстве, но и умение вступать в контакт, воспринимать партнера, ощущать свое тело и координировать собственные движения с движениями партнера или коллектива, умение раскрепощаться.После включения коммуникативных танцев в совместную деятельность мы заметили, дети более уверенно чувствуют себя в коллективе, учатся соотносить свои действия с действиями сверстников. Результатом таких педагогических приёмов работы с воспитанниками становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, а самое главное – улучшающееся состояние их психического, физического и эмоционального здоровья. Выстраивая ход музыкальных занятий, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановке дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Начать занятия нам помогут игры- приветствия:(Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой): «Здравствуйте» «Здравствуйте», муз. и сл. М. КартушинойЗдравствуйте, телята! Дети: МУ-му-му!Здравствуйте, козлята! Дети: Ме-ме-ме!Здравствуйте, ягнята! Дети: Бе-бе-бе!Здравствуйте, цыплята! Дети: Пи-пи-пи!Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Элементарное музицирование - это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. Одной из современных технологий в системе коррекционной помощи детям с ВОЗ безусловно, является важнейший педагогический принцип Карла Орфа («Шульверк») – импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Важнейший атрибут игроритмики - детские музыкальные инструменты и шумовой оркестр. Использование в занятиях металлофона, ложек, трещоток, треугольников позволяет учиться не только слушать музыку, но и почувствовать себя внутри нее, помогая создавать композицию. Музицирование - одно из самых доступных форм ознакомления с миром музыки.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.(Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)Музыкальная игроритмика – это технология, обучающая ребенка гармонично сочетать движения и координацию с музыкой, ощущать различия длительностей и ритма. Перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения упражнений соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Упражнения должны выполняться без всякого напряжения свободно естественно, с соблюдением педагогических принципов. Музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организмаПЕВЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию. Наиболее доступными являются так называемые певческие упражнения. Это небольшие песенки с простым, интересным текстом, который понятен детям.Музыкально-игровые упражнения предлагают М. Ю. Картушина, О. Н. Арсеневская, Е. А. Судакова. Певческие упражнения также имеют большой потенциал в оздоровлении детей, так как они позволяют видоизменить темпоритм дыхания и нормализовать этим все обменные процессы организма. Певческих упражнений достаточно много и каждое имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решаются они все в комплексе.Упражнения на выработку певческой установки.Певческая установка – положение тела, постановка корпуса, правильная осанка. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, можно использовать игровое упражнение «Сидит дед» (Муз. М. Картушиной, сл. народные) Сидит дед. Ему сто лет. (2 раза). А мы детки маленькие, У нас спинки пряменькие. (2 раза)ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.Пение - это есть один из способов развития дыхания. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Вот несколько примеров.Упражнение на развитие дыхания «33 Егорки». Цель – распределить один выдох на всю длину фразы, (как можно большее количество Егорок). Исполняется без музыкального сопровождения на двух звуках в пределах секунды.Как у леса на пригорке жили 33 Егорки. Поглубже носиком вдохнем и Егорок считать начнем: 1 Егорка, 2 Егорки, 3 Егорки…Упражнения на дикцию.Дикция – разборчивость произнесения текста. Дети с ОВЗ имеют проблемы с произношением. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений.в распевке "Колобок", казалось бы, в такой простой строчке, да ещё пропетой в быстром темпе, " по дорожке я скаЧу, и каЧу, куда хоЧу", явно угадывается скороговорка, которую мы проговариваем сначала медленно и чётко, утрируя звуки, потом сдвигая темп, поём, добиваясь чёткой дикции и, при этом, лёгкости пения! Очень помогают ребятам в освоении этой строчки жесты: мы показываем только руками:- скок-скок (скачу)- плавные жесты (качу)- куда хочу (развести ручки)Распевание должно быть интересным, только тогда будет привлекать обучение.Пальчиковые игры Пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики. Такие игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление.Пальчиковые игры основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют эмоциональному благополучию. Логопедические распевки основаны на чистоговорках и попевках, направленных на овладение различными звуками.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.Машина. Руку поставить перед собой на уровне пояса, ладонью вниз. На любой гласный звук вести руку ровно – «машина едет по ровной дороге», добавить небольшие голосовые колебания в пределах интервала секунда вверх-вниз – «машина едет по неровной дороге, по кочкам».Основные приемы фонопедического метода:1. Артикуляционная гимнастика.2. Игровые упражнения на развитие силы и тембра звукаВ игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и т. д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.ИГРОВОЙ МАССАЖ. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на вест организм в целом.Игромассаж, является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. А также способствует развитию слухового внимания и речи.При проведении массажа самими детьми, они выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику• грецкий орех,• шарик или массажный мячик,• эспандер кистевой,• 6 -гранный ребристый карандаш,• счетные палочки,• резиновые игрушки разной плотности,• прищепки,• крупа (рис, пшено, гречку) и песок,• бигуди,• массажеры Су–Джок и т. д. Массаж ладоней шестигранным карандашом.Карандаш я покачу вправо-влево, как хочу.Заведи мотор скорей, и ладошки разогрей,Разгоняйся все быстрей, сил, дружок мой, не жалей.Скорость после замедляем, вот мы к дому подъезжаем.РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.Овладевать всеми выразительными средствами музыки позволяют детям речевые игры. В речевых играх Т. Боровик, Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло, дуэтом. Использование речевых игр эффективно влияет на укрепление эмоционального здоровья детей. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей с ОВЗ чувства ритма и интонационного слуха. Первым инструментом для детей конечно же является, как известно его собственное тело. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших детей с ОВЗ. Это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);притопы (всей стопой, пяткой, носком);щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекамДети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.«Лесенка». Музыка Е. Тиличеевой.Вот иду я вверх (Пальчики «шагают» по коленям, шлепок)Вот иду я вниз. Притопы ногами, хлопок Лепёшки.Орф-технология в работе помогает :- установить контакт;- повышает самооценку ребенка;- развивает эмпатию;- формирует ценные практические навыки: пения, слушания музыки;- помогает занять ребё нка увлекательным делом: пением, танцами, музыкальными играми;- оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений; - содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей детей;- позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка.МДИ.Особое место в работе отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений. Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.«Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.Использование ИКТ позволяет ярко и понятно донести до детей информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера.МУЗЫКОТЕРАПИЯ. Музыкотерапия все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой.В процессе психогимнастики дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на музыкальных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов и оздоровлению ребенка, наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков. Внимательный преподаватель, анализируя манеру общения ребенка и обучая его при помощи игровых технологий, способен предвидеть даже профессиональную ориентацию личности и в состоянии дать рекомендации родителям присмотреться к ярко выраженным талантам малыша, а также к возможным проблемам в общении или самовыражении, ненавязчивую коррекцию которых следует продолжить в домашней обстановке. Использование музыкально – игровых технологий поможет музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести занятие. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, где воспитатели – главные помощники музыкального руководителя.